Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника

Содержание

Введение. 3
1. Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника. 4
1.1. Значение семьи в воспитании дошкольника. 4
1.2. Воспитание дошкольника в полной семьи и в условиях семейной депривации 5
2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка. 8
2.1. Методы исследования. 8
2.2. Анализ (интерпретация ) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы.. 49

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Старшая из двух дочерей 
 

Авторитарный 
 

1,9,10,11,17,18,19,21,23 
 
 

2,3,4,5,6,7,8,12,13,14,15,16,20,22,24,25,26,27 

Гриша 
 

Один ребенок  в семье 
 
 

1,2,3,4,12,17,18,19,20,21,23 
 

5,6,7,8,9,10,11,24,25,26,27 
 

13,14,15,16,22 

Женя 
 

Один ребенок  в семье 
 
 

1,2,3,4,5,6,7,17,19,21,22,23 
 

9,10,11,12,13,14,15,16 
 

8,18,20,24,25,26,27 

Олег 
 

Младший ребенок  из трех 
 
 

1,2,3,4,5,6,7,8,9,18,19,20,21,22,23,27 
 

17,26 
 

10,11,12,13,14,15,16,24,25 

Паша 
 

В семье один ребенок, проживает с матерью  и отчимом 
 
 

1,2,3,4,5,6,7,8, 17,18,19,20,21,22,23 
 

9,10,11,12,13,14,15,16,24,25,26,27 
 

Ефим 
 
 
 

1,2,3,4,5,6,7,8,17,18,19,20,21,22,23 
 

1,2,3,4,5,6,7,8, 
 

10,11,12,13,14,15,16,24,25,26,27 
 

Таблица  6 - Распределение  чувств в семьях 
 
 
 

Исходящие позитивные 
 

Исходящие негативные 
 

Получаемые позитивные 
 

Получаемые негативные 

Семья Никиты 
 

Отец 
 
 

7 
 
 

4 

Мать 
 

1 
 
 

1 
 

Семья Ксюши 
 

Отец 
 
 
 
 

Мать 
 

1 
 

3 
 

5 
 

Семья Гриши 
 

Отец 
 

4 
 

3 
 
 

4 

Мать 
 

4 
 

1 
 

5 
 

Семья Жени 
 

Отец 
 
 

8 
 

5 
 

Мать 
 

7 
 
 
 

Семья Олега 
 

Отец 
 
 
 

1 
 

1 

Мать 
 

9 
 

1 
 

6 
 

1 

Семья Паши 
 

Отец 
 
 

8 
 
 

4 

Мать 
 

9 
 
 

7 
 

Семья Ефима 
 

Отец 
 

9 
 
 

7 
 

Мать 
 

9 
 
 
 

Из данных видно, что больше позитивных чувств дети питают и получают от матери, исходящие  негативные чувства дети в большинстве  случаев питают к отцу, негативные чувства дети также получают от отца. 

Анализ методики диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин приведен на рис. 1-7. 
 

Рисунок 1 -  Семья  Никиты 

Низкие баллы  по шкале принятие-отвержение  (8 баллов) говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. 

Низкие баллы  по шкале кооперация (1 балл)– говорят  о том, что взрослый по отношению  к ребенку не проявляет искренний  интерес к тому, что интересует ребенка, невысоко оценивает способности  ребенка, не поощряет самостоятельность  и инициативу ребенка, не старается быть с ним на равных. 

Низкие баллы  по шкале симбиоз (2)  балла –  являются признаком того, что взрослый устанавливает значительную психологическую  дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой  взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. 

Высокие баллы  по шкале «контроль» (7 баллов) –  говорят о том, что взрослый человек  ведет себя слишком авторитарно  по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и  задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. 

Высокие баллы  по шкале «отношение к неудачам ребенка» –(7 баллов)– являются признаком  того, что взрослый человек считает  ребенка маленьким неудачником  и относится к нему как к  несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. 

Рисунок 2 -  Семья  Ксюши 
 

Рисунок 3 -  Семья  Гриши 

Рисунок 4 -  Семья  Жени 

Рисунок 5 -  Семья  Олега 

Рисунок 6 -  Семья  Паши 

В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши наблюдается ослабление контроля со стороны родителей. 

Результаты, полученные при проведении эксперимента с ребенком, в семье которого царит благоприятная  атмосфера  на диаграмме (рис. 7). 

Рисунок 7 – Семья  Ефима 

У родителей Ефима имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Родители в данном случае принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживаю планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом. Родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. 

Данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека в пределах допустимого. Неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. 

Анализ опросника  АСВ 

При анализе  результатов в семье Никиты получаем формулу (Г-, У-, Т±, 3±, С+) – жестокое обращение - на первый план выходит  эмоциональное отвержение, проявляющееся  наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей. 

В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши формула семейного  воспитания - (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – эмоциональное  отвержение. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями. 

Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок  предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и  неустойчивого типов.

Формула стиля  воспитания в семье Ефима - потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

Таким образом, проанализировав типы семейного воспитания в рассматриваемых семьях, можно сделать вывод, что: в семье Никиты наблюдается жестокое обращение, В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши - эмоциональное отвержение, в семье Ефима - потворствующая гиперпротекция. 

Таким образом, проведя серию экспериментов, мы выявили следующее: 

В процессах  воспитания ребенка дошкольного  возраста существует половая дифференциация влияния стиля родительского  воспитания на формирование особенностей личности ребенка дошкольного возраста. 

Нами были рассмотрены семь семей: 

Семья Никиты –  полная семья отец придерживается авторитарного  стиля воспитания. 

Семья Ксюши  – неполная семья (отсутствует отец), мать уделяет мало внимания дочери. 

Семья Гриши - родители Гриши недавно развелись. Этому  предшествовал долгий семейный конфликт, постоянные ссоры. После развода родители Гриши проживают в одной квартире и напряженные отношения сохраняются. 

Семья Жени –  полная семья с высоким материальным достатком. Родители мальчика, заняты в частном бизнесе, много работают и у них не остается времени на воспитание сына. 

Семья Олега  – кроме Олега в семье воспитываются  еще два ребенка. Эта семья  испытывает жилищные и материальные трудности, которые негативно отражаются на эмоциональном состоянии всех членов семьи. 

Семья Паши –  мама Паши недавно вышла замуж, и у ребенка непросто складываются отношения с новым отчимом. 

Семья Ефима -  полная семья, где родители много  времени и внимания уделяют воспитанию своего сына. 

В рассматриваемых  семьях больше позитивных чувств дети питают и получают от матери, исходящие негативные чувства дети в большинстве случаев питают к отцу, негативные чувства дети также получают от отца. Здесь важно учитывать тот факт, из семи рассмотренных семей три – неполные. В двух из четырех полных семей наблюдаются неблагоприятные отношения отца и ребенка. 

Заключение 

Объектом  исследования является процесс воспитания дошкольника. 

Предметом исследования является рассмотрение функций и  роли матери и отца в процессах  воспитания дошкольника. 

Целью данной работы является выявление роли матери и отца в процессах воспитания ребенка дошкольного возраста. 

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи: 

1. Проведен теоретический  анализ роли матери отца в  воспитании ребенка, в том числе  рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника 
 

2. Исследованы  роли матери отца в процессах  воспитания дошкольника, в том  числе определение значения семьи в процессах воспитания дошкольника, определение роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника, изучение особенностей воспитания дошкольника в полной семье и в условиях семейной депривации 

3. Осуществлена  интерпретация результатов проведенного исследования, которая включает в себя сравнительный анализ воспитания ребенка в анализируемых семьях 

В начале исследования мы предположили, что существует значимая связь между стилями родительского  воспитания и особенностями личности ребенка дошкольного возраста, существует половая дифференциация влияния стиля родительского воспитания на формирование особенностей личности ребенка дошкольного возраста, на  ребенка большее влияние оказывает тот родитель, кто проявляет больше участия в воспитании ребенка. 

Информация о работе Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка