Межличностные отношения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и их отношение к коллективу. Объект исследования: межличностные отношения среди подростков. Предмет исследования: степень сплоченности-разобщенности в группе, статус членов группы и их отношение к коллективу.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме: межличностные отношения среди подростков
1.1. Человек как субъект и объект общения
1.2. Взаимоотношения людей, как предмет исследования в психологии
1.3. Межличностные отношения детей в школе
1.4. Проявление акцентуации характера в подростковом возрасте
1.5. Статус ребенка в коллективе
Вывод по первой главе
Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Организация и описание методик исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

межличностные отношения среди подростков.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     Башкирский  государственный педагогический университет

     им. М.Акмуллы 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа на тему: «Межличностные отношения среди подростков» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила студентка

     2 курса факультета психологии:

     Нугуманова  Р.И.

     Научный руководитель:

     Ахметшина И.Р. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Уфа 2010 

     План  курсовой работы: 

     Введение

     Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме: межличностные отношения среди подростков

     1.1. Человек как субъект и объект  общения 

     1.2. Взаимоотношения людей, как предмет  исследования в психологии

     1.3. Межличностные отношения детей в школе

     1.4. Проявление акцентуации характера в подростковом возрасте

     1.5. Статус ребенка в коллективе

     Вывод по первой главе 

     Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте 

     2.1. Организация и описание методик исследования

     2.2. Анализ результатов исследования

     Вывод по второй главе

     Заключение

     Список литературы

     Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие  бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции  или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

     Общение – это взаимодействие людей, в  котором всегда развертывается взаимопонимание  между ними, устанавливаются те или  иные взаимоотношения, имеет место  определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.

       Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов.

     Потребность в общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает  у ребенка уже в 4-5 лет и с  возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования Г.С. Абрамовой, Н.А. Амрекулова, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и др.)

       В последнее время  подростки стали более агрессивными, грубыми. Ребята мало задумываются о личных взаимоотношениях, о взаимопомощи друг другу. Как ни печально бы это звучало, но некоторые подростки общаются чаще из-за того чтобы «сообразить на троих», посидеть «в контакте» общаясь виртуально, а пройтись по весеннему парку большой компании друзей-одноклассников и сделать гербарий у них не хватает фантазии.

       Межличностные отношения среди подростков исследованы достаточно хорошо, но времена меняются, люди меняются. Меняются также убеждения, мода, вводятся новые законы и т.п. Что-то обесценивается, а что-то становится во главе угла. Новое время – новые потребности. Человек растет, развивается с детства и уже с детства ребенку прививаются какие то черты характера. Родители, учителя стараются вложить в ребят все лучшее. Группа, в которой учится ребенок, их отношение друг к другу имеет большое влияние на него, на формирование его нрава. Считаем, тему «межличностные отношения среди подростков» актуальной всегда. 

     Цель  курсовой работы: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и их  отношение к коллективу. 
 

     Задачи  исследования: изучить литературу, определяющую основные понятия необходимые для данного исследования.

     Подобрать методики психологической диагностики  позволяющие исследовать межличностные  отношения.

     Организовать  исследование по изучению данной проблемы.

     Проанализировать полученные результаты исследования

       Объект исследования: межличностные отношения среди подростков.

       Предмет исследования: степень сплоченности-разобщенности в группе, статус членов группы и их  отношение к коллективу.

     Гипотеза  курсовой работы: взаимоотношения в коллективе связаны с личностными особенностями членов коллектива.

     Методики  исследования:

     Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто [18].

     Опросник «Оценка отношений подростка с классом» [19]

     Характерологический опросник Леонгарда [20].

     Социометрия: исследование межличностных отношений в группе Дж. Морено [21].

     Структура работы: работа состоит из введения, теоретической части, эмпирического исследования,  выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме: межличностные отношения среди подростков. 

     1.1. Человек как субъект и объект общения.

     В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности.

     Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

       При сравнении характера межличностного общения в разных объединениях людей бросается в глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что общение оказывается необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем, каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение знаниями, умениями и навыками, спортивной команды – выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи – воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий главную для этой общности деятельность [1].

       Вместе с тем понятно, что на то, как общаются люди в общности, оказывает влияние не только главная для этой общности деятельность, но и обязательно то, что представляет из себя сама эта общность.

       Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, которым человек привыкает следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную изменчивость процесса деятельности и общности людей. Все эти изменения, вместе взятые, обязательно сказываются и на межличностном общении исполнителей данной деятельности.

       Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей[2].

       Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от  друга характером выполнения ими роли. Во-первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым. В качестве объекта человек может являть другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, свои действия, естественно совершенно не задумываясь над тем, какой отклик они вызывают в тех, с кем он общается. Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было. Во-вторых, различаясь по степени сложности их личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними.

       В то же время, будучи субъектами общения, люди, отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью проникать в упомянутое своеобразие другой личности, определять свое отношение к ней, выбирать наиболее отвечающие, по их мнению, целям осуществляемого ими общения способы воздействия на эту личность. 

     1.2. Взаимоотношения людей, как предмет исследования в психологии.

     В настоящее время в психологии широко исследуется явление так  называемой совместимости или несовместимости  людей. Собранные при этом факты  показывают, что названная большая  или меньшая совместимость сильнее  всего дает себя знать именно в общении людей, прямо определяя, как они проявляют себя как объекты и субъекты общения.

     Сейчас  для психологической науки очень  актуально, используя сравнение, разработать  типологию общения личностей, похожих  друг на друга по определенным параметрам либо отличающихся друг от друга также по определенным параметрам. Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений.

       Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой деятельности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, транзактном анализе и т.д.

       В работах Л.С. Высотского и его последователей отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение.

       Исключение составляют работы М.И. Лисиной, в которых предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого[17].

       Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников была не только и не столько внешняя, поведенческая картина общения, сколько его внутренний, психологический пласт, т.е. потребности и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношение к другим. Прежде всего, следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности. Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения. В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л.Лазурским и В.Н.Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась, в основном, в сфере   психологической практики.

Информация о работе Межличностные отношения среди подростков