Сенсорное развитие детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у него перцептивные действия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Часть 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Психолого-педагогические идеи сенсорного развития детей дошкольного возраста…………….
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста………………………………………….……
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………….

7

11




16
Выводы по теоретической части………………………… 20
Часть 2. Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Система работы по сенсорному воспитанию через дидактические игры с детьми младшего дошкольного возраста………………………………..
2.3. Эффективность проделанной работы………



21
Выводы по практической части………………………..
Заключение………………………..
Список использованной литературы……
Приложения…………………………………….………..

Работа содержит 1 файл

Теория по сенсорному воспитания.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Часть 1.  Теоретические основы  сенсорного развития детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
 
    1. Психолого-педагогические идеи сенсорного развития детей дошкольного возраста…………….
    2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста………………………………………….……
    3. Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………….
 
7 
 

11 
 
 
 
 

16

Выводы  по теоретической части…………………………    20
Часть 2.    Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста
 
    2.1.  Система  работы по сенсорному воспитанию  через дидактические игры с  детьми младшего дошкольного  возраста………………………………..

2.3. Эффективность  проделанной работы………

 
 
 
21
Выводы  по практической части………………………..
Заключение……………………….. 
Список  использованной литературы……
Приложения…………………………………….………..
 

Введение 

     Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего  мира. Ребенок  рождается  на  свет  с  готовыми  органами  чувств: у  него  есть  глаза,  уши,  его  кожа  обладает  чувствительностью,  позволяющей  осязать  предметы, и т. п.  Это  лишь  предпосылки  для  восприятия  окружающего  мира.  Чтобы  сенсорное  развитие  проходило  полноценно, необходимо целенаправленное  сенсорное  воспитание.  Ребенка  следует  научить  рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию,  то  есть  сформировать  у  него  перцептивные  действия.  Но обследовать  предмет,  увидеть,  ощупать  его  недостаточно.  Необходимо  определить  отношение   выявленных  свойств  и  качеств  данного  предмета к  свойствам   и  качествам  других  предметов.  Для  этого  ребенку  нужны  мерки, с  которыми  можно  сравнить  то, что  он   в  настоящий  момент  воспринимает.  Общепринятыми  мерками являются, так  называемые  «эталоны»,  которые  сложились  исторически.   Это  системы  геометрических  форм, шкала  величин,  меры  веса,  звуковысотный   ряд, система   цветов, система  фонем  родного  языка  и т.  д.  И все  эти  эталоны  должны  быть  усвоены  ребенком. 

     Сенсорное воспитание — одна из центральных составляющих умственного воспитания младшего дошкольника, оно играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника.   Эта роль определяется спецификой предметной деятельности как ведущего фактора интериоризации внешних предметных действий во внутренний (мыслительный план).

     При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве  оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. 

     Готовность  ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок  воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная  точность и тонкость восприятия сенсорной  информации, хорошая сенсорная координация  и двигательная ловкость, способность  устанавливать связи между основными  признаками и явлениями внешних  событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого  фонематического слуха и т.д. В  результате недостаточно точного и  гибкого восприятия возникают искажения  в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может  воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело даже не в том, что низкий уровень  сенсорного развития резко снижает  возможность успешного обучения ребенка.

     Не  менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для  человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие  с особой глубиной, ясностью и точностью  улавливать и передавать тончайшие  нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и  явлений. Жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции  на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка.

     В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это  позволяет научить адекватно  воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность  в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)

     Значение  сенсорного развития ребенка для  его будущей жизни выдвигает  перед теорией и практикой  дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных  средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

     Учеными доказано, что организация дидактических  игр в дошкольных учреждениях, а именно – развитие способности распознавать свойства предметов, их закономерности, комбинировать различные объекты - может способствовать применению ими более разнообразных средств в освоении окружающей действительности, а, следовательно, и более полной социальной адаптации.

     Тема  нашего исследования: дидактическая игра как средство формирования  сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

     Цель  исследования: создание и экспериментальная проверка условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

     Объект  исследования: особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

     Предмет изучения: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

     Гипотеза  исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста будет успешным если:

    • будет подобран комплекс дидактических игр;
    • созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей.

     Задачи  исследования:

     1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

     2. Выявить уровень сформированности  представлений о сенсорных эталонах  у детей младшего дошкольного  возраста.

     3. Подобрать и апробировать комплекс  дидактических игр по формированию  представлений о сенсорных эталонах  у детей младшего дошкольного  возраста.

     4. Проверить эффективность проделанной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 1.  Теоретические основы  сенсорного развития детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр

    1. Психолого-педагогические основы сенсорного развития  детей  дошкольного возраста
 

     Сенсорное  развитие - это развитие, направленное на формирование полноценных представлений об окружающем мире. Это база развития ребенка и служит основой познания мира, первая ступень - чувственное познание.

     Чувственное познание играет огромную роль в раннем и дошкольном детстве. От того, как  оно складывается, зависит развитие познавательной деятельности ребенка  в целом, овладение речью и  формирование разных видов деятельности. Значимость развития чувственного познания в дошкольном возрасте и сензитвность дошкольного возраста к овладению  этими формами познания определяют тот интерес к проблеме сенсорного развития и сенсорного воспитания, который возник в последние десятилетия  в детской психологии и педагогике.

     Развитие  чувственного познания у ребенка  раннего и дошкольного возраста было положено в основу многих педагогических систем прошлого, начиная с Я.А. Каменского (5; 3).

     Выдающиеся  зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное  воспитание, направленное на обеспечение  полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного  воспитания. Сенсорное развитие, с  одной стороны, составляет фундамент  когнитивного развития, с другой, имеет  самостоятельное значение, так как  полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка  в разных видах деятельности и  адаптации его в социуме.

     Отечественные психологи - А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

     Современная теория сенсорного развития базируется на сложившемся в советской психологии понимании закономерностей психического развития как процесса присвоения ребенком общественно-исторического опыта  человечества, фиксированного в продуктах  материальной и духовной культуры (А.Н. Леонтьев). Сенсорное развитие рассматривается  при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений  о внешних свойствах вещей (5; 5).

     Разработке  системы сенсорного воспитания предшествовало проведение широкого фронта экспериментальных  исследований, направленных на выявление  закономерностей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, 3.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Т.О.  Гиневская, Т.В. Ендовицкая, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисина, Я.3. Неверович,  А.Г.  Рузская, Е.Ф. Рыбалко).

     Так учеными выявлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. Перцептивные действия ориентируют  практическую деятельность человека. В развитом восприятии это есть действия обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными  мерками — сенсорными эталонами. В качестве эталонов выступают при  этом выделенные на протяжении истории  человечества разновидности свойств  и предметов, выстроенные в определенные системы. В онтогенетическом развитии происходит как овладение обследованием  предмета, способами ориентировки, выделения определенных свойств, т. е. способами рассматривания, выслушивания, ощупывания и т п., так и усвоение систем сенсорных эталонов — цветов спектра, геометрических форм, определений  величин, фонем родного языка, ступеней звуковысотного ряда и т. п. Именно через  усвоение систем сенсорных эталонов и происходит присвоение индивидом  общественного сенсорного опыта (А.В. Запорожец). В открытии этого кардинального  факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей  сенсорного развития в советской  психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных  психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже). С  точки зрения последних перцептивные действия являются продуктом индивидуального  опыта субъекта, его непосредственного  «столкновения» с воспринимаемой действительностью.

     Развитие  восприятия у малыша происходит в  контексте более широкой, содержательной деятельности, которая ставит перед  ним определенные задачи. В раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей  влияние на развитие восприятия, является предметная. К началу дошкольного возраста предметная деятельность включается уже в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает  при этом продуктивная деятельность — аппликация, лепка, рисование, конструирование.

     В обычных условиях дошкольного воспитания процесс сенсорного развития малыша проходит медленно, не всегда полноценно, отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка. Введение целенаправленного сенсорного воспитания меняет  процесс сенсорного развития, ускоряет его, качественно изменяет, включается в различные виды деятельности.

Информация о работе Сенсорное развитие детей