Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 06:43, реферат
Деловые коммуникации – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Основной акцент ставится на рациональные составляющие, в то время как сам процесс стремится к выработке единых правил совместной целенаправленной деятельности. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение конкретных задач.
1. Роль деловых коммуникаций в 21 веке. 3
2. Понятие, структура и функции деловых коммуникаций. 4
2.1 Понятие деловых коммуникаций 4
2.2.2. Интерактивная и перцептивная функции общения. 7
3. Общие этические принципы и характер деловых коммуникаций. 7
3.1 Понятие принципов делового общения. Принципы деловых коммуникаций 7
3.2 Этика деловых коммуникаций 10
3.2.1 Этика делового общения «сверху-вниз». 12
3.2.2 Этика делового общения «снизу-вверх». 14
3.2.3 Этика делового общения «по горизонтали». 16
4. Заключение 17
Список литературы 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Деловые коммуникации» на тему:
«Этические нормы и принципы деловых коммуникаций»
Проверил:
Лычманов Д.Б.
факультета маркетинга
группы 1107
Белявская Д.П.
Москва 2011
Оглавление
1. Роль деловых коммуникаций в 21 веке. 3
2. Понятие, структура и функции деловых коммуникаций. 4
2.1 Понятие деловых коммуникаций 4
2.2.2. Интерактивная
и перцептивная функции
3. Общие этические принципы и характер деловых коммуникаций. 7
3.1 Понятие принципов делового общения. Принципы деловых коммуникаций 7
3.2 Этика деловых коммуникаций 10
3.2.1 Этика делового общения «сверху-вниз». 12
3.2.2 Этика делового общения «снизу-вверх». 14
3.2.3 Этика делового общения «по горизонтали». 16
4. Заключение 17
Список литературы 18
Деловые коммуникации – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Основной акцент ставится на рациональные составляющие, в то время как сам процесс стремится к выработке единых правил совместной целенаправленной деятельности. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение конкретных задач.
Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых коммуникаций является общение людей. Как определяющие конечный положительный результат коммуникаций факторы, мною будут рассмотрены этика и основные принципы деловых коммуникаций на примере общения и взаимоотношений.
Деловые отношения тесно связаны с общением, являясь основным способом взаимодействия в производственной деятельности – это самый массовый вид социального общения. Они представляют собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.
Деловые коммуникации сегодня
проникают во все сферы общественной
жизни. В коммерческие, деловые отношения
вступают предприятия всех форм собственности,
частные лица. Компетентность в сфере
деловых коммуникаций непосредственно
связана с успехом или
Новые экономические и
социальные условия побудили к коммерческой
и организаторской деятельности
широкие массы населения. Это
обстоятельство выдвинуло на первый
план необходимость обучения языковым
формам делового общения, необходимость
повышения лингвистической
По характеру и содержанию отношения бывают формальные (деловые) и неформальные. Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата.
Выбранная мною тема актуальна тем, что проблеме этике коммуникаций в бизнесе в последнее время уделяется большое внимания, повлекшее возникновение отрасли науки, определяющей себя как междисциплинарную, опирающуюся на теорию морали, менеджмент, экономику и психологию. Причина внимания к вопросам бизнес-этики прежде всего связана с экономическом ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров.
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 гг. до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна отвечать на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.
Мораль – это система
этических ценностей, которые признаются
человеком. Мораль – важнейший способ
нормативной регуляции
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей или личностей), в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». 1
Специфика деловых коммуникаций обусловлена тем, что они возникают на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимыми нормами и стандартами (в том числе и этическими) поведения людей. Как и всякая коммуникация, деловая коммуникация имеет исторический характер, она проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Ее отличительная черта – отсутствие самодовлеющего значения. Деловая коммуникация не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.
Деловое общение является
необходимой частью человеческой жизни,
важнейшим видом отношений
С учетом всего вышесказанного этику деловых коммуникаций можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:3
> Коммуникативная сторона - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
> Интерактивная сторона - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);
> Персептивная сторона - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Рассмотрим каждую функцию в отдельности.
Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Невербальная коммуникация. Установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется путем применения невербальных выражений. Они развиваются как общественные знаки коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Жесты и мимика, позы наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются этическим нормам. В условиях служебного взаимодействия тональность невербального поведения должна оставаться нейтральной. Чрезмерная жестикуляция при деловом разговоре может быть расценена как проявление фамильярности.
Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.
Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.[6]
Перцептивная функция общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Все три стороны общения
тесно переплетаются между
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Принципы делового общения дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Первый принцип: Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».4
Второй принцип: Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.)
Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
Логическим продолжением
четвертого принципа является п
Информация о работе Этические нормы и принципы деловых коммуникаций