Эмпатия детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

Проанализировать научное состояние проблемы эмпатии в отечественной и зарубежной психологии.
Рассмотреть этапы развития эмпатии в онтогенезе.
Изучить литературу по проблеме эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава 1. Понятие эмпатии. Основные подходы к изучению эмпатии в психологии………………………………………………………………………..5

1.1. Представление об эмпатии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..…5-15

1.2. Развитие эмпатии в онтогенезе…………………………….……16-23

1.3. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………….…24-34

Выводы………………………………………………………………..35-36

Литература……….……………………………………………….…..37-39

Работа содержит 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

       При изучении опознания пяти эмоциональных  состояний (радости, гнева, страха, удивления  и грусти) по различным частям лица (рта и бровей) выяснилось, что  при существовании определенного  разброса показателей отмечаются определенные закономерности, свойственные детям данной категории и характеру задержкой психического развития. В частности, было установлено, что дети с более выраженной задержкой психического развития и задержкой психического развития, обусловленной социальной депривацией, хуже опознают эмоциональное состояние по мимике лица.

       В общении со сверстниками они часто  не находят общего языка, так как  язык слишком эмоционален, редко  может удержать роль. Компенсаторно-эмоциональные  реакции могут быть как по интрапунитивному, так и по экстрапунитивному типу, часто возможен смешанный тип реагирования.

       У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление.

       В результате неблагополучия в сфере  межличностных отношений у детей  создается отрицательное представление  о самом себе: они мало верят  в собственные способности и  низко оценивают свои возможности.

       Исследования Глоба Н.В. позволяют говорить о том, что большинству младших школьников с задержкой психического развития, так же как и большинству нормально развивающихся школьников, доступно проявление эмпатии в простых ситуациях. Вместе с тем эмпатия в простых ситуациях у младших школьников с задержкой психического развития характеризуется качественными особенностями, а ее развитие идет у них более медленными темпами. Проявление эмпатии в сложных ситуациях у младших школьников с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста характеризуется не какими-либо качественными особенностями, а меньшей выраженностью. И младшие школьники с задержкой психического развития, и нормально развивающиеся школьники в сложных ситуациях проявляют эмпатию реже, чем в простых. Однако эмпатия у детей с задержкой психического развития менее устойчива: усложнение ситуации приводит у них к более выраженному, значительному снижению способности откликаться на неблагополучие другого индивида.

       Проведенные исследования Глоба Н.В. позволили  сделать следующие выводы: вопреки  распространенным представлениям о  том, что для детей с задержкой  психического развития характерно снижение способности к сопереживанию  и сочувствию, проявление эмпатии  в часто встречающихся в опыте ситуациях общения доступно большинству младших школьников с задержкой психического развития, так же как и большинству нормально развивающихся детей младшего школьного возраста. Проявления эмпатии и ее изменение у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития подчиняются тем же закономерностям, которые свойственны нормально развивающимся младшим школьникам: они обнаруживают зависимость от сложности условий осуществления эмпатии и ее объекта (взрослый, сверстник, животное) [17].

       Специфика эмпатии у детей с задержкой  психического развития заключается  в замедленном темпе ее формирования; более выраженной ориентации на внешние  признаки неблагополучия другого индивида, меньшей выраженности стремления помочь и жалости по отношению к нему; более выраженном снижении эмпатии при усложнении условий ее осуществления.

       Особенности эмпатии у детей младшего школьного  возраста с задержкой психического развития не зависят от условий обучения и воспитания: в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы или специальных (коррекционных) школах. Учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения и учащиеся специальных (коррекционных) школ не различаются между собой ни по проявлению эмпатии в простых и сложных ситуациях, ни по способности откликаться на переживания разных видов объектов.

       Связь эмпатии и уровня интеллектуального  развития у младших школьников с  задержкой психического развития опосредована сложностью условий осуществления  эмпатии и видом ее объекта: такая связь обнаруживается в сложных ситуациях и по отношению к сверстнику, не выявляется в простых ситуациях и по отношению к взрослому и животному.

       Уровень развития децентрации у младших  школьников с задержкой психического развития, как и у их нормально развивающихся сверстников, является достаточным для обеспечения эмпатии.

       В психологии замечено, что у дошкольников с разным уровнем интеллектуального  развития на особенности когнитивного (идентификация - восприятие, опознание, понимание -эмоций) и поведенческого (вербальное и графическое обозначение эмоций) компонентов эмпатии оказывает влияние модальность эмоции. Дети с задержкой психического развития с трудом идентифицируют и обозначают эмоциональные состояния «удивление» и «спокойствие». Дети дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием успешнее опознают и объясняют все эмоции по пиктограмме и испытывают трудности разной степени выраженности в распознании эмоций по фотографии и сюжетной картинке. У детей с задержкой психического развития возникают трудности при объяснении причины возникновения эмоций. Дети с задержкой психического развития в эмпатийном взаимодействии чаще обращаются к использованию опыта оперирования изображением эмоций простой структуры или к собственному опыту поведения в подобных ситуациях.

       Таким образом, объединив все вышесказанное, можно выделить следующие особенности  эмпатии детей с задержкой  психического развития:

  1. Проявления эмпатии и ее изменение у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития подчиняются тем же закономерностям, которые свойственны нормально развивающимся младшим школьникам: они обнаруживают зависимость от сложности условий осуществления эмпатии и ее объекта (взрослый, сверстник, животное);
  2. Специфика эмпатии у детей с задержкой психического развития заключается в замедленном темпе ее формирования; более выраженной ориентации на внешние признаки неблагополучия другого индивида;
  3. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций;
  4. Дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации;
  5. Эти дети хуже по сравнению с нормально развивающимися детьми понимают чужие и собственные эмоций - эти трудности связаны с несформированностью соответствующих образов — представлений;
  6. Эмпатия у детей с задержкой психического развития менее устойчива: усложнение ситуации приводит у них к более выраженному, значительному снижению способности откликаться на неблагополучие другого индивида;
  7. Особенности эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития не зависят от условий обучения и воспитания;
  8. У детей с задержкой психического развития возникают трудности при объяснении причины возникновения эмоций.
 
 
 
 

       Выводы

       Анализ  психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет  сформулировать определение эмпатии  как качества личности, выражающегося  в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.

       Ни  отечественные, ни зарубежные исследователи  не дают однозначного толкования термина  «эмпатия» в связи с многогранностью  его использования, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности.

       Эмпатия может выражаться в двух формах: сопереживание и сочувствие, где  сопереживание – это переживание  субъектом тех же чувств, что переживает другой, через отождествление с ним, а сочувствие – переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств и является более сложной, альтруистически направленной  формой.

         Эмпатия в онтогенезе личности  проходит свой путь развития, а проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза. Общим у всех авторов является постепенное, поэтапное формирование эмпатийности, её проявление зависит от социальной среды, в которой ребенок воспитывается.

       Специфика эмпатии у детей с задержкой  психического развития заключается в замедленном темпе ее формирования; более выраженной ориентации на внешние признаки неблагополучия другого индивида, меньшей выраженности стремления помочь и жалости по отношению к нему; более выраженном снижении эмпатии при усложнении условий ее осуществления.

       В своей дальнейшей работе, я хотела бы, провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей эмпатии у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. Поскольку младший школьный возраст является сензитивным для нравственного развития, становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных чувств. Это определяет значительные возможности данного возрастного периода в плане развития эмпатии. В связи с этим изучение эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития приобретает особую значимость.  
 
 
 
 
 
 
 

 

Литература

       1. Абраменкова В.В., Социальная психология  детства: развитие отношений в  детской субкультуре. – М.: Московский  психолого-социальный институт, 2000.

       2. Анохин, П. К. «Эмоции» [Текст] // Психология  эмоций. — М.:Просвещение, 1993.

       3. «Актуальные проблемы диагностики  задержки психического развития  детей» /Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982.

       4. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993.

       5. Бадалян Л.О. «Невропатология» - М., 1987.

       6. Би Х., Развитие ребенка, СПб:Питер, 2004, с. 760.

       7. Бойко В.В. Энергия эмоций в  общении: взгляд на себя и других. М.,1996.

       8. Бреслав Г.М., Психология эмоций, М, 2004.

        9. Бодалев А.А «Восприятие и  понимание человека человеком»- М., 1982.

       10. Бодалев А.А. «Психология межличностного познания» /Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.

       11. Божович Л.И. «Личность и ее  формирование в детском возрасте» М., 1968.

       12. Божович Л.И., Конникова Т.Е., О  нравственном развитии и воспитании  детей // Вопросы психологии, 1975, №1, с.82 – 83.

       13. Василюк Ф.Е. Теоретические исследования «Семиотика и техника эмпатии» / Вопросы психологии - 2007, №2.

       14. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии./Вопросы психологии. 1975. №2. – С. 147-157.

       15. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных  переживаний младших школьников  и младших подростков // Психология  межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. С.122-139.

       16. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Г «Феномен конгруэнтной эмпатии» / Вопросы психологии. - 1993.

       17. Глоба Н.В. «Особенности эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития»/ Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. №1.

       18. Гаврилова Т. П. «Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста» // Вопросы психологии. 1974. №2.с. 107-114.

       19. Дубровина И. В., Лисина М. И.  Особенности психического развития  детей в семье и вне семьи  - Возрастные особенности психического развития детей. М.,1982.

       20. Залысина И. А., Смирнова Е. О.  Некоторые особенности психического  развития дошкольников, воспитывающихся  вне семьи - Вопросы психологии, 1985,№4, с. 366.

       21. Изард К. Психология чувств. Спб., 2000.

       22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб: Питер,2001.

       23. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы, СПб: Питер,2006.

       24. «Дети с задержкой психического  развития» /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.

       25. Крайг Г. «Психология развития»:  СПб.: Питер, 2000.

       26. Кузьмина В.П. «Формирование эмпатии  у младших школьников к сверстникам  в зависимости от детско-родительских  отношений в семье» Дис. …  канд. псих. наук. – Н. Новгород, 1999.

Информация о работе Эмпатия детей с задержкой психического развития