Этические принципы и нормы деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

Широко были распространены на Руси традиции частной благотворительности, осуществлявшейся людьми по мере возможности, вне зависимости от их социального  и экономического статуса. Фактически до XX века в некоторых русских деревнях и местностях сохранялся древнейший обычай пускать к себе в дом на постой странников, оказывать индивидуальную и коллективную помощь неимущим соседям и т.п., не ожидая в результате этого прибыли или благодеяния, а просто потому, что иначе нельзя - нельзя не помочь людям, оказавшимся в беде и нужде. Распространившийся в XVI веке "Домострой"6 затрагивает вопросы нравственности личности и содержит определенные требования, в том числе и требование участвовать в благотворительности.

В годы реформ Петра I и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нормы как этики, так и этикета, не разделяемых по содержанию. Большинство изложенных в них правил относится не к какой-либо определенной категории лиц, а ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер.

Этика помощи нуждающимся  находит свое дальнейшее развитие в  работах русских философов. Их большинство, сами будучи верующими людьми, связывали  свои этические понятия с православием как основой мировоззрения большинства  своих сограждан.

Н.Г. Чернышевский связывал стремление человека делать добро, приносить пользу с его естественным стремлением  к наслаждению: это "…предписывается  просто рассудком, здравым смыслом, потребностью наслаждения; эта цель - добро"7. Чернышевский считает стремление человека к нравственному совершенствованию, использованию своих духовных качеств во благо людей естественным и наиболее прочным, долговечным и надежным в отношении добра и блага, приносимого окружающим и самому себе.

Во взглядах Н.К. Михайловского  человек признается высшей ценностью  общества - именно поэтому общество должно служить человеку. Однако и  человек призван служить обществу: служа обществу, он служит людям, человечеству. Не "простота" и "одинаковость" членов общества, а, напротив, их совершенство и совершенствование являются задатками  лучшего будущего.

Таким образом, этические  традиции русского народа уходят корнями  в воззрения древних славян, труды  православных богословов и светских философов. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными  просветителями находили отклики в  различных слоях населения и  впоследствии оказали огромное влияние  на этические труды светских ученых, на творчество литераторов.

В советский период взгляды  на социальную работу изменились в  худшую сторону и лишь в постиндустриальном обществе утверждается понимание человека как сложной, интегрированной, целостной  личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени  занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной  и иных сферах деятельности. Требования к нравственному облику человека и гражданина, основанные на традиционных общечеловеческих гуманистических представлениях, включают в себя умение любить людей и бескорыстно творить добро, поскольку это отвечает и общественным, и личностным потребностям, принципу социальной справедливости и гуманизма. Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.

1.2 Этические  принципы в социальной работе

 

Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в  самом процессе деятельности и которые  нередко являются предметом этой деятельности.

Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в  деятельности особых, более жестких  моральных принципов и норм.

В своей практической деятельности специалисты должны опираться не только на нравственные ориентиры, определяющие общее, основное направление их деятельности, но и на правила повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы  и принципы.

Знание этических норм и принципов, применение их в повседневной деятельности помогает социальному  работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных  и негосударственных организаций  и учреждений8.

Профессиональная этика  социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения  специалистов. Ее нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Наоборот, этика требует от специалистов и  их коллективов служения интересам  общества и профессии, клиентов и  их групп.

Сегодня для социальной работы все большее значение приобретает  вопрос о необходимости определения  этических критериев ответственности  каждого социального работника  за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого  подхода к установлению моральных  принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы  ценностей и идеалов.

Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных  формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую  ответственность перед клиентом, его социальным и обществом с  момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться принципами профессиональной этики - наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста  по отношению к тому или и иному  субъекту отношений, возникающих в  процессе социальной работы.

Соблюдение разумных интересов  клиента. Социальный работник, приступая  к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает  от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач - в общем случае эта задача может быть выражена формулировкой "стабилизация и гармонизация отношений  в обществе". Делегируя от своего имени социального работника  для оказания помощи в решении  проблем социально уязвимых слоев и групп населения и наделяя его соответствующими необходимыми и достаточными полномочиями, общество добивается таким образом гармонизации и гуманизации отношений как между социальными группами, так и внутри них, что дает определенную гарантию поступательного развития.

Социальный работник, как  специалист, должен в первую очередь  помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться  в разумной обоснованности возникающих  потребностей и оказать помощь в  удовлетворении потребностей именно такого характера.

Личная ответственность  социального работника за нежелательные  для клиента и общества последствия  его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник, вооруженный знанием  не только сущности проблемы клиента  и его потребностей, но и возможностей системы социальной защиты для ее решения, количества и качеств средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия  принимаемого решения.

Его ответственность носит  более серьезный характер, нежели ответственность клиента: клиент, как  правило, озабочен лишь достижением  своего блага, социальный работник же должен учитывать последствия принятого  решения не только для клиента, но и для всего общества и по возможности, сглаживать противоречия их интересов, если таковые возникают. Человеку свойственно  желать большего, нежели это может  быть целесообразно. Именно это обстоятельство делает социального работника ответственным  за результаты совместных с клиентом решений и действий в гораздо  большей степени, в том числе  и за отдельные последствия.

