Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:52, реферат
Цель работы – исследование профессионально важных качеств социального работника.
Гипотеза исследования – эффективность социальной работы сопряжена с уровнем развития профессионально важных качеств социального работника.
Объектом работы является сфера подготовки кадров и специфика работы социального работника.
Предмет исследования – профессионально важные качества социального работника.
Для достижения цели и доказательства выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемой теме и выявить особенности подготовки специалистов социальной работы;
2. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;
3. Разработать анкету для проведения эксперимента;
4. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника;
Введение……………………………………………………………………………………ст.3
Деятельность специалиста по социальной работе……………………………………….ст.4
Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности………ст.7
Заключение………………………………………………………………………………....ст.12
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………..ст.15
Список использованной литературы……………………………………………………..ст.16
МИНИСТЕРСТВО ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ
БРАТСКИЙ
ИНДУСТРИАЛЬНО-МЕТАЛУРГИЧЕСКИЙ
РЕФЕРАТ
На тему:
«Социальный работник»
Выполнила:
Учащейся группы
СР-09
Проверила:
Преподаватель теории и методике
социальной работы
Г. Братск, 2011 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В 1991 году решением
коллегии Госкомитета образования
от 13.07.90 г. № 14/4 официально введен в
перечень должностей институт «специалиста
социальной работы, специалиста социальной
работы». С сентября 1990 года уже была
начата, например, профессиональная подготовка
социальных педагогов, определены содержание,
формы и методы работы социальных
педагогов, обоснованы профессиональные
требования к ним. [16; 368]
Актуальность
настоящей работы вытекает из того,
что институт «специалистов социальной
работы» в настоящее время
проходит своё становление и существует
необходимость в качественной профессиональной
подготовке и интенсификации деятельности
специалистов в данной профессии.
Цель работы
– исследование профессионально
важных качеств социального работника.
Гипотеза исследования
– эффективность социальной работы
сопряжена с уровнем развития
профессионально важных качеств
социального работника.
Объектом работы
является сфера подготовки кадров и
специфика работы социального работника.
Предмет исследования
– профессионально важные качества
социального работника.
Для достижения
цели и доказательства выдвинутой гипотезы
поставлены следующие задачи:
1.
Изучить литературу по
2.
Проанализировать особенности
3.
Разработать анкету для
4.
Провести экспериментальное
Деятельность
специалиста по социальной работе
Профессии «социальный
работник», «социальный педагог» и
«специалист по социальной работе»
официально зарегистрированы в российских
государственных документах в марте
– апреле 1991 году и созданы для
решения социальных проблем человека
и общества, в их числе:
-
Социальные и психологические
конфликты, кризисные,
-
Эмоциональные и
-
Нужда и бедность;
-
Алкоголизм и наркомания;
-
Насилие и дискриминация;
-
Национальные проблемы и
-
Преступление и правонарушение;
-
Безработица и
-
Жилищная проблема;
-
Опекунство, попечительство, усыновление;
-
Родительская жестокость и
В настоящее
время профессия социального
работника и ее мастерство остро
востребованы. Нужен, по сути, специалист
широкого профиля, владеющий основами
юридических, медицинских, психологических
знаний. Таким специалистом является социальный
работник, в основные трудовые операции
которого входит:
- Сбор
и анализ информации о
- Диагностика
микросреды;
- Прогноз
дальнейшего развития и
- Профилактика
и социальная терапия
- Организационно-коммуникативная
педагогизация среды;
- Охранно-правовая
защита;
- Образовательно-воспитательные
задачи;
- Составление
и ведение документации;
- Работа
с педагогическим коллективом.
Теперь это
стало реально, но возникла новая
проблема – угроза дискредитации
профессии.
Руководители
учреждений, определяя должностной
круг обязанностей социального работника,
исходят из потребностей своего учреждения.
Но, как это часто бывает, пытаются
охватить все предметное поле профессии.
Поэтому широко распространилась практика
«латания дыр». Задача же специалиста
социальной работы не в этом, она
звучит так:
«Своевременно
выявить возникающие проблемы в
сфере ближайшего окружения; понять
и устранить причины, порождающие
их; обеспечить профилактику различных
негативных явлений, могущих выявиться
в микросреде». При этом социальный
работник не должен ждать, когда к
нему обратятся за помощью. В этически
допустимой форме он сам «выходит
на контакт» с человеком и его
семьей.
Проблемное поле
социальной работы огромно и вбирает
в себя все многообразие жизненных
ситуаций и коллизий людей разных
возрастов и социального
Для каждого
учреждения нужен особый подход, так,
например, в сельской средней школе
на 100 учащихся приходится 8 детей, имеющих
поведение называемое дезадаптивным,
в социально-реабилитационном центре
эта цифра значительно выше, она составляет
24 из 100 по результатам анкетирования,
здесь и проявляется специфика работы
социального работника в различных учреждениях.
В своей практике
специалист социальной работы выполняет
различные социальные роли. Прежде
всего, он – посредник в контексте:
«человек – семья – общество»,
связующее звено между
Одновременно
работник социальной сферы – защитник
интересов человека, защитник его
прав и прав каждой семьи.
Также, социальный
работник должен быть участником совместной
деятельности, ведущим организатором
этой деятельности. Он своеобразный духовный
наставник, который как бы ведет человека
и его семью, на протяжении продолжительного
времени осуществляет психологическое
сопровождение, заботится о формировании
общественных ценностей в социуме.
Одновременно
он и социальный терапевт, предотвращающий
и разрешающий конфликтные
Профессиональный
портрет социального работника
в трудовой деятельности
Прежде чем
рассматривать специфику
В научной литературе
термин "деятельность" имеет весьма
широкое распространение: "деятельность
рек", "высшая нервная деятельность".
Гегель, как известно, употреблял термин
"деятельность" по отношению к
движению. В философии термин "деятельность"
обозначает понятие инструмента
изучения общественной жизни в целом,
отдельных ее форм, исторического
процесса. Но и в этом случае происходит
не однозначное его толкование: деятельность
- это информационно направленная
активность живых систем, обеспечивающая
их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность
есть проявление социальной активности
(Г. Арефьева) и др.
Рассматривая
содержание и структуру социальной
работы как вида деятельности с одной
стороны, надо исходить из общепринятой
философской и психологической
трактовки деятельности, с другой,
учитывать специфические
В исследовании
Кагана М.С. дан морфологический
анализ деятельности (преобразовательная,
ценностно-ориентационная, коммуникативная
деятельность).
Автор выделяет
три основных элемента деятельности:
субъект, который направляет свою активность
на объекты или другие субъекты;
объект, на который направлена эта
активность; сама активность, которая
выражается в установлении субъектом
коммуникативного взаимодействия
с другими.
По Ананьеву
Б.Г., деятельность имеет многоуровневый
характер: во-первых, целостной деятельности,
как исторически сложившейся
системы программ, операций и средств
производства материальных и духовных
ценностей общества; во-вторых, отдельного
акта - действия, включающего в себя цель,
мотивы ее выдвижения и способы достижения;
в-третьих, макродвижений, из которых посредством
опредмечивания и построения программ
строятся действия; в-четвертых, макродвижений,
из которых строятся макродвижения. [2;44]
В этом случае первые
два уровня соответствуют рассмотрению
деятельности человека как субъекта,
социального существа, как личности,
а последние уровни определяют деятельность
человека как природного индивида.
Разнообразие
подходов к рассмотрению понятия
деятельности и толкования самого термина
способствует появлению множества
оснований для классификаций
различных форм и типов деятельности.
В частности, в основу классификации
часто кладется объект деятельности.
Исходя из этого основания, можно
говорить о правовой деятельности,
медицинской, производственной и т.д.
Если это основание
мы включим в систему социального
пространства, где существуют различные
формы деятельности, целью которых
является оказание помощи индивидам
или социальным группам по решению
их самых разных проблем, то в
этом случае выделится социальная деятельность,
целью которой является оптимизация
осуществления субъектной роли людей
во всех сферах жизни общества и
процесс совместного