Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, курсовая работа
В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.
Введение 3-4
Задачи и методы………………………………………………………………...5
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков 6
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства 6-7
1.2. Типы темперамента 8-10
Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков 11
2.1. Психологическая диагностика типа темперамента 11-16
2.2. Результаты исследования 17-23
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение 3-4
Задачи и методы………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков 6
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства 6-7
1.2. Типы темперамента 8-10
Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков 11
2.1. Психологическая диагностика типа темперамента 11-16
2.2. Результаты исследования 17-23
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1 26
Приложение 2 27
Актуальность исследования
Психодиагностическое
изучение типа темперамента в подростковом
возрасте является актуальной для современной
психологии проблемой. Это обусловлено
потребностями практики в данных
об особенностях психики подростка.
Период отрочества характеризуется
динамичными изменениями всех физиологических
систем и психических функций. Одновременно
с этим, подростку приходится осваивать
новые социальные роли и функции,
перестраивать отношения с
Все
эти факторы могут стать
В связи с этим, возрастает роль психодиагностического обследования при определении типа темперамента подростка.
В
настоящее время существуют различные
методики для диагностики динамической
стороны психики. Наибольшее распространение
в психодиагностической практике получили
опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка.
Более полная информация о темпераменте
подростка может быть получена при помощи
опросника структуры темперамента В.М.
Русалова. Выбор конкретного опросника
определяется практическими задачами,
которые стоят перед исследователем.
Задачи и методы
Задачи |
Методы | ||
Организационные | Эмпирические | Статистические | |
Исследование типов темперамента у школьников 13-14 лет. | Тестирование всех школьников данного класса | ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ И
|
Ранжирование |
Темпераментом
называют совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания
психических процессов и
Содержательная характеристика темперамента может быть дана через его свойства.
Е.И. Рогов выделяет следующие свойства темперамента :
1)
Сензитивность - определяется тем,
какова наименьшая сила
внешних воздействий, необходимая для
возникновения какой-либо психической
реакции человека, и какова скорость возникновения
этой реакции;
2)
Реактивность характеризуется
3)
Активность - свидетельствует о том,
насколько интенсивно (энергично)
человек воздействует на
4)
Соотношение реактивности и
5)
Пластичность и ригидность –
они свидетельствуют,
6)
Темп реакций - характеризует
скорость протекания различных
психических реакций и процессов, темп
речи, динамика жестов, быстрота ума;
7)
Экстраверсия, интроверсия - определяют,
от чего преимущественно
8)
Эмоциональная возбудимость
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Я. Стреляу определяет их таким образом [18, с. 18].
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.
У холериков можно также отметить цикличность в деятельности и переживаниях. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. И.П. Павлов так объясняет это: «Когда у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» [13, с. 104].
Флегматик
обладает высокой активностью, значительно
преобладающей над малой
Меланхолик.
Человек с высокой
Вывод:
Темперамент
– это совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания
психических процессов и поведения человека,
их силу, скорость, возникновение, прекращение
и изменение. Выделяют четыре типа темперамента:
сангвинический, холерический, флегматический,
меланхолический.
Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков
Диагностика учащихся по исследованию типа темперамента проводилась 30 ноября 2011г. в средней общеобразовательной школе №41 им.Сизова г. Курска. В исследовании приняло участие 25 учеников 8 «А» класса, из них 12 девочек и 13 мальчиков, в возрасте 13-14 лет. Для определения типа темперамента была использована методика «Исследование экстроверсии-интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка)» Суть данной методики заключается в том, что Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.
Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной деривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
У интроверта преобладают
следующие особенности
Информация о работе Эмпирическое исследование темперамента у подростков