Уважение права клиента  на принятие самостоятельного решение  на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента  есть проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и  стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле.

Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности клиента, но и его  видение решения проблемы, в том  числе и конечного результата совместных действий. Последнее слово  все равно остается за клиентом, поскольку он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения, а социальный работник может только постараться переубедить клиента, обязательно аргументируя свои доводы.

Принятие клиента таким, каков он есть. Причины того, что  человек попал в трудную жизненную  ситуацию могут быть разными - как  объективными, так и субъективными, не зависящими от самого клиента и  кроющимися в его личности и избранном  им стиле жизни. Человек таков, каков  он есть, и с ним надо работать, даже если клиентом социальной службы его сделали его же недостатки, но это вовсе не означает одобрения  всех его поступков.

Учитывая особенности  личностных качеств клиента, принимая его таким, каким он является (а  не таким, каким его хотелось бы видеть), объективно оценивая его возможности  и способности (в том числе  потенциальные), социальный работник может  строить свою тактику и помимо решения основной проблемы, воздействуя  психолого-педагогическими методами добиваться положительной коррекции  личностных качеств клиента, реализации его потенциала.

Конфиденциальность - один из ведущих принципов сотрудничества социального работника и клиента. Все, что касается условий жизнедеятельности  клиента, его личностных качеств  и проблем, является конфиденциальной информацией, и клиент должен быть поставлен  об этом в известность. Сведения о  клиенте социальный работник может  сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет  отношение к решению проблем  клиента. Волевые решения неприменимы - социальный работник может действовать только методами разъяснения и убеждения, аргументируя необходимость привлечения к совместной деятельности указанных лиц и организаций, которых также следует предупредить о необходимости соблюдать конфиденциальность.

Доброжелательность - основа нравственной культуры социального  работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий  его успешного взаимодействия с  клиентом. Само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании людям добра  и творении добра. Желая добра  клиенту, социальный работник осуществляет необходимое руководство его  действиями, тактично указывает на его ошибки и недостатки, помогает в решении трудных проблем  или берет на себя заботу о клиенте  полностью. Доброжелательность всегда ощущается клиентом - благодаря ей он чувствует в социальном работнике  не равнодушного чиновника, а живого человека.

Бескорыстие - необходимый  этический принцип социальной работы. Бескорыстие проявляется в отношениях социального работника и его  клиента, поскольку клиент не оплачивает услуг специалиста. Если клиенту  оказываются платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он, а  учреждение эту работу оплачивает. Бескорыстие социального работника  проявляется также и в том, что зачастую он делает для своего клиента существенно больше, нежели это предписывается должностной  инструкцией, не ожидая дополнительного  вознаграждения.

Хорошо выполненная специалистом работа, своевременно и качественно  оказанная помощь всегда ценится  клиентом, однако профессиональная этика  требует, чтобы социальный работник деликатно, но твердо отказывался от всех материальных выражений благодарности  своего клиента.

Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника  и его клиента являются основой  их взаимного доверия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества. Социальному работнику следует знать, что доверие со стороны клиента к нему - не обязанность, а следствие его деятельности. Социальный работник не вправе скрывать от клиента правдивую информацию, важную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте своего полноправного союзника и партнера, а от партнера скрывать ничего нельзя. Недоверие и недосказанность могут привести только к снижению эффективности взаимодействия. Ни в коем случае не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его.

Полнота информирования клиента  о предпринимаемых действиях  необходима не только для того, чтобы  клиент знал, что социальный работник предполагает предпринять для решения  его проблем. Одной из задач социальной работы является активизация личностного  потенциала клиента, а выполнение этой задачи невозможно без полного информирования клиента. Недостаток информации отрицательно скажется на качестве принимаемого клиентом решения - не зная всех обстоятельств  и фактов, он может принять ошибочное  решение, которое приведет к отрицательному результату. И наконец, поскольку  речь идет судьбе человека и его  благополучии (материальном, физическом или духовном), - клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять  с его участием или без его  участия.

Отсутствие предрассудков  и предубеждений в отношении  клиента - непременное условие установления отношений сотрудничества с клиента. Социальный работник, приступая к  работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет  право на собственные убеждения, взгляды, идеи, мнения и т.п., и его  воззрения не обязательно должны совпадать с воззрениями социального  работника. Даже если взгляды и убеждения  клиента полностью противоречат взглядам и убеждениям социального  работника и являются иррациональными  объективно или с точки зрения специалиста, это не значит, что клиента  следует третировать, ущемлять в правах или считать неполноценным. Социальный работник может тактично изложить свою точку зрения, если этого требуют интересы дела или просит сам клиент, но он обязан уважать и точку зрения своего оппонента. Необходимо помнить, что для социального работника главное - оказание помощи людям, нуждающимся в этом, а не поиск единомышленников и единоверцев среди клиентов.

На данном этапе человеческого  развития, принцип толерантности  является одним из руководящих принципов  социальной работы. Признание правомерности  культурных, религиозных, расовых и  прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям  непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях других людей.

Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника