Социальный работник

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 18:07, реферат

Описание работы

Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Она состоит в том, что работники обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 17.19 Кб (Скачать)

Социальный  работник

Профессия социального  работника появилась в нашей  стране в 90-е годы ХХ века. Она состоит  в том, что работники обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги. Причин для создания такой  службы в г. Москве было несколько. Ранжировать их по степени важности трудно, однако назвать можно следующие: это отдаленные последствия Великой Отечественной войны, т. к. многие женщины остались вдовами, а многие просто не смогли создать семью; это вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственная помощь престарелым и немощным гражданам присуща культурным и богатым странам; это и прямая необходимость заботы о пожилых больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.

В настоящее время  социальная служба продолжает расширяться. Социальные работники состоят на службе в соответствующем районном Центре социального обслуживания Московского  Комитета социальной защиты. Цели, представления  о конечном результате, эффекте труда  социального работника фиксируются  посредством образцов соответствующей  работы, их описаний, формулировки общих  требований к работнику. Информация содержится в должностной инструкции, а также в «Договоре об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров». Обслуживанию подлежат пожилые одинокие люди, имеющие вторую или первую группу инвалидности или не имеющие  инвалидности, но в результате общей  дряхлости не имеющие возможности обслуживать себя в полной мере. Одинокими признаются пожилые люди, которые прописаны и живут отдельно, а также те, с кем прописаны родственники, но совместно не проживают или проживают, но находятся в крайне неприязненных отношениях. Подтверждением таких фактов является личное заявление и опрос соседей. Кроме того, обслуживаются и члены одной семьи, проживающие совместно (например, супруги), но в результате серьёзных заболеваний или глубокой старости обоих частично утративших возможность ухода за собой и другим.

Люди, подлежащие обслуживанию социальным работником, называются «подопечными». Подопечные, полностью утратившие возможность  самообслуживания, т. н. лежачие, передаются в дом престарелых (инвалидов) или  под надзор сестринской службы Центра социального обслуживания.

Подопечными люди становятся в результате обращения в «СОБЕС», Совет ветеранов, непосредственно  в Центр социального обслуживания (ЦСО) или Комитет социальной защиты, а также в результате специального обхода территории социальным работником с целью выявления нуждающихся в обслуживании.

Социальный работник должен обеспечивать подопечного продуктами питания, выносить мусор, оплачивать коммунальные услуги, ходить в поликлинику за выпиской рецептов, сдачей анализов и  получением результатов, покупать лекарства  в аптеке, помогать в сборе документов в органах СОБЕСА, медицинских  документов для стационарного лечения, посещать подопечного в больнице, вести учёт всех покупок и поручений, сдавать отчёт в ЦСО, иметь  у себя номера телефонов близких  друзей или родственников подопечного, оформлять (по выбору подопечного) посещение бесплатных обедов в течение одного месяца в году или доставлять наборы продуктов (т.н. заказы) на фиксированную сумму один раз в году, приносить денежную материальную помощь подопечным, имеющим минимальную пенсию (по решению ЦСО на основании заявления подопечного), сообщать в ЦСО об изменениях в жизни подопечного, имеющих отношение к его статусу, извещать о смерти подопечного и совершать регулярные рейды с целью выявления нуждающихся в обслуживании.

Права социального  работника обеспечиваются действующим  законодательством, а также должностной  инструкцией и договором об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров. Договор заключается между подопечным и ЦСО в лице его начальника и определяет, в частности, права  и обязанности подопечного по отношению к социальному работнику. Так, например, подопечный обязан давать деньги на покупки авансом, не отказываться от заказанных продуктов, находиться дома во время, оговоренное с социальным работником, извещать о важных изменениях в своей жизни и т. п.

Норма для обслуживания одним социальным работником - восемь подопечных. Время обслуживания распределяется так: обязательное посещение два  раза в неделю (в определённые дни  недели) каждого, по четыре человека в  день, для обеспечения продуктами, и один раз в неделю для выполнения поручений, связанных с аптекой, поликлиникой, СОБЕСом, Сбербанком.

Допускается по желанию  работника увеличение нормы в  полтора или два раза, т. е обслуживание соответственно двенадцати или шестнадцати  одиноких пенсионеров и инвалидов. При неудовлетворительном выполнении своих обязанностей, т. е. при поступлении  жалоб от подопечных в ЦСО, социальный работник может быть уволен.

На практике дни  и время посещений, а также  выполнения поручений могут изменяться по согласованию с подопечным, поскольку  связаны с режимом работы различных учреждений.

Социальный работник может выполнять и отдельные  поручения подопечных, которые хотя и не входят в перечень конкретных обязанностей, но вытекают из общего смысла социальной службы, т.е. оказание помощи и поддержки одиноким пожилым  людям и инвалидам. Например, пожилая  женщина передвигается с трудом из-за сильных мозолей на ногах. Социальный работник отвозит её в баню, где  после обработки паром и услуг  мастера по педикюру, подопечная испытывает значительное облегчение и может  обслуживать себя в большей степени.

Рабочий день начинается с телефонного звонка социального  работника подопечному. Работник выясняет, какие поручения надо выполнить, какие продукты купить, и составляет список в отдельной тетради по каждому подопечному. Кроме того, обязательно по истечении года работы и приобретении необходимого опыта социальному работнику присваивается следующий разряд с соответствующим повышением зарплаты. Ещё через три года надбавка к зарплате составляет 10%, а через 5 лет работы — 30%.

Для этой профессии  необходимо обладать отзывчивостью  и умением сочувствовать, поскольку  одинокие пожилые и больные люди, вынужденные обращаться за помощью  к службе социальной защиты, не бывают счастливыми и часто испытывают физические страдания, в этой связи  социальный работник должен обладать способностью к эмпатии (сопереживанию). Социальные работники должны уметь общаться, быть вежливыми и приветливыми, поскольку их работа предполагает контакты с большим кругом людей. Они должны обладать склонностью к порядку и аккуратности, а также безусловной честностью, т.к. постоянно имеют дело с большим количеством людей и дел, а также с чужими деньгами. Социальному работнику необходимо иметь крепкое здоровье, поскольку посещать подопечных он обязан в любую погоду, невзирая на жару, дождь или холод. Хорошо быть довольно сильным физически, т. к. даже наличие сумки-тележки не освобождает от необходимости поднимать (а не катить) её по лестнице, особенно в домах без лифтов. Кроме того, многократное посещение различных учреждений, иногда в течение одного дня, довольно утомительно.

Социальный работник должен иметь хорошую память, чтобы  удерживать в голове большие списки продуктов и поручений и не тратить время на частые обращения  к своим записям. Кроме того, хорошая  память нужна для того, чтобы помнить  имена, лица и обстоятельства жизни  своих подопечных для проявления внимания и участия. Социальному  работнику желательно обладать уверенностью и настойчивостью в разумных пределах. Это связано с тем, что одинокие пожилые люди, оторванные в большой  степени от окружающей действительности, плохо в ней ориентируются, и высказывают порой нереальные желания.

Для представителей этой профессии важно чувство  такта, сдержанность, умение подавлять  брезгливость. Пожилые больные люди не всегда выдержаны, ощущение собственной  беспомощности может вызывать у  них раздражительность, а физическая слабость порой не позволяет полностью  выполнять требования личной гигиены. Для профессии социального работника  не подходят люди бестактные, раздражительные, брезгливые, нетерпеливые, вспыльчивые, небрежные и нечестные; нежелательны — невнятная речь и плохой слух, т. к. это мешает при общении с  людьми, особенно пожилого возраста.

Для организации  социальной службы необходимы специалисты  с высшим образованием, поэтому организована подготовка кадров по специальности  «социальная работа». В этой сфере могут с пользой для общества и для себя найти применение и психологи, особенно специализировавшиеся в области возрастной психологии, клинической психологии, социальной психологии. 
 

Информация о работе Социальный работник