Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, лекция
Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Виды развития
Физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека).
Физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.).
Психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования; потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).
Социальное развитие (потенциальное вхождение человека в общество — в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения).
Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
Начало систематического изучения детского развития
Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
Эго-психология Э. Эриксона
Тема 2.2 Основные закономерности психического развития
План:
3. Фрейда
РАЗВИТИЕ
Развитие —
это объективный процесс
Виды развития
Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.
1 Становление возрастной психологии
как
самостоятельной
области психологической
науки
В
работах древнегреческих
В период Средневековья, с III по XIV в., внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.
В эпоху Возрождения
Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.
В
исследованиях философов и
Во второй половине XIX в. сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.
Внедрение идеи развития.
Эволюционная биологическая теория Ч. Дарвина привнесла в область психологии новые постулаты - об адаптации как главной детерминанте психического развития, о генезисе психики, о прохождении ею в своем развитии определенных, закономерных этапов.
Физиолог и психолог И.М. Сеченов
развивал
идею перехода внешних
Появление
новых объективных и
На современном этапе развития психологии как науки
Отечественный
психолог А. Г.
Асмолов, анализируя возможные теоретические
подходы, объясняющие развитие человека,
выделяет три основных, в которые
укладывается множество отдельных теорий
и концепций.
Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), в онтогенезе.
Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации...».
Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого "Я", борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».
В истории психологии отмечается появление множества концепций, связанных с поиском законов развития.
Подходы к пониманию
психического развития
|
|
Социогенетичёский подход объясняет развитие личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми | Теория социализации:
человек, рождаясь биологической особью,
становится личностью лишь благодаря
воздействию социальных условий жизни.
Теория научения: жизнь личности, ее отношения являются результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) |
Биогенетический подход ставит в основу развития биологические процессы созревания организма | Теория рекапитуляции: развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т. д. (С. Холл). Психоанализ: все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека (3. Фрейд). ) |
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни социальной среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов | Представители
когнитивистской ориентации отдают
предпочтение развитию интеллектуально-познавательной
сферы личности (Ж. Пиаже).
Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом ( А. Маслоу). Айзенк). Основываясь на понятиях, характеризующих внутренние психические свойства, описывается личность человека |
В истории
психологии отмечается появление множества
концепций, связанных с поиском законов
развития.
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ТЕОРИя РЕКАПИТУЛЯЦИИ
Первые
концепции психического развития детей
возникли под влиянием закона эволюции
Ч. Дарвина и так называемого биогенетического
закона.)
Американский ученый С. Холл (1844-1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве.
Факторы развития | Биологический фактор, созревание инстинктов |
Ценное | Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека - первая ставшая известной теория психического развития в детстве |
.Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе).
Игры детей он истолковывал как атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем.
По мнению Холла
-
последовательность стадий
-
биологический фактор, созревание
инстинктов - основной в детерминации
смены форм поведения.
Ученик С. Холла, известный американский психолог А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов.
.
Согласно теории созревания
Физический
рост, двигательное и психическое
развитие проходят ряд возрастных стадий
в строго определенной последовательности.
Выявленные Гезеллом этапы отличаются
преимущественно темпом развития, количественным
«приростом поведения». Сформулированный
Гезеллом общий закон развития гласит,
что темп психического развития наиболее
высок и достижения наиболее значительны
в первые годы жизни; по мере взросления
ребенка происходит замедление, затухание
скорости развития.
Психическое развитие с позиций классического психоанализа
3. Фрейда
Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены
Факторы развития | Биологический фактор, созревание инстинктов |
Ценное | Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека - первая ставшая известной теория психического развития в детстве |
Фрейд выделял три уровня психики человека - сознание, предсознание и бессознательное.
В центре его научных
Исходя из концепции двух факторов развития З.Фрейд разработал метод анализа психических явлений. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества
Личность человека, по Фрейду, включает
в себя три структурных
Схема 1
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (ПО З.ФРЕЙДУ)
Сознательное | Бессознательное | |||
Я | Оно |
Сверх-Я | ||
Рациональное поведение | «Желаю» | «Должен» | ||
Я (Эго) - рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго - объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. | Оно
(Ид) - примитивное ядро личности; оно
имеет врожденный характер, находится
в бессознательном и подчиняется принципу
удовольствия.
Ид содержит врожденные |
Сверх-Я
(Супер-Эго) как структурная составляющая
личности формируется последней, между
3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет
собой совесть, эго-идеал и строго контролирует
соблюдение норм, принятых в данном обществе.
Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др |