Этические принципы и нормы деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального  образования, имеющие государственную  лицензию на право ведения образовательной  деятельности по специальности "социальная работа" и ее специализации "социальная работа в пенитенциарных учреждениях", наряду с основными образовательными программами могут реализовывать  образовательные программы дополнительного  профессионального образования (повышения  квалификации) социальных работников пенитенциарных учреждений в целях  углубления их профессиональных знаний, совершенствования личностных качеств, а также для подготовки к выполнению своих профессиональных обязанностей с новыми трудовыми функциями. Общими задачами структурных подразделений высших и средних специальных образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации социальных работников пенитенциарных учреждений являются:

1) удовлетворение потребности  социальных работников пенитенциарных  учреждений в получении новых  знаний по теории и истории  социально-воспитательной работы  в отечественной и зарубежной  практике исправительной системы;

2) повышение квалификации  и профессиональная переподготовка  социальных работников пенитенциарных  учреждений, а также лиц, работающих  в должности "социальный работник  пенитенциарного учреждения", но  имеющих базовое юридическое,  педагогическое или другое высшее  образование; незанятого населения  и безработных граждан с целью  получения ими новой специальности  или квалификации, подготовка их  к выполнению трудовой функции  работника пенитенциарного учреждения;

3) консультационная деятельность  по профессиональной деятельности  социальных работников пенитенциарных  учреждений и особенностям их  профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации;

4) обобщение и распространение  новейшего опыта организации  учебного процесса по социальной  работе, в том числе по социальной  работе в пенитенциарных учреждениях;  опыта научно-методической работы  и прогрессивных методов обучения.

 

Заключение

 

Проанализировав научно-методическую литературу, изучив историю, сущность и специфику профессиональной морали мы пришли к следующему:

Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям  помощи бедным светских филантропов. Основываясь  на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам  в заботе о благе человека.

Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных  формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую  ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом  с момента принятия решения и  до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться принципами профессиональной этики - наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста  по отношению к тому или и иному  субъекту отношений, возникающих в  процессе социальной работы.

Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, религиозных  и демократических идеалов и  философских теорий и является универсальной  возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью  и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением  социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижении социальной справедливости. На основе "Международной декларации этических принципов социальной работы" социальный работник обязан признавать стандарты этического поведения.

На основании анализа  личностно-нравственных характеристик  социального работника сделаем  вывод, что основой личности социального  работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать  в соответствии с требованиями этики  и морали, потребность творить  добро, приносить людям благо. Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента:

  • нравственные знания;
  • нравственные убеждения;
  • нравственная потребность

Осознание обществом высокой  значимости социальной работы, ее объективного статуса и функций, которые она  выполняет, поможет социальным работникам, если не решить полностью, то, по крайней  мере, уменьшить проблемы клиентов. Повышение статуса социальной работы как наиболее гуманной сферы профессиональной деятельности может способствовать повышению статуса милосердия и  гуманизма, социальной справедливости и доброты в общественном сознании, росту духовности российского общества.

Если действия и поведение  социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие  качества его личности, отвечают требованиям  профессиональной морали, систематизированной  в этическом кодексе, который  разобран нами во втором разделе, можно  сделать вывод, что они соответствуют  также понятиям справедливости и  добра, общественного и личного  блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника  отвечают требованиям господствующей в обществе морали. Подобная функция  социальной работы осуществляется благодаря  ее положительному моральному влиянию  как непосредственно на участников процесса деятельности - самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.

Деятельность социального работника, имеющая в своей основе должное  поведение, всегда ориентирована на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких  результатов, сопровождающиеся сознанием  личной ответственности за произведенные  действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе.

Одним из современных направлений  эволюции профессионального образования  и совершенствования его содержания является дифференциация образования  в зависимости от сферы будущей  деятельности специалиста. Именно на этой основе выделилась специализация "социальный работник пенитенциарного учреждения". Стать квалифицированным специалистом в данной области можно, пройдя профессиональную подготовку либо переподготовку в соответствующих  учебных заведениях.

Общими задачами структурных  подразделений высших и средних  специальных образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации социальных работников пенитенциарных учреждений являются:

1) удовлетворение потребности  социальных работников пенитенциарных  учреждений в получении новых  знаний по теории и истории  социально-воспитательной работы  в отечественной и зарубежной  практике исправительной системы;

2) повышение квалификации  и профессиональная переподготовка  социальных работников пенитенциарных  учреждений;

3) консультационная деятельность  по профессиональной деятельности  социальных работников пенитенциарных  учреждений и особенностям их  профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации;

4) обобщение и распространение  новейшего опыта организации  учебного процесса по социальной  работе.

 

Список использованных источников

 

  1. Анисимов  А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. - М., Наука, 1968.
  2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М., 1985.
  3. Антология социальной работы. В 3 т. Т.1. История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов - М., Сварогъ, 1994.
  4. Архангельский Л.М. Сущность этических категорий // Филос. науки. - 1961. - №3.
  5. Бадя Л.В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) // Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1.
  6. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. - М., Наука, 1979.
  7. Белякова Г.И. Профессиональная мораль. - М., изд-во МГУ, 1975.
  8. Бербешкина З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., Изд-во РГСИ, 1993.
  9. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990.
  10. Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. - Минск, 1987.
  11. Вичев В. Мораль и социальная психика. - М., Прогресс, 1978.
  12. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. - М., 1992.
  13. Галагузова М.А. Социальная работа с осужденными. - М., 2002.
  14. Гоголев Л.Д. Беседы об эстетике поведения. - Киев, 1990.
  15. Голохвастов Д.П. “Домострой” благовещенского попа Сильвестра. - М., 1945.
  16. Гумилев Л.Н. От Руси до России. - М., 1995.
  17. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М., Изд-во МГУ, 1994.
  18. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М., Молодая гвардия, 1988.
  19. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.
  20. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1.
  21. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. - М., 1991.
  22. Домострой. - М., Советская Россия, 1990.
  23. Дробницкий О.Г. О нравственности. - М., Наука, 1977.
  24. Иванов В.Г. История этики древнего мира. - Л., ЛГУ, 1980.
  25. Иванов В.Г. История этики средних веков. - Л., ЛГУ, 1984.
  26. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы / Под ред.А. А. Козлова. - М., Союз, 1996.
  27. Коменский Я.А. Великая дидактика: Избр. педагогические соч. - М., Учпедгиз, 1955.
  28. Крутов Н.Н. Мораль в действии: о закономерностях влияния морали на поведение личности. - М., 1977.
  29. Куликова Н.Н. Содержание и критерий нравственного прогресса (опыт философского исследования проблемы). - М., Наука, 1967.
  30. Курочкина И.Н. Современный этикет. - Калуга, 1993.
  31. Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. - 1996. - №2.
  32. Лихачев Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. - 1990. - №4.
  33. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., ВЛАДОС, 1999.
  34. Медицинская этика и деонтология. / Под ред. Морозова Г.В., Царегородцева Г.И. - М., Медицина, 1983.
  35. Миренков В.И. Профессиональный долг. - Л., Знание, 1982.
  36. Миренков В.И. Профессиональная мораль. - Л., Знание, 1984.
  37. Мур Дж.Э. Принципы этики. - М., Прогресс, 1984.
  38. Назаров В.Н. Энциклопедия нравственной мудрости. - М., 1993.
  39. Наука и этика: Реферат. сборник. / Под ред.А. А. Горбовского.
  40. - М., 1979.
  41. Очерк истории этики. / Под ред. С.В. Чагина - М., 1969.
  42. Печчеи А. Человеческие качества. - М., Прогресс, 1985.
  43. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). - М., Союз, 1993.
  44. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Минск, Народная асвета, 1977.
  45. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М., Социальное здоровье России, 1993.
  46. Радов А.Г. Порядок и порядочность. - М., 1988.
  47. Ребрин В.А. Общественное благо и общественный долг. - М., Мысль, 1971.
  48. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. - М., Изд-во МГУ, 1981.
  49. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - М., Политиздат, 1989.
  50. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. - М., Изд-во МГУ, 1989.
  51. Соловьев В.С. Смысл любви // Собр. соч. В 10 т. - М., Мысль, 1988. - Т.2.
  52. Соловьев В.С. Духовные основы жизни // Собр. соч. В 10 т. - М., Мысль, 1988. - Т.3.
  53. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб. - М., 1996.
  54. Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., МПА, 1993.
  55. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., Республика, 1993.
  56. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., Союз, 1993.
  57. Холостова Т.В. Этическое воспитание. - М., Знание, 1985.
  58. Ходаков М.С. Мораль и культура поведения. - М., 1976.
  59. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, Радяньска школа - 1988.
  60. Шварцман К.А. Теоретические проблемы этики. - М., Мысль, 1969.
  61. Школенко Ю.А. Ценности ХХ века. - М., 1990.
  62. Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.
  63. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. - М., МИРОС, 1994.
  64. Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. - М., Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
  65. Этические основы социальной работы // Теория и методика социальной работы: Краткий курс. - М., Союз, 1994.
  66. Этические проблемы в социальных исследованиях. - Энциклопедия социальной работы. Перевод с английского. Том 3. - М., Центр общечеловеческих ценностей, 1994, С.443-448.
  67. Юнгхолм С. - Э. Гуманистические ценности социальной работы. - М., Союз, 1996.
  68. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. - М., Ключ-С, 1998.

1 Бакунин М.А. Мировое тайное общество освобождения человечества. Избр. философ. соч. и письма. - М., 1987. - С. 570.

2 Вичев В. Мораль и социальная психика. - М., Прогресс, 1978. - С. 101.

3 Spenser H. The Principles of Ethics. - New York, 1902.

4 Харчев А.Г. Структура морали и закономерности ее развития. - М., 1970.

5 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1994. - С. 162.

6 Домострой. - М., Советская Россия, 1990.

7 Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Избр. философ. соч. В 3-х т. - М., 1951.Т. 3. - С. 247-251.

8 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., МПА, 1993.С. 45.

9 Международная федерация социальных работников (IFSW), The Ethics of Social Work - Princeples and Standarts. International Federation of Social Workers, Oslo, Norway, October 1994.

10 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., ВЛАДОС, 1999. - С. 80-113.

11 Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., Союз, 1993. - С. 25-40.

12 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., ВЛАДОС, 1999.С. 120-135.

13 Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. - М., 1991. - С. 7-8.

14 Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. 4-е изд.М., 1981.С. 78-80.

15 Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. - М., Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

16 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., ВЛАДОС, 1999. - С. 136-145.

17 Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. - М., Ключ-С, 1998. C. 59-65.

18 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., ВЛАДОС, 1999.С. 145-153.

19 Галагузова М.А. Социальная работа с осужденными. - М., 2002.С. 183-218.


Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника