Этические принципы и нормы деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

В-шестых, специалисты, приходящие на социальную работу, привносят в  нее собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта.

В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная  совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, т.е. как определенная система, и является содержанием его профессионального долга.

Проблема создания систем моральных норм является одной из наиболее интересных и сложных проблем  этики. Так, например, в своей работе "Гармоническое развитие эстетических и этических начал человеческой личности" С. Кьеркегор стремится  соединить свободу выбора личности с категорическим императивом, которым  обусловлен любой моральный или  этический кодекс. Мотивирует он это  тем, что нравственные кодексы всегда претендовали на общезначимость, так  как они создавались, а точнее говоря, складывались в процессе человеческой жизнедеятельности и затем документировались  как универсальные, абсолютные, рассчитанные на все времена, любые ситуации и  на всех людей13.

Основой этического кодекса  социального работника является моральная норма - общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его  отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и  обстоятельствах. Нормы профессиональной морали в социальной работе это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения  специалиста.

Общие нормы профессиональной морали в социальной работе охватывают большой спектр реальных отношений  специалиста. Например, требования быть гуманным, проявлять любовь к людям, стремиться к достижению общественного  блага и блага клиента, естественно, являются нормами, которыми социальному  работнику следует руководствоваться  в повседневной деятельности, однако содержание этих требований является довольно неопределенным; в каждую историческую эпоху они наполнялись  специфическим содержанием, отражавшим систему ценностей конкретной эпохи, общества или социальной группы.

Помимо моральных норм, этический кодекс социального работника  содержит моральные правила - конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки  и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и  системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.

Этический кодекс содержит также  принципы, которыми должен руководствоваться  социальный работник в своей повседневной деятельности; например, содействовать  удовлетворению разумных интересов  клиента, быть объективным в оценке его обстоятельств и качеств  личности и т.п. Необходимо иметь  в виду, что принципы, заложенные в кодексе, носят не абсолютный характер. В случае, если они входят в противоречие с нормами и принципами общественной морали, предпочтение следует отдать общественной морали.

Кодекс до некоторой степени  отражает обычаи и традиции, сложившиеся  в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности  и затем - социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности (см. Приложение А). В традициях российской благотворительности такие формы  деятельности, как помощь каждому  нуждающемуся, общинная и общественная помощь в виде призрения и др. Учет национальных особенностей является важнейшим фактором, влияющим на эффективность  социальной работы, ее статус и престиж  в обществе.

Все этические кодексы  непременно содержат требования к качествам  личности специалиста. Личность специалиста, ее нравственные качества играют важнейшую  роль в повседневной практической деятельности, оказывают воздействие на социальное самочувствие и психологический  статус клиента, влияют на моральный  уровень всего общества. Понимая  это, специалисты обоснованно предъявляют  повышенные моральные требования к себе и своим коллегам и вносят в профессиональные этические кодексы требования к качествам личности специалиста.

Личностные качества, необходимые  профессиональному социальному  работнику, могут быть сведены в  две основные группы:

  • качества, необходимые в практической деятельности (работе с клиентом или группой клиентов, взаимодействии с коллегами);
  • качества, необходимые для профессионального и личного роста социального работника, его самосовершенствования.

Как бы то ни было, социальные работники понимают, что соответствие личности всем тем конкретным требованиям, которые предъявляются специалисту  в области социальной работы, - быть честным, добрым, способным и готовым  к сочувствию и сопереживанию, иметь  силу воли и др. - свидетельствовало  бы о совершенстве личности, которую  в реальной действительности найти  не так легко. Не всегда возможен и  эффективен профессиональный отбор, осуществляемый при приеме на работу или в учебное  заведение соответствующего профиля. В связи с этим в кодексах подчеркивается необходимость постоянного профессионального  и нравственного совершенствования  специалиста, его личностного роста, - что может быть достигнуто в  результате самоанализа, и постоянной работы над собой.

Этический кодекс социального  работника, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой  системой. Он открыт и динамичен (Приложение А), и это понятно: нравственные отношения, нормы и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, косными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения статуса отдельных социальных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящее в связи с этим в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных, норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы. Соблюдение требований этического кодекса социальным работником - не формальность, а необходимое условие эффективности его повседневной практической деятельности, критерий ее общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым социальным работником требований этического кодекса становится непременным условием признания и закрепления высокого статуса профессии в обществе, основанием для повышения авторитетности ее представителей, ведет к самоуважению и самоутверждению личности специалиста в профессиональной группе и в обществе. При всем различии профессиональных этических кодексов, принятых социальными работниками разных стран, все они имеют общие цели и задачи, чем и обусловлено их сходство. Вместе с тем, этические кодексы не могут не иметь различий, связанных со спецификой менталитета различных народов, их национальными обычаями и традициями, уровнем социально-экономического развития и статусом социальной работы в обществе.

Если действия и поведение  социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие  качества его личности, отвечают требованиям  профессиональной морали, систематизированной  в этическом кодексе, который  разобран нами во второй главе, можно  сделать вывод, что они соответствуют  также понятиям справедливости и  добра, общественного и личного  блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника  отвечают требованиям господствующей в обществе морали. Подобная функция  социальной работы осуществляется благодаря  ее положительному моральному влиянию  как непосредственно на участников процесса деятельности - самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.

 

3. Современные  требования к социальному работнику

3.1 Деонтология  отдельных видов взаимодействия  в социальной работе

 

Термин "деонтология" для  обозначения учения о должном  поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Первоначально Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Вскоре понятие "деонтология" стало применяться несколько в ином смысле - в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а не только верующего, по отношению к его религиозным обязанностям, а учение - деонтология - стала отличаться от аксиологии - учении о нравственных ценностях.

Практически каждая современная  профессия формирует собственные  представления о должном. На основании  этого складываются требования к  поведению и действиям, которые  в отношении специалиста выступают  как его профессиональный долг и  обязанности. В понятие профессионального  долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той  или иной профессии, но и ответственность  этих людей перед коллегами, перед  профессией как таковой, перед обществом.

Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической  системы. Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология  выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так  ярко выражена сопряженность моральных  и профессиональных компонентов  в поведении и действиях специалиста. Категория "профессиональный долг" выражает нравственные обязанности  специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Долг - одна из важнейших категорий  как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста  и представляет собой совокупность его обязанностей. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей  повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в  необходимости определенных действий.

В категории "долг" наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника  и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и  основные черты долга социального  работника определяются тем, что  он занят конкретной специфической  социальной деятельностью по решению  проблем общества, социальных групп  и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает  социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения  в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.

Долг как "высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей"14, внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей.

Деятельность социального  работника сопряжена с высокой  степенью самостоятельности и моральной  ответственности, представляющей собой  сознательное отношение к профессиональному  долгу. Ответственность в свою очередь  не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального  работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального  долга вменяет в обязанность  специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, - в  соответствии с известным принципом "primum non nocere" - "прежде всего, не навреди", приписываемом Гиппократу15.

Применительно к социальной работе деонтология - это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального  долга социального работника. Деонтология  социальной работы - это комплекс норм, установлений и предписаний о  долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как  профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы16.

Таким образом, профессиональный долг специалиста - это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют  к поведению и действиям, и  то, в чем он испытывает потребность  и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых  становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального  долга социального работника  представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых  к нему его профессией.

Осознание социальным работником своего профессионального долга - есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью  объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга  является условием высокоэффективной  деятельности как самого социального  работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.

При определенных условиях объективный  и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг - как глубоко осознанная необходимость определенной линии  поведения, диктуемой потребностями  достижения блага в системе "человек - среда" - для социального работника  является продолжением профессионального  долга и неотъемлемым атрибутом  профессии.

Осознание социальным работником своего профессионального долга  означает:

высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы;

четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное  их выполнение;

профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

глубокую убежденность в  необходимости выполнения своих  профессиональных обязанностей, поскольку  этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

заинтересованность в  повышении эффективности своего коллектива и своей индивидуальной работы;

высокую организованность и  сознательную дисциплину, привычку к  должному поведению;

наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

стремление постоянно  совершенствоваться в профессии, осваивать  новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника