Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога; 2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста; 3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.
Недостатки непараметрической процедуры:
Параметрическая процедура.
Данная процедура была разработана для
снижения вероятности случайного выбора.
Суть процедуры состоит в ограничении
количества выборов каждого их участников
(обычно, для групп в 22-25 участников минимальная
величина «социометрического ограничения»
должна выбираться в пределах 4-5 выборов).
Величина ограничения – d – называется
социометрическое ограничение или лимит
выборов. Введением этой величины можно
стандартизировать внешние условия выборов
в группах разной численности. Для этого
необходимо определять величину d по одинаковой
для всех групп вероятности случайного
выбора. Формулу определения такой вероятности
предложили в свое время Дж. Морено и Е.
Дженнингс:
25
Недостатки непараметрической процедуры:
4-й этап. Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.
При проведении социометрии, возможны два варианта: I вариант – Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии. II вариант – Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. Д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе. 5-й этап. Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них
26
оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов. В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения. Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать. Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
Варианты инструкций
Инструкция для школьников «Мы с вами не раз обсуждали вопросы,
27
касающиеся
отношений в вашем классе, пытались
разобраться, дружный он или нет, и если
нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая
работа была интересной и полезной, мне
важно понять, что же из себя представляет
ваш класс. Для этого я хочу использовать
методику с хитрым названием «социометрия».
Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы
получите тестовые бланки и прочтете их.
Вопросы и простые и сложные одновременно.
Они касаются вашего класса, отношений
между ребятами и лично каждого из вас.
Чтобы работа была не напрасной, очень
важно отнестись к ней серьезно и при ответах
быть максимально искренним. Конечно,
вы можете не отвечать на вопросы, но в
этом случае будет трудно дальше работать
над формированием в классе доброжелательных,
дружеских отношений. И еще. Работу надо
обязательно подписать. Когда вы прочитаете
вопросы, то поймете, что без подписи она
теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить
раздаваемые вам листы или провести графологическую
экспертизу, но это недостойные методы.
Со своей стороны я гарантирую, что ваши
листы с ответами не попадут в руки никому:
ни вашим одноклассникам, ни педагогам,
ни родителям. Их буду видеть только я.
На общем классном собрании, на консилиуме
педагогов мы будем обсуждать только общие
данные. Если вам будет интересно мое мнение
по поводу ваших личных ответов, приходите
ко мне, поговорим в спокойной обстановке.
Инструкция для студентов «Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».
28
6-й
этап. Непосредственно обработка и
интерпретация результатов.
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены
и собраны, начинается этап их математической
обработки. Простейшими способами количественной
обработки являются табличный(социометрическая
матрица), графический(социограмма) и индексологический(
Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы. Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:
29
выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. П.). Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы. Подробнее о социограммах.
Выделяют два типа социометрических индексов:
Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными персональными социометрическими индексами являются:
Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:
i – объект выбора;
j – субъект выбора;
ij – совмещение ролей.
Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:
Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков