Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа
Описание работы
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога; 2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста; 3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.
2. В
коллективе существуют нормы
справедливого и уважительного
отношения ко всем его членам,
здесь всегда поддерживают слабых,
выступают в их защиту, помогают новичкам.
3. В коллективе высоко ценят такие черты
личности как принципиальность, честность,
трудолюбие и бескорыстие.
4. Члены коллектива активны, полны энергии,
они быстро откликаются, если нужно сделать
полезное для всех дело, и добиваются высоких
показателей в труде и профессиональной
деятельности.
5. Успехи или неудачи отдельных членов
коллектива вызывают сопереживание и
искреннее участие всех членов коллектива.
6. В отношениях между группировками внутри
коллектива существует взаимное расположение,
понимание, сотрудничество.
Характеристики
неблагоприятного социально-психологического
климата:
1. В коллективе
преобладают подавленное настроение,
пессимизм, наблюдаются конфликтность,
агрессивность, антипатии людей друг к
другу, присутствует соперничество; члены
коллектива проявляют отрицательное отношение
к более близкому отношению друг с другом;
критические замечания носят характер
явных или скрытых выпадов, люди позволяют
себе принижать личность другого, каждый
считает свою т.з. главной и нетерпим к
мнению остальных.
2. В коллективе отсутствуют нормы справедливости
и равенства во взаимоотношениях, он заметно
разделяется на «привилегированных» и
«пренебрегаемых», здесь презрительно
относятся к слабым, нередко высмеивают
их, новички чувствуют себя лишними, чужими,
к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как принципиальность,
честность, трудолюбие, бескорыстие, не
в почете.
4. Члены коллектива инертны, пассивны,
некоторые стремятся обособиться от остальных,
коллектив невозможно поднять на общее
дело.
5.
Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными
остальных членов коллектива, а иногда
вызывают нездоровую зависть или злорадство.
6. В коллективе возникают конфликтующие
между собой группировки, отказывающиеся
от участия в совместной деятельности.
7. В трудных случаях коллектив
не способен объединиться, возникают растерянность,
ссоры, взаимные обвинения; коллектив
закрыт и не стремится сотрудничать с
другими коллективами.
Для изучения психологического климата
в группе используются определенные
19
приемы,
направленные на:
1. Определение неформальной структуры
группы, выявление лидера и его роли в
группе;
2. Определение уровня развития группы,
социально-психологическая коррекция
групповых процессов и состояний;
3. Определение причин конфликтов в группе
и применение социально-психологических
способов их конструктивного разрешения;
4. Коррекция формальной и неформальной
структуры группы (например, посредством
перевыборов формального лидера);
5. Социально-психологическая коррекция
взаимоотношений в коллективе (проведение
социально-психологических тренингов
и психологических консультаций).
Итак, можно сделать вывод, что социально-психологический
климат – это интеграл более частных
групповых состояний. Он не возникает
спонтанно, а является результатом усилий
многих людей – руководителей и членов
коллектива.
20
Выводы
по 1 – му разделу:
Классификация
конфликтов – метод познания, заключающийся
в объединении их в группы на основе какого-либо
признака. Базисная типология конфликтов
позволяет определить в нем наиболее общие
структурные единицы. В принципе, в основе
классификации может лежать любой признак
конфликта. Если за основу берется характеристика,
присущая всем конфликтам, то классификация
называется общей. В противном случае
она будет частной. Межличностный конфликт
проявляется во взаимодействии между
двумя и более лицами. В межличностных
конфликтах субъекты противостоят друг
другу и выясняют свои отношения непосредственно,
лицом к лицу. Это один из самых распространенных
типов конфликтов. Они могут происходить
как между сослуживцами, так и между самыми
близкими людьми.
В межличностном конфликте каждая сторона
стремится отстоять свое мнение, доказать
другой ее неправоту, люди прибегают к
взаимным обвинениям, нападкам друг на
друга, словесным оскорблениям и унижениям
и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов
конфликта острые негативные эмоциональные
переживания, которые обостряют взаимодействие
участников и провоцируют их на экстремальные
поступки. В условиях конфликта становится
трудно управлять своими эмоциями. Многие
его участники после разрешения конфликта
еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностный конфликт выявляет отсутствие
согласия в сложившейся системе взаимодействия
между людьми. У них появляются противоположные
мнения, интересы, точки зрения, взгляды
на одни и те же проблемы, которые на соответствующем
этапе взаимоотношений нарушают нормальное
взаимодействие, когда одна из сторон
начинает целенаправленно действовать
в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает,
что эти действия ущемляют ее интересы,
и предпринимает ответные действия. Такая
ситуация чаще всего приводит к конфликту
как средству ее разрешения. Полное разрешение
конфликта будет осуществлено в том случае,
когда противоборствующие стороны вместе
вполне осознанно устранят причины, породившие
его. Если же конфликт разрешится победой
одной из сторон, то такое состояние окажется
временным и конфликт обязательно в какой-то
форме заявит о себе при благоприятных
обстоятельствах.
21
Раздел
2. Эмпирическое исследование
особенностей межличностных
конфликтов среди
подростков.
2.1
Программа исследования.
В связи
с малым количеством времени,
выделенным на проведение исследования,
исследование не было проведено, но предоставлена
программа по проведению исследования.
В
ходе исследования были бы использованы
следующие методики:
Методика
«Социометрия»;
Методика
«Q – сортировка» Стефансона;
Опросник
Басса – Дарки.
Методика
«Социометрия».
Метод
социометрических измерений или
Социометрия используется для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений
в целях их изменения, улучшения
и совершенствования. С помощью
социометрии можно изучать типологию
социального поведения людей
в условиях групповой деятельности,
судить о социально-психологической
совместимости членов конкретных групп.
Основоположник социометрии известный
американский психиатр и социальный психолог
Джекоб Морено.
Метод социометрических измерений позволяет
получить информацию о:
социально-психологических
отношениях в группе;
статусе людей
в группе;
психологической
совместимости и сплочённости в группе.
В общем
виде задачей социометрии является
изучение неофициального структурного
аспекта социальной группы и царящей
в ней психологической атмосферы.
Теоретические основы.
Термин
«Социометрия» возник в конце XIX в. В связи
с описанием возможных способов измерения
социального влияния одних групп людей
на другие. Теоретическое и идеологическое
обоснование социометрии как метода познания
и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено.
Во-первых, социометрия есть общая теория
социальных групп; во-вторых, социометрия
означает всякое измерение всех социальных
отношений; в-третьих, социометрией называется
математическое изучение психологических
свойств населения, экспериментальная
техника и результаты, полученные при
применении количественного и качественного
метода. Объектом
22
социометрической
теории являются реально существующие
малые социальные группы, имеющие
достаточный опыт совместной групповой
жизни. Предметная область социометрии
– эмоциональные отношения людей в группах
(симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная
на основе взглядов К.Маркса [8, с.387], О.Конта
[23, с.185] и 3.Фрейда [7, с.103], социометрия противопоставляется
как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее
поведение людей, так и фрейдизму с его
акцентом на внутренних, глубинных процессах
человеческого поведения. По Морено, эмоциональные
отношения людей в группах представляют
атомистическую структуру общества, которая
недоступна простому наблюдению и может
быть вскрыта только с помощью социальной
микроскопии. «Микросоциология, писал
Морено, фактически возникла с появлением
моей теории «социальной микроскопии».
В соединении с социометрическими приемами
она положила начало теоретическим и практическим
основам микросоциологии». Изучение «первичных
атомистических структур человеческих
отношений» рассматривалось Морено как
«предварительная и необходимая основная
работа для большинства макросоциологических
исследований». Одно из центральных понятий
этой теории – теле, - термин, означающий
простейшую единицу чувства, передаваемую
от одного индивида к другому, детерминирующую
количество и успешность межличностных
отношений, в которых они вступают.
Суть «общей теории социометрии» состоит
в утверждении того, что социальные системы
являются притягательно-отталкивающе-нейтральными
системами, включающими в себя не только
объективные, внешне проявляемые отношения
(макроструктура), но и субъективные, эмоциональные
отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).
Цель социометрической теории сформулировать
законы эмоциональных отношений в группах.
Основные положения
теории Морено
Социальный атом общества – это не отдельный
индивид, а их сосуществование; Закон социальной
гравитации: сплочённость группы прямо
пропорциональна влечению участников
друг к другу;
Социологический закон: высшие формы коллективной
организации развиваются из простых форм;
Социодинамический
закон: внутри некоторых групп человеческие
привязанности распространяются неравномерно.
История создания.
Прикладная социометрия в виде специальной
техники опроса и обработки данных (социометрический
тест, социоматрицы, социограммы, социометрические
индексы) была разработана в исследованиях
по ликвидации различных конфликтов в
малых группах. Она получила широкое применение
23
среди
социологов и социальных психологов
во многих странах мира. Современные
социологические и социально-психологические
исследования малых групп и первичных
(контактных) коллективов почти всегда
включают в качестве основного или
дополнительного метода социометрию.
Процедура проведения
Общая
процедура проведения при социометрическом
исследовании заключается в следующих
этапах:
1-й этап. Определение целей и задач,
гипотез исследования. Выбор объектов
исследования.
2-й этап. Разработка социометрических
критериев.
Социометрические критерии формируются
в виде вопросов, ответы на которые и служат
основанием для установления отношений
в группе. Типы критериев:
формальные/неформальные
– Формальные критерии направлены на
изучение взаимоотношений в ведущем виде
деятельности группы. Неформальные –
изучают неформальные отношения.
двойные/одинарные
– Двойные – изучают отношения партнёрства.
Одинарные – изучают взаимоотношения
лидерства и подчинённых.
прогностические
– позволяют измерить, на сколько верно
картина взаимоотношений отражается в
сознании самого индивида.
сильные
(или значимые)/слабые (незначимые)
– Сильные выявляют наиболее глубокие,
стабильные отношения, а слабые (незначимые)
затрагивают поверхностные отношения.
Требования
к критериям
Ограниченное
количество (3-4);
логическая
связь между собой;
критерии
должны вызывать интерес;
смысл критериев
должен быть понятен испытуемым;
критерии
должны быть сформулированы как можно
более конкретно, лучше на основе
реальной ситуации.
3-й
этап. Выбор типа процедуры социометрического
исследования. Социометрия может проводится
в двух вариантах: Непараметрическая
процедура. При использовании непараметрической
процедуры проведения испытуемым предлагается
ответить на вопросы без ограничения количества
выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким
образом, по любому из предложенных критериев
может быть выбрано человек —