Психическое развитие по Эриксону

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, лекция

Описание работы

Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Виды развития
Физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека).

Физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.).

Психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования; потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).
Социальное развитие (потенциальное вхождение человека в общество — в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения).

Содержание

Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
Начало систематического изучения детского развития
Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
Эго-психология Э. Эриксона

Работа содержит 1 файл

эриксон.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Тема 2.2 Основные закономерности психического развития

План:

  1. Становление возрастной  психологии как самостоятельной области психологической науки
  2. Начало систематического изучения детского развития
  3. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
  4. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
  5. Психическое развитие с позиций классического психоанализа

    3. Фрейда

  1. Эго-психология Э. Эриксона
 

РАЗВИТИЕ

Развитие —  это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Виды развития

  • Физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека).
  • Физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.).
  • Психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования; потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).
  • Социальное развитие (потенциальное вхождение человека в общество — в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения).
 
  • Духовное  развитие (осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному, нравственному самосовершенствованию).

Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

1 Становление возрастной  психологии

как самостоятельной  области психологической  науки 

      В работах древнегреческих ученых  Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля  рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человек

      В период Средневековья, с III по XIV в., внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.

В эпоху  Возрождения

      Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский  на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.

      В исследованиях философов и психологов Нового времени Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Д. Гартли, Ж.Ж. Руссо обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие.

      Во  второй половине XIX в. сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.

Внедрение идеи развития.

 Эволюционная  биологическая теория Ч. Дарвина привнесла в область психологии новые постулаты - об адаптации как главной детерминанте психического развития, о генезисе психики, о прохождении ею в своем развитии определенных, закономерных этапов.

Физиолог  и психолог И.М. Сеченов

 развивал  идею перехода внешних действий  во внутренний план, где они  в преобразованном виде становятся  психическими качествами и способностями  человека, - идею интериоризации психических процессов. Сеченов писал, что для общей психологии важным, даже единственным, методом объективного исследования является именно метод генетического наблюдения.

      Появление новых объективных и экспериментальных  методов исследования в психологии. Метод интроспекции (самонаблюдения) был неприменим для исследования психики маленьких детей. 

На  современном  этапе развития психологии как науки

 Отечественный  психолог  А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций. 

Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.),  в онтогенезе.

Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации...».

Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого "Я", борьбы  мотивов,  воспитания  индивидуального характера  и  способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

  В истории психологии отмечается появление множества концепций, связанных с поиском законов развития.

 

      Подходы к пониманию  психического развития 

    Подходы
        Теории
Социогенетичёский подход объясняет развитие личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми Теория социализации: человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Теория научения: жизнь личности, ее отношения являются результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.)

Биогенетический подход ставит в основу развития биологические процессы созревания организма Теория рекапитуляции: развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т. д. (С. Холл). Психоанализ: все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека (3. Фрейд). )
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни социальной среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы личности (Ж. Пиаже).

Ученые, стоящие  на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом ( А. Маслоу). Айзенк). Основываясь на понятиях, характеризующих внутренние психические свойства, описывается личность человека

 

     
    В истории  психологии отмечается появление множества  концепций, связанных с поиском законов развития.

    БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    ТЕОРИя  РЕКАПИТУЛЯЦИИ

    Первые  концепции психического развития детей  возникли под влиянием закона эволюции Ч. Дарвина и так называемого биогенетического закона.) 

      Американский ученый С. Холл (1844-1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве.

Факторы развития Биологический фактор, созревание инстинктов
Ценное Постановка  проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека - первая ставшая известной теория психического развития в детстве

    .Холл  обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе).

 Игры  детей он истолковывал как  атавизм, остаточное явление,  оживание прошлого в настоящем.

    По  мнению Холла

    - последовательность стадий психического  развития заложена генотически

    - биологический фактор, созревание  инстинктов - основной в детерминации  смены форм поведения. 

    Ученик  С. Холла, известный американский психолог А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов.

      . Согласно теории созревания Гезелла,  существует врожденная тенденция к оптимальному развитию.

      Физический  рост, двигательное и психическое  развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития. 

            Психическое развитие с позиций  классического психоанализа

3. Фрейда

Основы психоаналитического  подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены

  1. Фрейдом (1856-1939).
 
Факторы развития Биологический фактор, созревание инстинктов
Ценное Постановка  проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека - первая ставшая известной теория психического развития в детстве

      Фрейд выделял три уровня психики человека - сознание, предсознание и бессознательное.

        В центре его научных интересов  был бессознательный уровень  психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. 

      Исходя  из концепции двух факторов развития З.Фрейд разработал метод анализа психических явлений. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества

       

        Личность человека, по Фрейду, включает  в себя три структурных компонента - Оно, Я и Сверх-Я, которые  возникают неодновременно.

     Схема 1

     СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (ПО З.ФРЕЙДУ)

     Сознательное             Бессознательное
     Я            Оно                                                     Сверх-Я      
 Рациональное  поведение   «Желаю»      «Должен»      
      Я (Эго) - рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго - объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать.         Оно (Ид) - примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия.

        Ид содержит врожденные импульсивные  влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

      Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.

 Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как  правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др

Информация о работе Психическое развитие по Эриксону