Эмпатия детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

Проанализировать научное состояние проблемы эмпатии в отечественной и зарубежной психологии.
Рассмотреть этапы развития эмпатии в онтогенезе.
Изучить литературу по проблеме эмпатии у детей с задержкой психического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава 1. Понятие эмпатии. Основные подходы к изучению эмпатии в психологии………………………………………………………………………..5

1.1. Представление об эмпатии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………..…5-15

1.2. Развитие эмпатии в онтогенезе…………………………….……16-23

1.3. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………….…24-34

Выводы………………………………………………………………..35-36

Литература……….……………………………………………….…..37-39

Работа содержит 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

       Задержка  психического развития по классификации В.В.Лебединского является одной из форм дизонтогенеза, наряду с другими вариантами такими как,  недоразвитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие [31].

       Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.

       Основной  биологической причиной, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными и возникать в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а также постнатальном периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.  Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности [19].

       Круг  социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, широк. К ним относятся следующие: ранняя депривация, неприятие ребенка, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятная экология, а также различные варианты неправильного воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют  единственную или главную причину ЗПР.

       Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

       Задержка  психического развития проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

       К ЗПР конституционального  происхождения относят: истинный инфантилизм; гармонический или психофизический инфантилизм; психический инфантилизм. При данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для них нерационально. При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.[28]

       ЗПР соматогенного происхождения. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой  астении,  снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится [26].

       ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки. Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся, прежде  всего  в ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы [2;3].

         Развитие ребенка в условиях  гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки)  ведет к возникновению у него  таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность  самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к жизни. [20].

       ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция – этот термин был предложен Э.Депффом в 1959 г. для обозначения симптомов, возникающих в результате поражения мозга) занимает основное место в полиморфной группе задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на психологическую структуру этой формы ЗПР. Клинико-психологическую структуру этой формы задержки психического развития характеризует сочетание черт незрелости и различной степени поврежденние ряда психических функций.

       Таким образом, задержка психического развития - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. Конкретные проявления задержки психического развития у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития. Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. При ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта.

       До  настоящего времени исследований, непосредственно  направленных на изучение эмпатии у  детей с задержкой психического развития, очень мало (O.K. Агавелян, Е.Н. Васильева, С.Н. Сорокоумова). Авторы отмечают незрелость, нестабильность эмоциональных проявлений. Эти особенности они связывают с незрелостью мозга ребенка, спецификой его дефекта и указывают на то, что дефицит эмоциональных контактов и общения дошкольников с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками не могут не затруднять или не искажать их личностное становление.

       Между тем, этот вопрос чрезвычайно важен, особенно по отношению к младшему школьному возрасту, который является сензитивным для нравственного развития, становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных чувств (Л.И. Божович, Т.П.Гаврилова, Я.Л. Коломинский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин). Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эмпатия необходима для полноценного личностного развития, нормального становления межличностных отношений.

       У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в  развитии эмоций, наиболее выраженными  проявлениями которого являются эмоциональная  неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.

       Отмечается  нестойкость к фрустрирующим  ситуациям. Незначительный повод может  вызвать эмоциональное возбуждение  и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок  то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

       Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.

       Неадекватная  веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, не умения оценить ситуацию и настроение окружающих.

       Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние  в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определенном недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.

       Значительным  своеобразием отличается развитие личности детей рассматриваемой категории. [11]  Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения).

       Играть  они предпочитают в одиночку. У  них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, то есть не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы.[11]

       Взаимодействие  носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми  или с детьми старше себя, но и  в этих случаях не проявляют значительной активности.

       Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности детей с задержкой психического развития. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки (Н. Л. Белопольская).[41]

       Недоразвитие  эмоциональной сферы проявляется  в худшем по сравнению с нормально  развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные  состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей (Е. С. Слепович).

       Можно предположить, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны  с несформированностью соответствующих  образов — представлений. Вместе с тем следует отметить, что  дети с задержкой психического развития достаточно успешно выделяют на картинках причины эмоциональных состояний персонажей.

       Имеющиеся данные говорят о том, что дети с задержкой психического развития при рассмотрении изображения значительно  легче опознают эмоциональные состояния людей в контексте общей ситуации (сюжета), чем по выражению лиц или по выразительным движениям (Т. З. Стернина). Кроме того было обнаружено определенное сходство в опознании эмоциональных состояний всеми группами детей, а именно, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх.

       Дети  с задержкой психического развития опознают эмоцию, страдания лучше, чем  нормально развивающиеся сверстники.

       В целом все дети младшего возраста (дошкольного и младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков.

Информация о работе Эмпатия детей с задержкой психического развития