Межличностные конфликты в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания.
В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы изучения межличностных конфликтов в общении подростков
1.1. Характеристика межличностного конфликта
1.2. Структура и элементы межличностного конфликта
2. Межличностные конфликты в общении подростков
2.1. Характеристика подросткового возраста
2.2.Способы регулирования межличностных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

межличностные конфликты.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

                                  Оглавление 

Введение

1. Теоретические основы изучения межличностных конфликтов в общении подростков

1.1. Характеристика  межличностного конфликта

1.2. Структура и элементы межличностного конфликта

2. Межличностные конфликты в общении подростков

2.1. Характеристика подросткового возраста

2.2.Способы регулирования межличностных конфликтов

Заключение

Список  использованной литературы

 

     

                                      Введение 

     Конфликты играют важнейшую роль в жизни  человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений.

     Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания.

     В этой связи актуальна проблема овладения  оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

       Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками.

     Многие  зарубежные и отечественные психологи выделяют различные трудности в межличностном взаимодействии подростков (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Э.И. Киршбаум, И.С. Кон, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.

       Личность подростка очень дисгармонична, и это обуславливает сложность и противоречивость его характера, поэтому проблема конфликтов в подростковом возрасте, несмотря на многочисленные исследования и сейчас достаточно актуальна. Вся деятельность, в том числе общение со сверстниками, на данном возрастном этапе сопровождается конфликтами, которые оказывают влияние на формирование и изменение их личностных качеств.

 

     

           1. Теоретические основы изучения межличностных конфликтов в общении подростков

              1.1. Характеристика межличностного конфликта

     Под межличностным  конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

     Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

     Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

     К конструктивным функциям относят: 

       а) познавательную (появление конфликта  выступает как симптом неблагополучных  отношений и проявления возникших  противоречий); 

       б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия); 

       в) инструментальную (конфликт выступает  как инструмент раз-решения противоречий); 

       г) перестроечную (конфликт снимает  факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

       Деструктивные функции конфликта связаны с: 

       а) разрушением существующей совместной  деятельности; 

       б) ухудшением или развалом  отношений; 

       в) негативным самочувствием участников; 

       г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

 

     

       1.2. Структура и элементы межличностного  конфликта

     При системном изучении конфликтов в  них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте  являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

     А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта [3, с. 264]. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.

     Сам конфликт состоит из трех периодов:

     1) предконфликт (возникновение объективной  проблемной ситуации, осознание  объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными  способами, предконфликтная ситуация);

     2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

     3) послеконфликтная ситуация (частичная  нормализация отношений, полная  нормализация отношений).

     Таким образом, для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

     Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта. К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

     В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом. 

      1. Групповые конфликты

       Групповой конфликт - противоборство, в котором хотя бы одна сторона  представлена малой социальной группой. 

       В зависимости от участников  выделяют два типа групповых  конфликтов "личность-группа" и  "группа-группа". 

       Конфликты между личностью и  группой возникают в среде  групповых взаимоотношений и  отличаются некоторыми особенностями,  которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом. 

       Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группы, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить. 

       Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях: 

Позиция - официальное положение в группе. 

Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения) 

Внутренняя  установка - субъективное восприятие личностью своего статуса. 

Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности. 

Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы. 

       Причины конфликта между личностью  и группой всегда связаны:                                       1) с нарушений ролевых ожиданий;                                                                                      2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки;                                                                                                                                 3) с нарушением групповых норм. 

       Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.

     2. Межгрупповые конфликты 

       Противоборствующие стороны - группы (малые, средние и микрогруппы). В основе - столкновение противоположно  направленных групповых мотивов.

       Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику. Образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям: 

      1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме "Мы-Они". 

      2. Неадекватное социальное, групповое  сравнение. В групповых мнениях  своя группа всегда оценивается  выше. 

Информация о работе Межличностные конфликты в общении подростков