Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога; 2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста; 3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.
8
Такого
взгляда, в частности, придерживался
К. Маркс [8 с. 93], и его последователи, называя
социальным конфликтом противоборство
между общественными классами. Такого
же взгляда придерживаются и некоторые
современные авторы, утверждающие, например,
что национальные, расовые, этнические
или социальные классовые отношения в
сумме составляют сущность социального
конфликта, поскольку конфликт становится
«социальным», когда в него включаются
отношения между большими социальными
группами или «категориями», а не между
индивидами или малыми группами.
Другие
типы конфликтов.
9
данную стратегию; отсутствия времени на уговоры оппонента. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий. В остальных случаях соперничество носит, как правило, деструктивный характер. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов. Сегодня компромисс является наиболее часто используемой, конструктивной стратегией завершения конфликтов. Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы. Это может быть осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны. Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще. Сотрудничество считается наиболее эффективной, кооперативной стратегией поведения оппонентов в конфликте, заключающейся в ориентации на совместный поиск решения, которые удовлетворяет интересы всех сторон. Предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Теперь кратко охарактеризуем основные технологии компромисса и сотрудничества как наиболее конструктивные способы разрешения конфликта.
10
В основе компромисса лежит технология “уступок сближения” или как ее еще называют – “торг”. Считается, что компромисс имеет недостатки, а именно: споры по поводу позиций приводят к урезанным соглашениям; создается почва для уловок; возможно ухудшение отношений, так как могут быть угрозы, давление, срыв контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т.п. По мнению Лоуэлла, “компромисс – хороший зонтик, но плохая крыша; на какое-то время он целесообразен, часто нужен в межпартийной борьбе, и почти никогда не нужен тому, кто управляет государством”. Вместе с тем, в реальной жизни компромисс применяется часто. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора [10 с. 64],: 1. Заявить, что конфликт не выгоден обоим. 2. Предложить конфликт прекратить. 3. Признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте. Они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит. 4. Сделать уступки оппоненту в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах. 5. Высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента. Они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте. 6. Спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их. 7. Если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан. Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу “принципиальных переговоров” [11 с. 48]. Его принципы сводятся к следующему: А. Отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердым по отношению к проблеме и мягким к людям.
Б. Внимание интересам, а не позициям: спрашивайте “почему?” и “почему нет?”; фиксируйте базовые интересы и их множество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важность ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы. В. Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона. Г. Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой
11
стороны; не поддавайтесь давлению, только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные критерии; используйте несколько критериев; используйте справедливые критерии. 1.2 Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте.
Анализ
онтогенеза конфликтного поведения
показывает, что подростковый возраст
является наиболее напряженным с
точки зрения возникновения межличностных
конфликтов. Повышенная конфликтность
подростков во многом определяется особенностями
и значением подросткового
Таким
образом, в генезисе конфликтных
форм поведения в подростковом возрасте
в рамках психоаналитического
12
роль сексуальной мотивации, защитных механизмов и особенностей развития потребности в межличностных отношениях[14, с.74].
Последний
тезис относительно негативных последствий
отсутствия у подростка представлений
о нормах взрослой жизни имеет, с
точки зрения изучения межличностных
конфликтов подростков, весьма важное
значение. Ссылаясь на него, мы позволим
себе утверждать, что стремление обеспечить
подросткам бесконфликтное существование,
оградить их от возможных межличностных
конфликтов в своей возрастной среде и
на уровне «подросток – взрослый», психологически
безосновательны и педагогически опасны.
Проектируя бесконфликтную педагогическую
среду, мы лишаем подростка возможности,
говоря словами Е.А. Климова, «прощупать,
прогнозировать, узнать и всесторонне
понять разные варианты эмоционального
и практического реагирования на ход событий..,
обрести ориентировку»[15, с. 52].
И, тем не менее, роль конфликтов в подростковом
возрасте достаточно велика. Как и в любом
другом возрасте, конфликты подростков
носят как позитивный, так и негативный
варианты исхода.
С усложнением системы общественных отношений,
с включением индивида в разнообразные
общности, потребность в принадлежности
к какой-либо группе удовлетворяется только
при подчинении разнообразным общественным
нормам и предписаниям, удовлетворяя при
этом социальные ожидания окружающих.
Постепенно на этой основе вырабатывается
потребность следовать нормам, обычаям,
традициям группы, поскольку в противном
случае личность неизбежно вступает в
постоянный устойчивый конфликт с окружающими
и, в конечном счете, будет отторгнута
группами, к которым она принадлежит [16,
с. 176].
Многие подростки испытывают затруднения
в контактах со сверстниками и переживают
свое одиночество болезненно [17, с.234]. Любые
трудности в социальной сфере приводят
к нарушению деятельности, отношений,
порождают негативные эмоции и переживания,
вызывают чувство дискомфорта. Всё это
может иметь неблагоприятные последствия
для развития личности ребенка [18, с.486].
13
Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков