Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога; 2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста; 3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 91.59 Кб (Скачать)
fy">- межличностный  конфликт является важным источником  личностного развития, а также  развития внутригрупповых отношений;                                        - межличностные конфликты способны позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностного взаимодействия;                                                            - через открытую конфронтацию межличностный конфликт освобождает группу от негативных факторов ее развития;               - межличностный конфликт способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект [20, с.146].                            Более того, позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого подростка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения межличностных конфликтов.                          Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще [19, с.298].     В оценке младшими подростками сверстников физические недостатки, как считает В. Н. Лозовцева, какие-либо сложности характера или неуспех в учебе отступают на второй план, если они соблюдают коллективные нормы, «кодекс товарищества» [21, с. 26]. Что касается «кодекса товарищества», то В. Н. Лозовцева определяет важнейшие его нормы следующим образом: это равенство, честность, верность, помощь товарищу, уважение [21, с. 30]. Тех, кто не соблюдает этот кодекс, кто не желает вести себя на равных, кто противопоставляет себя коллективу, подростки резко осуждают.                Кроме того, подростки ценят умение постоять за себя. Здесь кроется другая проблема – проблема поведения в конфликте, выборе стратегии поведения. Стремление кого-то из подростков защитить себя с помощью взрослых также вызывает осуждение сверстников.                      Большая часть конфликтов среди подростков возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который

14

должен  найти каждому лидеру свою специфическую  сферу лидирования, иногда вместе с  родителями.                               Также возможным негативным результатом межличностных конфликтов, как с взрослыми, так и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью близких подростку людей и ощущением своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье или обществе (группе), можно выделить обострение взаимоотношений со всеми взрослыми, в том числе и с учителями (если конфликт происходил с родителями или иными близкими людьми), формирование негативного отношения к учебной деятельности и к школе в целом. Указанные причины приводят к усилению недоброжелательных отношений с ближайшим окружением, в том числе и со сверстниками, создают ситуацию хронического психологического дистресса, который, в свою очередь, отражается на психическом и физическом состоянии [22, с. 38], приводя к неврозам или, в крайнем случае, к суицидам.                         Что касается позитивной роли межличностного конфликта в подростковом возрасте, то мы хотим отметить, что для развития личности необходимы конфликты. Только преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития.                                            Таким образом, во-первых, практически общепризнанной является мысль об объективной основе подростковой конфликтности; а, во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д. И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде – явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов должно стать не только наличие конфликтов и конфликтное поведение, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений.

1.3 Психологический климат группы.

Понятие «социально-психологический  климат».                  Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог

15

систематической воспитательной работы с членами  коллектива, осуществление специальных  мероприятий, направленных на организацию  отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование  социально-психологического климата  – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.                     В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров [19, с.347] , который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель [20, с.112]. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.                          Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.                                             В целом этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива. При его изучении внимание ученых концентрируется на трех основных вопросах:                                                                                                   1. Какова сущность социально-психологического климата?    

2. какие факторы  оказывают влияние на его формирование?     

3. по каким  показателям можно оценить состояние  климата?

16

Сущность  социально-психологического климата.

В отечественной  психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.                          Представителями первого подхода (Л.П. Буева [21, с.349], Е.С. Кузьмин [22, с.172]) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат – отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.                        Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова[23, с.357], А.Н. Лутошкин [16, с.164]) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат – настроение группы людей.                 Авторы третьего подхода (В.М. Шепель [20, с.376], В.А. Покровский [24, с.277]) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.                   Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов [25, с.140], А.Н. Щербань [26, с. 354]) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.                При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня:                      Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической

17

атмосферы влияет на настроение и работоспособность  личности в течение рабочего дня. Изменение же климата всегда более  выражены, заметны, они осознаются и  переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.                 

Факторы формирования социально-психологического климата.

На формирование социально-психологического климата  оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.                     Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.              Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:           1. Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.                         2. Субъективные – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.                Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.                         Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Характеристики  благоприятного социально-психологического климата:

  1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении;  отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.       

    18

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков