Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога; 2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста; 3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.
Подробнее о социометрических индексах. Интерпретация результатов. Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.
30
Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений. Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе: Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком. Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0. Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.
Методика «Q – сортировка» Стефенсона.
Назначение теста Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе :
31
Возможно
использование данной методики в
качестве взаимооценки для сравнения
представлений о самом себе с мнением
каждого о каждом внутри группы. Разработана
В.Стефансоном и впервые опубликована
в 1958 г. Инструкция
к тесту
Модификация: испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т.е. разложить на три группы ответов. Тестовый материал (см. приложение 1). Ключ к тесту. Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54; Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60; Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52; Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58; Принятие «борьбы»: 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59; Избегание «борьбы»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53. Описание шкал теста. Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.
32
Тенденция к «борьбе» – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; Тенденция к избеганию «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы» – избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами. Обработка и интерпретация результатов теста. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями. Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов по одной тенденции совпадают с суммой ответов по противоположной. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.
Методика Баса-Дарки.
Опросник Басса-Дарки
(Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и
А. Дарки в 1957 г. И предназначен для диагностики
агрессивных и враждебных реакций.
33
агрессивности
и враждебных реакций, а также
общий индекс агрессивности и
индекс враждебности.
Опросник состоит
из 75 утверждений, на которые испытуемый
отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются
по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности
является величина ее индекса, равная
21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается
внимание на возможность достижения определенной
величины, показывающей степень проявления
агрессивности.
«да» = 1, «нет» =
0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68
34
«нет» =1, «да» = 0:
9, 7. Косвенная
агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63
Индекс враждебности
включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс
агрессивности (как прямой, так и
мотивационной) включает в себя шкалы
1, 3,7.
Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков