Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога; 2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста; 3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.
14
должен
найти каждому лидеру свою специфическую
сферу лидирования, иногда вместе с
родителями.
Также возможным негативным результатом
межличностных конфликтов, как с взрослыми,
так и со сверстниками, наряду с недоеданием,
недосыпанием, эмоциональной холодностью
близких подростку людей и ощущением своей
ненужности, покинутости, наряду с чувством
лишнего в семье или обществе (группе),
можно выделить обострение взаимоотношений
со всеми взрослыми, в том числе и с учителями
(если конфликт происходил с родителями
или иными близкими людьми), формирование
негативного отношения к учебной деятельности
и к школе в целом. Указанные причины приводят
к усилению недоброжелательных отношений
с ближайшим окружением, в том числе и
со сверстниками, создают ситуацию хронического
психологического дистресса, который,
в свою очередь, отражается на психическом
и физическом состоянии [22, с. 38], приводя
к неврозам или, в крайнем случае, к суицидам.
1.3 Психологический климат группы.
Понятие «социально-психологический климат». Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог
15
систематической
воспитательной работы с членами
коллектива, осуществление специальных
мероприятий, направленных на организацию
отношений между руководителями
и подчиненными. Формирование и совершенствование
социально-психологического климата
– это постоянная практическая задача
руководителей любого ранга. Создание
благоприятного климата является делом
не только ответственным, но и творческим,
требующим знаний его природы и средств
регулирования, умения предвидеть вероятные
ситуации во взаимоотношениях членов
коллектива. Формирование хорошего социально-психологического
климата требует, особенно от руководителей
и психологов, понимания психологии людей,
их эмоционального состояния, настроения,
душевных переживаний, волнений, отношений
друг с другом.
В психологию понятие «климат» пришло
из метеорологии и географии. Сейчас это
установившееся понятие, которое характеризует
невидимую, тонкую, деликатную, психологическую
сторону взаимоотношений между людьми.
В отечественной социальной психологии
впервые термин «психологический климат»
использовал Н.С. Мансуров [19, с.347] , который
изучал производственные коллективы.
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического
климата В.М. Шепель [20, с.112]. Психологический
климат – это эмоциональная окраска
психологических связей членов коллектива,
возникающая на основе их близости, симпатии,
совпадения характеров, интересов, склонностей.
Он считал, что климат отношений между
людьми состоит из трех климатических
зон.
Первая климатическая
зона – социальный климат, который определяется
тем, насколько в данном коллективе осознанны
цели и задачи общества, насколько здесь
гарантированно соблюдение всех конституционных
прав и обязанностей работников как граждан.
Вторая климатическая
зона – моральный климат, который определяется
тем, какие моральные ценности в данном
коллективе являются принятыми. Третья
климатическая зона – психологический
климат, те неофициальные отношения, которые
складываются между работниками, находящимися
в непосредственном контакте друг с другом.
Психологический климат – это климат,
зона действия которого значительно локальнее
социального и морального климата.
В целом
этот феномен принято называть социально-психологическим
климатом коллектива. При его изучении
внимание ученых концентрируется на трех
основных вопросах:
2. какие факторы
оказывают влияние на его
3. по каким
показателям можно оценить
16
Сущность социально-психологического климата.
В отечественной
психологии наметились 4 основных подхода
к пониманию природы социально-психологического
климата.
Представителями
первого подхода (Л.П. Буева [21, с.349], Е.С.
Кузьмин [22, с.172]) климат рассматривается
как общественно-психологический феномен,
как состояние коллективного сознания.
Климат – отражение в сознании людей комплекса
явлений, связанных с их взаимоотношениями,
условиями труда, методами его стимулирования.
Под социально-психологическим климатом
необходимо понимать такое социально-психологическое
состояние первичного трудового коллектива,
которое отражает характер, содержание
и направленность реальной психологии
членов коллектива.
17
атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.
Факторы формирования социально-психологического климата.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды. Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы. Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся: 1. Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов. 2. Субъективные – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства. Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
18
Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков