Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога; 2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста; 3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 91.59 Кб (Скачать)

Введение.                                                                                                       Актуальность темы исследования. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Общение – это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу. Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек – человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4 – 5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13 – 14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на  ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования Г.С. Абрамовой, Я.Д. Коломинский, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и др.) [1,2, 3, 4, 5].                                    В казахстанской и российской психологической литературе тема межличностных отношений подростков и юношей исследована недостаточно, не раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей данного возраста, в целом исследуемая тема изложена не систематично и кратко. Учитывая это, тема: «Межличностные конфликты в общении подростков» является актуальной для исследования.                                                 Цель исследования: измерить степень сплоченности – разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также психологическому климату, созданному в ней. Объектом исследования: дети подросткового возраста.                                        Предметом исследования: межличностные отношения и общение подростков.   Гипотеза исследования: Если создается благоприятный психологический климат в коллективе, то формируется высокий уровень межличностных отношений между учащимися.                                                                                          Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:                    1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психолога;                                                                                                                    2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста;                    3. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии.

3

4. Описать стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации, а также методы разрешения конфликтов.                           Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют научные знания о межличностных конфликтах в подростковом возрасте и условиях формирования поведения подростков в межличностных конфликтах; будут способствовать разработке теоретических оснований повышения психологической и конфликтологической компетентности психологов в школе и родителей. Создание и обоснование структурной модели формирования поведения подростков в межличностных конфликтах составляют основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах формирования поведения подростков в межличностных конфликтах.      Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могли бы быть направлены на совершенствование деятельности психолога в аспекте формирования способности подростков к разрешению межличностных конфликтов, в определении методов изучения поведения подростков в межличностных конфликтах, в разработке и апробации методических рекомендаций по формированию поведения подростков в межличностных конфликтах.                 Результаты исследования могли бы быть использованы в деятельности практического психолога в педагогической деятельности в аспекте развития конфликтологической компетентности подростков, а также для разработки спецкурса в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов и педагогов.       В силу того, что было предоставлено мало времени для проведения настоящего исследования в работе могли бы быть использованы следующие методы:    

  • Теоретические методы психологического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • Диагностические методы: методика «Q – сортировка» Стефенсона, методика «Социометрия», опросник «Басса – Дарки».
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Раздел 1. Теоретические  основы изучения межличностных  конфликтов в общении  подростков.

1.1 Определение, классификации и основные способы разрешения конфликтов.

Конфликт  -  это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация «и хочется и колется» (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).             Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.                                               В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.                       Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.                                                                       Классификация конфликтов.                        Возникновение конфликтов неразрывно связано с различными сторонами деятельности человека, в связи с чем количество и разнообразие их достаточно велико. Среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться к В.И.Сперанскому [6 с. 137], который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание

5

классификации.                                                                                                               Таким образом, классификация конфликтов – метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы. В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.                                                                                                    Для того чтобы легче ориентироваться во множестве конфликтов и иметь возможность выбора адекватного метода воздействия, диагностики и управления ими, существуют классификации конфликтов: по способам их разрешения (антагонистические, компромиссные); по природе возникновения (соц. Организационные, эмоциональные); по направленности воздействия (вертикальные, горизонтальные); по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные); по количеству участников, задействованных в конфликте (внутриличностные, межличностные, межгрупповые) и т.д.   Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по степени вовлеченности в них людей. Нередко встречаются конфликты смешанного типа. С этой точки зрения все конфликты делятся на: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные.                         Внутриличностный конфликт.                                                                  Носитель внутриличностного конфликта – отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Например, в теории психоанализа З.Фрейда [7 с. 247], внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между желаниями «Оно» и «Сверх-Я» (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).   Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.                                                                                                        В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным.

6

Например, самооценка подростка в группе такова, что ему давно бы уже пора быть лидером группы. В результате может возникнуть конфликт нереализованного желания.                                                                               По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например: противоречие потребностей; противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой; противоречие между различными ролями индивида; трудность выбора между различными вариантами поведения.                                    Межличностный конфликт.                                Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.                           Примерами таких конфликтов являются: противоборство между школьниками из-за влияния в группе или привлекательной девушки; противоречие между руководителем; между пассажирами общественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической и т.д.                   Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что Иван Иванович и Иван Никифорович не сошлись характерами, не могут уступить друг другу в мелочах.                                     Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.                                        Конфликт между личностью и группой.                         Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/ или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т.д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.

7

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой  может быть как конструктивным, так  и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой  идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.                                                                                     Межгрупповой конфликт.                                                                      Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.                   Малая социальная группа – это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малой группы может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков людей. Такие группы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или постоянными, открытыми или закрытыми.                                                                   Средние социальные группы – это например, коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Типичная средняя группа – относительно самостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или в нетрудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы, как правило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы управления.                      К большим социальным группам относятся такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения. Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).    Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков