Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования: изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
Проанализировать научное состояние проблемы эмпатии в отечественной и зарубежной психологии.
Рассмотреть этапы развития эмпатии в онтогенезе.
Изучить литературу по проблеме эмпатии у детей с задержкой психического развития.
Введение…………………………………………………………………3-4
Глава 1. Понятие эмпатии. Основные подходы к изучению эмпатии в психологии………………………………………………………………………..5
1.1. Представление об эмпатии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..…5-15
1.2. Развитие эмпатии в онтогенезе…………………………….……16-23
1.3. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………….…24-34
Выводы………………………………………………………………..35-36
Литература……….……………………………………………….…..37-39
При
изучении опознания пяти эмоциональных
состояний (радости, гнева, страха, удивления
и грусти) по различным частям лица
(рта и бровей) выяснилось, что
при существовании
В общении со сверстниками они часто не находят общего языка, так как язык слишком эмоционален, редко может удержать роль. Компенсаторно-эмоциональные реакции могут быть как по интрапунитивному, так и по экстрапунитивному типу, часто возможен смешанный тип реагирования.
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление.
В
результате неблагополучия в сфере
межличностных отношений у
Исследования Глоба Н.В. позволяют говорить о том, что большинству младших школьников с задержкой психического развития, так же как и большинству нормально развивающихся школьников, доступно проявление эмпатии в простых ситуациях. Вместе с тем эмпатия в простых ситуациях у младших школьников с задержкой психического развития характеризуется качественными особенностями, а ее развитие идет у них более медленными темпами. Проявление эмпатии в сложных ситуациях у младших школьников с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста характеризуется не какими-либо качественными особенностями, а меньшей выраженностью. И младшие школьники с задержкой психического развития, и нормально развивающиеся школьники в сложных ситуациях проявляют эмпатию реже, чем в простых. Однако эмпатия у детей с задержкой психического развития менее устойчива: усложнение ситуации приводит у них к более выраженному, значительному снижению способности откликаться на неблагополучие другого индивида.
Проведенные исследования Глоба Н.В. позволили сделать следующие выводы: вопреки распространенным представлениям о том, что для детей с задержкой психического развития характерно снижение способности к сопереживанию и сочувствию, проявление эмпатии в часто встречающихся в опыте ситуациях общения доступно большинству младших школьников с задержкой психического развития, так же как и большинству нормально развивающихся детей младшего школьного возраста. Проявления эмпатии и ее изменение у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития подчиняются тем же закономерностям, которые свойственны нормально развивающимся младшим школьникам: они обнаруживают зависимость от сложности условий осуществления эмпатии и ее объекта (взрослый, сверстник, животное) [17].
Специфика эмпатии у детей с задержкой психического развития заключается в замедленном темпе ее формирования; более выраженной ориентации на внешние признаки неблагополучия другого индивида, меньшей выраженности стремления помочь и жалости по отношению к нему; более выраженном снижении эмпатии при усложнении условий ее осуществления.
Особенности
эмпатии у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического
развития не зависят от условий обучения
и воспитания: в классах коррекционно-
Связь эмпатии и уровня интеллектуального развития у младших школьников с задержкой психического развития опосредована сложностью условий осуществления эмпатии и видом ее объекта: такая связь обнаруживается в сложных ситуациях и по отношению к сверстнику, не выявляется в простых ситуациях и по отношению к взрослому и животному.
Уровень развития децентрации у младших школьников с задержкой психического развития, как и у их нормально развивающихся сверстников, является достаточным для обеспечения эмпатии.
В психологии замечено, что у дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития на особенности когнитивного (идентификация - восприятие, опознание, понимание -эмоций) и поведенческого (вербальное и графическое обозначение эмоций) компонентов эмпатии оказывает влияние модальность эмоции. Дети с задержкой психического развития с трудом идентифицируют и обозначают эмоциональные состояния «удивление» и «спокойствие». Дети дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием успешнее опознают и объясняют все эмоции по пиктограмме и испытывают трудности разной степени выраженности в распознании эмоций по фотографии и сюжетной картинке. У детей с задержкой психического развития возникают трудности при объяснении причины возникновения эмоций. Дети с задержкой психического развития в эмпатийном взаимодействии чаще обращаются к использованию опыта оперирования изображением эмоций простой структуры или к собственному опыту поведения в подобных ситуациях.
Таким образом, объединив все вышесказанное, можно выделить следующие особенности эмпатии детей с задержкой психического развития:
Выводы
Анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.
Ни
отечественные, ни зарубежные исследователи
не дают однозначного толкования термина
«эмпатия» в связи с
Эмпатия
может выражаться в двух формах:
сопереживание и сочувствие, где
сопереживание – это
Эмпатия в онтогенезе личности
проходит свой путь развития,
а проявление эмпатии
Специфика эмпатии у детей с задержкой психического развития заключается в замедленном темпе ее формирования; более выраженной ориентации на внешние признаки неблагополучия другого индивида, меньшей выраженности стремления помочь и жалости по отношению к нему; более выраженном снижении эмпатии при усложнении условий ее осуществления.
В
своей дальнейшей работе, я хотела бы,
провести экспериментальное исследование,
направленное на выявление особенностей
эмпатии у детей с задержкой психического
развития младшего школьного возраста.
Поскольку младший школьный возраст является
сензитивным для нравственного развития,
становления взаимоотношений с другими
людьми, формирования децентрации, моральных
чувств. Это определяет значительные возможности
данного возрастного периода в плане развития
эмпатии. В связи с этим изучение эмпатии
у младших школьников с задержкой психического
развития приобретает особую значимость.
Литература
1. Абраменкова В.В., Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
2. Анохин, П. К. «Эмоции» [Текст] // Психология эмоций. — М.:Просвещение, 1993.
3.
«Актуальные проблемы
4. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993.
5. Бадалян Л.О. «Невропатология» - М., 1987.
6. Би Х., Развитие ребенка, СПб:Питер, 2004, с. 760.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.,1996.
8. Бреслав Г.М., Психология эмоций, М, 2004.
9. Бодалев А.А «Восприятие и понимание человека человеком»- М., 1982.
10. Бодалев А.А. «Психология межличностного познания» /Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.
11.
Божович Л.И. «Личность и ее
формирование в детском
12.
Божович Л.И., Конникова Т.Е., О
нравственном развитии и
13. Василюк Ф.Е. Теоретические исследования «Семиотика и техника эмпатии» / Вопросы психологии - 2007, №2.
14. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии./Вопросы психологии. 1975. №2. – С. 147-157.
15.
Гаврилова Т.П. Анализ
16. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Г «Феномен конгруэнтной эмпатии» / Вопросы психологии. - 1993.
17. Глоба Н.В. «Особенности эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития»/ Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. №1.
18. Гаврилова Т. П. «Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста» // Вопросы психологии. 1974. №2.с. 107-114.
19.
Дубровина И. В., Лисина М. И.
Особенности психического
20.
Залысина И. А., Смирнова Е. О.
Некоторые особенности
21. Изард К. Психология чувств. Спб., 2000.
22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб: Питер,2001.
23. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы, СПб: Питер,2006.
24.
«Дети с задержкой
25.
Крайг Г. «Психология развития»
26.
Кузьмина В.П. «Формирование
Информация о работе Эмпатия детей с задержкой психического развития