Эмпатия детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

Проанализировать научное состояние проблемы эмпатии в отечественной и зарубежной психологии.
Рассмотреть этапы развития эмпатии в онтогенезе.
Изучить литературу по проблеме эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава 1. Понятие эмпатии. Основные подходы к изучению эмпатии в психологии………………………………………………………………………..5

1.1. Представление об эмпатии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..…5-15

1.2. Развитие эмпатии в онтогенезе…………………………….……16-23

1.3. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………….…24-34

Выводы………………………………………………………………..35-36

Литература……….……………………………………………….…..37-39

Работа содержит 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

       Второй  этап – «Эгоцентрическая» эмпатия. Формируется уже в 12 или 18 месяцев, как только ребенок начинает четко понимать различия между собой и другими. Ребенок, начинающий ходить, все еще демонстрирует «присвоение» эмоций, но уже понимает, что дистресс испытывает другой человек, а не он сам. Тем не менее, его выход из ситуации дистресса все еще эгоцентрический. Ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое. Дети начинают реагировать дистрессом на дистресс другого человека и пытаются «вылечить» проблему другого, предполагая то, что с их точки зрения, лучше всего может успокоить. Например, они могут выражать печаль, когда видят боль другого ребенка, и позвать на помощь свою маму [8].

       Третий  этап – Эмпатия на чувства другого. Начинает отмечаться уже в 2 или 3 года и продолжается на протяжении начальной школы. В 2-3 года ребенок способен заражаться чувством другого, идентифицировать себя с объектом симпатии, совершать альтруистические поступки. Он разделяет «чувства к другим» (нежность, любовь), которые являются предпосылкой к формированию к  «чувствам с другими» (сострадание, сорадость). Любовь к близким людям (окружающим) ведет через подражание и обучение к формированию способности реагировать на страдание других людей, к развитию альтруистического поведения [27]. Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства. Дети замечают чувства других людей, частично перенимают эти чувства и реагируют на дистресс другого неэгоцентрическими способами. За годы дошкольного периода и начальной школы эмпатические реакции детей и реакции симпатии становятся все более и более тонкими, поскольку они лучше считывают эмоции других. К середине дошкольного периода многие дети могут даже проявлять эмпатию в отношении нескольких эмоций сразу, например, если они видят, как другой ребенок совершает ошибку и падает во время игры. Наблюдательный ребенок может эмпатично переживать и боль, и чувство стыда или неловкости и способен осознавать, что пострадавший может не хотеть помощи от других [6].

       Четвертый этап – Эмпатия  на жизненную ситуацию другого. В подростковом возрасте появляется еще более абстрактный уровень, когда ребенок выходит за рамки непосредственной ситуации и эмпатирует (или симпатизирует) общему положению другого человека [6]. Подросток начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего состояния. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания [8]. Молодой человек на этой стадии может испытать более выраженный дистресс в ответ на печаль другого, если он знает, что эта печаль хроническая, или если он знает, что общее положение этого человека особенно трагично, чем в том случае, когда он воспринимает печаль как сиюминутную проблему [6].

       Таким образом, с возрастом эмпатическая реакция все меньше и меньше находится  под влиянием непосредственной эмоции, которую ребенок воспринимает по выражению лица или языку тела других людей, и гораздо больше под воздействием тех выводов, которые ребенок строит о чувствах других людей. Но это изменение, по мнению Х. Би [6], не происходит мгновенно. Например, исследования, проведенные в Англии Полом Харрисом и его коллегами, доказывают, что до подросткового возраста дети не до конца осознают, что другой человек может прятать свои эмоции или поступать в разрез с «внутренними» чувствами. [6]

       Отечественные исследователи выделяют следующую  последовательность возникновения в онтогенезе эмпатических явлений [15, 19]:

        - непосредственный, неосознанный отклик на эмоциональное состояние другого;

        - сопереживание как ситуативное  разделение переживания с другими;

        - сочувствие как внеситуативное, долговременное разделение переживания с другими;

        - соучастие как просоциальное  действие на основе сопереживания  и сочувствия.

       Считается, что первичные эмпатические реакции  ребенка на отрицательное состояние  матери – тревогу, страх, огорчение  – можно обнаружить в возрасте 2-3 месяцев. Они носят характер плача, двигательного возбуждения, отказа от пищи. Самыми первыми механизмами общения являются механизмы эмоционального подражания и заражения. Эти механизмы обеспечивают установление контакта с окружающими, способствуют формированию условий для эмоционального обмена, развивают умение воспринимать экспрессию другого и отражать ее, способствуют формированию экспрессивного репертуара ребенка. О роли подражания и заражения как механизмов развития эмпатии упоминает В.А. Петровский [1]. Подражание, по мнению исследователя, играет двойственную роль в развитии эмпатии. Во-первых, ребенок, подражая эмоциям других, учится быть субъектом эмпатии, а во-вторых, воспринимая подражание других собственным эмоциям, он учится быть объектом эмпатии.

       Уже к концу 1-го года жизни ребенок делает попытку утешить расстроенную мать. Он заряжается отрицательным эмоциональным состоянием другого человека, поэтому вслед за одним ребенком в яслях начинают дружно плакать и все остальные. В раннем возрасте любовь к близким проявляется в соответствующем поведении ребенка, он проявляет эмпатию, он сочувствует и сопереживает [34].

