Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа
Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Широко были распространены на Руси традиции частной благотворительности, осуществлявшейся людьми по мере возможности, вне зависимости от их социального и экономического статуса. Фактически до XX века в некоторых русских деревнях и местностях сохранялся древнейший обычай пускать к себе в дом на постой странников, оказывать индивидуальную и коллективную помощь неимущим соседям и т.п., не ожидая в результате этого прибыли или благодеяния, а просто потому, что иначе нельзя - нельзя не помочь людям, оказавшимся в беде и нужде. Распространившийся в XVI веке "Домострой"6 затрагивает вопросы нравственности личности и содержит определенные требования, в том числе и требование участвовать в благотворительности.
В годы реформ Петра I и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нормы как этики, так и этикета, не разделяемых по содержанию. Большинство изложенных в них правил относится не к какой-либо определенной категории лиц, а ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер.
Этика помощи нуждающимся
находит свое дальнейшее развитие в
работах русских философов. Их большинство,
сами будучи верующими людьми, связывали
свои этические понятия с
Н.Г. Чернышевский связывал стремление человека делать добро, приносить пользу с его естественным стремлением к наслаждению: это "…предписывается просто рассудком, здравым смыслом, потребностью наслаждения; эта цель - добро"7. Чернышевский считает стремление человека к нравственному совершенствованию, использованию своих духовных качеств во благо людей естественным и наиболее прочным, долговечным и надежным в отношении добра и блага, приносимого окружающим и самому себе.
Во взглядах Н.К. Михайловского
человек признается высшей ценностью
общества - именно поэтому общество
должно служить человеку. Однако и
человек призван служить
Таким образом, этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями находили отклики в различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические труды светских ученых, на творчество литераторов.
В советский период взгляды на социальную работу изменились в худшую сторону и лишь в постиндустриальном обществе утверждается понимание человека как сложной, интегрированной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Требования к нравственному облику человека и гражданина, основанные на традиционных общечеловеческих гуманистических представлениях, включают в себя умение любить людей и бескорыстно творить добро, поскольку это отвечает и общественным, и личностным потребностям, принципу социальной справедливости и гуманизма. Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.
Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности.
Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.
В своей практической деятельности специалисты должны опираться не только на нравственные ориентиры, определяющие общее, основное направление их деятельности, но и на правила повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы.
Знание этических норм
и принципов, применение их в повседневной
деятельности помогает социальному
работнику осуществлять сотрудничество
с клиентами, их близкими, коллегами,
представителями общественных, государственных
и негосударственных
Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Наоборот, этика требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп.
Сегодня для социальной работы
все большее значение приобретает
вопрос о необходимости определения
этических критериев
Социальная работа является
деятельностью, осуществляемой в сложных
формальных и неформальных ситуациях.
При этом социальный работник должен
учитывать, что несет этическую
ответственность перед
Соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач - в общем случае эта задача может быть выражена формулировкой "стабилизация и гармонизация отношений в обществе". Делегируя от своего имени социального работника для оказания помощи в решении проблем социально уязвимых слоев и групп населения и наделяя его соответствующими необходимыми и достаточными полномочиями, общество добивается таким образом гармонизации и гуманизации отношений как между социальными группами, так и внутри них, что дает определенную гарантию поступательного развития.
Социальный работник, как специалист, должен в первую очередь помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей и оказать помощь в удовлетворении потребностей именно такого характера.
Личная ответственность
социального работника за нежелательные
для клиента и общества последствия
его действий. Разрабатывая вместе
с клиентом план совместных действий,
социальный работник, вооруженный знанием
не только сущности проблемы клиента
и его потребностей, но и возможностей
системы социальной защиты для ее
решения, количества и качеств средств,
потребных для решения
Его ответственность носит
более серьезный характер, нежели
ответственность клиента: клиент, как
правило, озабочен лишь достижением
своего блага, социальный работник же
должен учитывать последствия
Уважение права клиента на принятие самостоятельного решение на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента есть проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле.
Приступая к работе, социальный
работник выясняет не только проблемы
и потребности клиента, но и его
видение решения проблемы, в том
числе и конечного результата
совместных действий. Последнее слово
все равно остается за клиентом,
поскольку он имеет право самостоятельно
решать свою судьбу на основе собственного
жизненного опыта, потребностей и мнения,
а социальный работник может только
постараться переубедить
Принятие клиента таким,
каков он есть. Причины того, что
человек попал в трудную
Учитывая особенности
личностных качеств клиента, принимая
его таким, каким он является (а
не таким, каким его хотелось бы видеть),
объективно оценивая его возможности
и способности (в том числе
потенциальные), социальный работник может
строить свою тактику и помимо
решения основной проблемы, воздействуя
психолого-педагогическими
Конфиденциальность - один из
ведущих принципов
Доброжелательность - основа нравственной культуры социального работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий его успешного взаимодействия с клиентом. Само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании людям добра и творении добра. Желая добра клиенту, социальный работник осуществляет необходимое руководство его действиями, тактично указывает на его ошибки и недостатки, помогает в решении трудных проблем или берет на себя заботу о клиенте полностью. Доброжелательность всегда ощущается клиентом - благодаря ей он чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, а живого человека.
Бескорыстие - необходимый
этический принцип социальной работы.
Бескорыстие проявляется в
Хорошо выполненная
Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента являются основой их взаимного доверия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества. Социальному работнику следует знать, что доверие со стороны клиента к нему - не обязанность, а следствие его деятельности. Социальный работник не вправе скрывать от клиента правдивую информацию, важную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте своего полноправного союзника и партнера, а от партнера скрывать ничего нельзя. Недоверие и недосказанность могут привести только к снижению эффективности взаимодействия. Ни в коем случае не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его.
Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях необходима не только для того, чтобы клиент знал, что социальный работник предполагает предпринять для решения его проблем. Одной из задач социальной работы является активизация личностного потенциала клиента, а выполнение этой задачи невозможно без полного информирования клиента. Недостаток информации отрицательно скажется на качестве принимаемого клиентом решения - не зная всех обстоятельств и фактов, он может принять ошибочное решение, которое приведет к отрицательному результату. И наконец, поскольку речь идет судьбе человека и его благополучии (материальном, физическом или духовном), - клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия.
Отсутствие предрассудков
и предубеждений в отношении
клиента - непременное условие
На данном этапе человеческого развития, принцип толерантности является одним из руководящих принципов социальной работы. Признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях других людей.
Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника