Эмпирическое исследование темперамента у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.

Содержание

Введение 3-4
Задачи и методы………………………………………………………………...5
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков 6
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства 6-7
1.2. Типы темперамента 8-10
Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков 11
2.1. Психологическая диагностика типа темперамента 11-16
2.2. Результаты исследования 17-23
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .docx

— 852.70 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3-4

Задачи и методы………………………………………………………………...5

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков 6

1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства 6-7

1.2. Типы темперамента 8-10

Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков 11

2.1. Психологическая диагностика типа темперамента 11-16

2.2. Результаты исследования 17-23

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Приложение 1 26

Приложение 2 27

      Введение

 

      Актуальность  исследования

      Психодиагностическое  изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной  психологии проблемой. Это обусловлено  потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период отрочества характеризуется  динамичными изменениями всех физиологических  систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать  новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о  себе как о личности.

      Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка. Медлительный ученик начнет продемонстрировать бурные эмоции, а бессменный лидер  – склонность к уединению. Подобное поведение может привести к трудностям в общении взрослого (родителя, психолога, педагога) с подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением  типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т.е. возрастной динамикой психофизиологического  развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в  подростковом возрасте снижается.

      В связи с этим, возрастает роль психодиагностического  обследования при определении типа темперамента подростка.

      В настоящее время существуют различные  методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение  в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задачи  и методы

 
   Задачи
 
Методы
Организационные Эмпирические Статистические 
Исследование  типов темперамента у  школьников 13-14 лет. Тестирование  всех школьников  данного класса

ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА)

Ранжирование 
 

 

      Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков

    1. Психологическая сущность темперамента и его свойства
 

      Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения  человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

      Содержательная  характеристика темперамента может  быть дана через его свойства.

      Е.И. Рогов выделяет следующие свойства темперамента :

      1) Сензитивность - определяется тем,  какова наименьшая сила 
внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

      2) Реактивность характеризуется степенью  непроизвольности реакций на  внешние или внутренние воздействия  одинаковой силы (критическое замечание,  обидное слово, резкий тон —  даже звук);

      3) Активность - свидетельствует о том,  насколько интенсивно (энергично)  человек воздействует на внешний  мир и преодолевает препятствия  в достижении целей (настойчивость,  целенаправленность, сосредоточение  внимания);

      4) Соотношение реактивности и активности  определяет, от чего в большей  степени зависит деятельность  человека: от случайных внешних  или внутренних обстоятельств  (настроения, случайные события)  или от целей, намерений, убеждений;

      5) Пластичность и ригидность –  они свидетельствуют, насколько  легко и гибко приспосабливается  человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно  и косно его поведение;

      6) Темп реакций - характеризует  скорость протекания различных 
психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума;

      7) Экстраверсия, интроверсия - определяют, от чего преимущественно зависят  реакции и деятельность человека  — от внешних впечатлений,  возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений  и мыслей, связанных с прошлым  и будущим (интроверт);

      8) Эмоциональная возбудимость характеризуется  тем, насколько слабое воздействие  необходимо для возникновения  эмоциональной реакции и с  какой скоростью она возникает.

      1.2. Типы темперамента

 

      Выделяют  четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Я. Стреляу определяет их таким образом [18, с. 18].

      Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно  откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой  и выразительными движениями. По незначительному  поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его  настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог  чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью  и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое  дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может  сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи  быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение  в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым  требованиям и обстановке. Без  усилий не только переключается с  одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается  на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом  и будущем, экстраверт.

      Холерик. Как и сангвиник отличается малой  чувствительностью, высокой реактивностью  и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

      У холериков можно также отметить цикличность в деятельности и  переживаниях. Такая цикличность  есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. И.П. Павлов так объясняет это: «Когда у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно  налегает на свои средства и силы и  в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» [13, с. 104].

      Флегматик обладает высокой активностью, значительно  преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить  — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым, При  больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с  трудом переключает внимание и приспосабливается  к новой обстановке, медленно перестраивает  навыки и привычки. При этом он энергичен  и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние  впечатления.

      Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью  и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его  невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его  опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и  мало работоспособен. Ему присуще  легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов.

      Вывод:

      Темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. 
 
 
 
 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков

2.1. Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков

     Диагностика учащихся по исследованию типа темперамента проводилась 30  ноября  2011г. в средней общеобразовательной школе №41 им.Сизова г. Курска. В исследовании приняло участие 25 учеников 8 «А» класса, из них 12 девочек и 13 мальчиков, в возрасте 13-14 лет. Для определения типа темперамента была использована методика «Исследование экстроверсии-интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка)» Суть данной методики заключается в том, что Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.

     Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к  боли, но меньшей терпимостью к  сенсорной деривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

У интроверта преобладают  следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с  людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт  спокоен, уравновешен, миролюбив, его  действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт  высоко ценит этические нормы, любит  планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет  делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт  не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и  редко ведет себя агрессивно, обязателен.

Информация о работе Эмпирическое исследование темперамента у подростков