       Большое место во всем поведении детей  2 года жизни занимает эмоциональное общение их друг с другом. Стоит одному малышу с ласковой улыбкой подойти к другому, как тот отвечает ему улыбкой. В конце раннего детства ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям.

       При переходе от раннего  детского возраста к  дошкольному, когда появляется определенный уровень сформированности «Я» ребенка, ведущим механизмом развития эмпатии становится идентификация. Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и отражаемым объектом в процессе восприятия внешнего мира. Содержанием такой связи, по мнению Н.Н. Авдеевой [1], является непосредственное переживание субъектом той или иной тождественности с объектом. Следствием такого переживания становится принятие ценностей, норм, образцов отражаемого объекта как своих, видение другого человека как продолжения себя самого.

       С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми.

       В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, появляются два вида эмпатии – гуманистическая и эгоцентрическая. К гуманистической эмпатии относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сострадание, сорадование, сочувствие, жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае является лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти). Дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться; если сострадает, может поделиться самым дорогим для себя. [35]

       Для младших школьников характерна неустойчивая эмпатия – сопереживание и сочувствие. Это объясняется значительной несформированностью структуры личности детей этой возрастной группы. Но, для младшего школьного возраста более характерно сопереживание, в связи с ориентацией детей этого возраста на себя, свое благополучие. К подражанию, заражению и идентификации как механизмам развития эмпатии подключается понимание и рефлексия. Понимание и рефлексия способствуют формированию умений соотносить внешние и внутренние характеристики объекта, прогнозировать направление их проявлений и изменений, обращаться к собственному эмоциональному опыту [1, 15].

       К периоду подросткового  возраста отмечается тенденция роста сочувствия и уменьшения сопереживания. Сопереживание более характерно для младших школьников в связи с ориентацией детей этого возраста на себя, свое благополучие. У подростков преобладает тенденция к альтруистическому поведению и сочувствие как основной вид эмпатии. Преобладание устойчиво сочувствующих в 5 классе тоже является подтверждением того факта, что сочувствие более свойственно подростковому возрасту [18].

       Общий рост личности подростка, расширение его  интересов, развитие самосознания, новый  опыт общения со сверстниками, как  правило, ведут к интенсивному росту  социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказываться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. Отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей [48].

       Таким образом, развитие эмпатии в детстве происходит поэтапно. Однако следует отметить, что не все дети с одинаковой частотой демонстрируют эмпатические реакции.

       Проявление  эмпатии детьми зависит  от многих факторов, к которым можно отнести: степень близости с объектом (чужой или близкий человек), частоту общения с ним (знакомый или незнакомый), интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), предыдущий опыт эмпатии. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.

       Важную  роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. Плач ребенка вызывает у матери чувство сострадания, побуждает обратить на ребенка внимание, успокоить его.

       Как показали А. А. Бодалев и Т. Р. Каштанова, широкий круг общения со сверстниками положительно влияет на способность к сопереживанию.[9]

       По  данным Е. Стотлэнда, эмпатийность зависит  от порядка рождения ребенка и  от количества детей в семье. Первые и единственные дети в семье более склонны к эмпатии.

       Отрицательно  влияет на формирование и проявление эмпатии такое свойство личности, как ее эгоцентризм, а также испытываемый человеком психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Играют роль и установки, препятствующие эмпатии: избегать лишних контактов, считать неуместным проявлять любопытство к другой личности, спокойно относиться к переживаниям и проблемам других людей. [25].

       По  мнению определенного круга ученых, существуют половые особенности  эмпатийности. По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Однако Т. П. Гаврилова показала, что две формы эмпатичного поведения сопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей разного возраста и пола. Как уже отмечалось выше, сопереживание более характерно для младших школьников, а сочувствие для подростков. Сопереживание взрослым и животным чаше наблюдалось у мальчиков, а сочувствие у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали.

       Т.П.Гаврилова, Ю.А.Менджерицкая выделяют следующие механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия.

       Эмоциональное подражание и заражение призваны установить контакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, для формирования поведенческого репертуара. Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и воспринимаемым объектом и, как следствие, принять ценности, нормы другого, как свои. Понимание и рефлексия позволяют прогнозировать проявления и изменения внешних и внутренних характеристик объектов, обращаться к собственному эмоциональному опыту, т.е. в большей степени направлены на развитие когнитивного аспекта процесса эмпатического взаимодействия.

       Ряд авторов (Т.П.Гаврилова; О.И.Цветкова и  др.) рассматривают децентрацию как механизм эмпатии, благодаря которой индивид способен встать в позицию другого, воспринимать жизненные ситуации других людей с их точки зрения.

       Таким образом, общим у всех авторов является постепенное, поэтапное формирование эмпатии, и чем ребенок старше, тем больше зависит её проявление от социальной среды, в которой ребенок воспитывается. 

 

1.3. Особенности эмпатии  у детей с задержкой  психического развития

       Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания [24].        

Информация о работе Эмпатия детей с задержкой психического развития