Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа
Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В-шестых, специалисты, приходящие
на социальную работу, привносят в
нее собственные системы
В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, т.е. как определенная система, и является содержанием его профессионального долга.
Проблема создания систем
моральных норм является одной из
наиболее интересных и сложных проблем
этики. Так, например, в своей работе
"Гармоническое развитие эстетических
и этических начал человеческой
личности" С. Кьеркегор стремится
соединить свободу выбора личности
с категорическим императивом, которым
обусловлен любой моральный или
этический кодекс. Мотивирует он это
тем, что нравственные кодексы всегда
претендовали на общезначимость, так
как они создавались, а точнее
говоря, складывались в процессе человеческой
жизнедеятельности и затем
Основой этического кодекса
социального работника является
моральная норма - общее содержательное
требование к поведению и деятельности
социального работника в его
отношении к субъектам
Общие нормы профессиональной
морали в социальной работе охватывают
большой спектр реальных отношений
специалиста. Например, требования быть
гуманным, проявлять любовь к людям,
стремиться к достижению общественного
блага и блага клиента, естественно,
являются нормами, которыми социальному
работнику следует
Помимо моральных норм, этический кодекс социального работника содержит моральные правила - конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.
Этический кодекс содержит также принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности; например, содействовать удовлетворению разумных интересов клиента, быть объективным в оценке его обстоятельств и качеств личности и т.п. Необходимо иметь в виду, что принципы, заложенные в кодексе, носят не абсолютный характер. В случае, если они входят в противоречие с нормами и принципами общественной морали, предпочтение следует отдать общественной морали.
Кодекс до некоторой степени
отражает обычаи и традиции, сложившиеся
в процессе становления первых форм
взаимопомощи, благотворительности
и затем - социальной работы как специфического
вида профессиональной деятельности (см.
Приложение А). В традициях российской
благотворительности такие
Все этические кодексы
непременно содержат требования к качествам
личности специалиста. Личность специалиста,
ее нравственные качества играют важнейшую
роль в повседневной практической деятельности,
оказывают воздействие на социальное
самочувствие и психологический
статус клиента, влияют на моральный
уровень всего общества. Понимая
это, специалисты обоснованно
Личностные качества, необходимые профессиональному социальному работнику, могут быть сведены в две основные группы:
Как бы то ни было, социальные
работники понимают, что соответствие
личности всем тем конкретным требованиям,
которые предъявляются
Этический кодекс социального работника, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен (Приложение А), и это понятно: нравственные отношения, нормы и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, косными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения статуса отдельных социальных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящее в связи с этим в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных, норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы. Соблюдение требований этического кодекса социальным работником - не формальность, а необходимое условие эффективности его повседневной практической деятельности, критерий ее общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым социальным работником требований этического кодекса становится непременным условием признания и закрепления высокого статуса профессии в обществе, основанием для повышения авторитетности ее представителей, ведет к самоуважению и самоутверждению личности специалиста в профессиональной группе и в обществе. При всем различии профессиональных этических кодексов, принятых социальными работниками разных стран, все они имеют общие цели и задачи, чем и обусловлено их сходство. Вместе с тем, этические кодексы не могут не иметь различий, связанных со спецификой менталитета различных народов, их национальными обычаями и традициями, уровнем социально-экономического развития и статусом социальной работы в обществе.
Если действия и поведение
социального работника в
Термин "деонтология" для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Первоначально Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Вскоре понятие "деонтология" стало применяться несколько в ином смысле - в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а не только верующего, по отношению к его религиозным обязанностям, а учение - деонтология - стала отличаться от аксиологии - учении о нравственных ценностях.
Практически каждая современная
профессия формирует
Учение о должном является
ядром каждой профессиональной этической
системы. Если этика раскрывает сущность
профессионального долга, то деонтология
выявляет специфику его реализации
в конкретных видах взаимоотношений.
Именно в деонтологии, поэтому, так
ярко выражена сопряженность моральных
и профессиональных компонентов
в поведении и действиях
Долг - одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.
В категории "долг" наиболее
ярко проявляется социальный характер
деятельности социального работника
и нормативный характер профессиональной
этики. Специфическое содержание и
основные черты долга социального
работника определяются тем, что
он занят конкретной специфической
социальной деятельностью по решению
проблем общества, социальных групп
и отдельных индивидов, и вытекают
из содержания его профессиональной
деятельности. Чувство долга побуждает
социального работника
Долг как "высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей"14, внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей.
Деятельность социального
работника сопряжена с высокой
степенью самостоятельности и моральной
ответственности, представляющей собой
сознательное отношение к профессиональному
долгу. Ответственность в свою очередь
не является отвлеченным понятием,
она неотделима от творчества и самостоятельности,
внимания к людям, окружающим социального
работника в его повседневной
практической деятельности. В этих
случаях понятие
Применительно к социальной
работе деонтология - это комплекс профессиональных,
правовых и морально-этических правил,
составляющих понятие профессионального
долга социального работника. Деонтология
социальной работы - это комплекс норм,
установлений и предписаний о
долге и профессиональных обязанностях,
ответственности социального
Таким образом, профессиональный долг специалиста - это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.
Осознание социальным работником
своего профессионального долга - есть
отражение его объективных
При определенных условиях объективный
и профессиональный долг становится
фактически внутренним нравственным долгом
социального работника как
Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:
высокий профессионально-
четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;
профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;
глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;
сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;
заинтересованность в повышении эффективности своего коллектива и своей индивидуальной работы;
высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;
наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;
стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.
Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника