Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:41, курсовая работа
Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
Введение. 3
1. Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника. 4
1.1. Значение семьи в воспитании дошкольника. 4
1.2. Воспитание дошкольника в полной семьи и в условиях семейной депривации 5
2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка. 8
2.1. Методы исследования. 8
2.2. Анализ (интерпретация ) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы.. 49
Старшая из двух
дочерей
Авторитарный
1,9,10,11,17,18,19,21,23
2,3,4,5,6,7,8,12,13,14,15,16,
Гриша
Один ребенок
в семье
1,2,3,4,12,17,18,19,20,21,23
5,6,7,8,9,10,11,24,25,26,27
13,14,15,16,22
Женя
Один ребенок
в семье
1,2,3,4,5,6,7,17,19,21,22,23
9,10,11,12,13,14,15,16
8,18,20,24,25,26,27
Олег
Младший ребенок
из трех
1,2,3,4,5,6,7,8,9,18,19,20,21,
17,26
10,11,12,13,14,15,16,24,25
Паша
В семье один
ребенок, проживает с матерью
и отчимом
1,2,3,4,5,6,7,8, 17,18,19,20,21,22,23
9,10,11,12,13,14,15,16,24,25,
Ефим
1,2,3,4,5,6,7,8,17,18,19,20,
1,2,3,4,5,6,7,8,
10,11,12,13,14,15,16,24,25,26,
Таблица 6 - Распределение
чувств в семьях
Исходящие позитивные
Исходящие негативные
Получаемые позитивные
Получаемые негативные
Семья Никиты
Отец
7
4
Мать
1
1
Семья Ксюши
Отец
Мать
1
3
5
Семья Гриши
Отец
4
3
4
Мать
4
1
5
Семья Жени
Отец
8
5
Мать
7
Семья Олега
Отец
1
1
Мать
9
1
6
1
Семья Паши
Отец
8
4
Мать
9
7
Семья Ефима
Отец
9
7
Мать
9
Из данных видно,
что больше позитивных чувств дети
питают и получают от матери, исходящие
негативные чувства дети в большинстве
случаев питают к отцу, негативные
чувства дети также получают от отца.
Анализ методики
диагностики родительского
Рисунок 1 - Семья
Никиты
Низкие баллы
по шкале принятие-отвержение (8
баллов) говорят о том, что взрослый
испытывает по отношению к ребенку в основном
только отрицательные чувства: раздражение,
злость, досаду, даже иногда ненависть.
Такой взрослый считает ребенка неудачником,
не верит в его будущее, низко оценивает
его способности и нередко своим отношением
третирует ребенка.
Низкие баллы
по шкале кооперация (1 балл)– говорят
о том, что взрослый по отношению
к ребенку не проявляет искренний
интерес к тому, что интересует
ребенка, невысоко оценивает способности
ребенка, не поощряет самостоятельность
и инициативу ребенка, не старается
быть с ним на равных.
Низкие баллы
по шкале симбиоз (2) балла –
являются признаком того, что взрослый
устанавливает значительную психологическую
дистанцию между собой и
Высокие баллы
по шкале «контроль» (7 баллов) –
говорят о том, что взрослый человек
ведет себя слишком авторитарно
по отношению к ребенку, требуя от
него безоговорочного послушания и
задавая ему строгие
Высокие баллы
по шкале «отношение к неудачам ребенка»
–(7 баллов)– являются признаком
того, что взрослый человек считает
ребенка маленьким неудачником
и относится к нему как к
несмышленому существу. Интересы, увлечения,
мысли и чувства ребенка кажутся взрослому
человеку несерьезными, и он игнорирует
их.
Рисунок 2 - Семья
Ксюши
Рисунок 3 - Семья
Гриши
Рисунок 4 - Семья
Жени
Рисунок 5 - Семья
Олега
Рисунок 6 - Семья
Паши
В семьях Ксюши,
Гриши, Жени, Олега, Паши наблюдается ослабление
контроля со стороны родителей.
Результаты, полученные
при проведении эксперимента с ребенком,
в семье которого царит благоприятная
атмосфера на диаграмме (рис. 7).
Рисунок 7 – Семья
Ефима
У родителей Ефима
имеется выраженное положительное отношение
к ребенку. Родители в данном случае принимают
ребенка таким, какой он есть, уважают
и признают его индивидуальность, одобряют
его интересы, поддерживаю планы, проводят
с ним достаточно много времени и не жалеют
об этом. Родители проявляют искренний
интерес к тому, что интересует ребенка,
высоко оценивает способности ребенка,
поощряет самостоятельность и инициативу
ребенка, старается быть с ним на равных.
Данный взрослый
человек не устанавливает психологическую
дистанцию между собой и ребенком, старается
всегда быть ближе к нему, удовлетворять
его основные разумные потребности, оградить
от неприятностей. Контроль за действиями
ребенка со стороны взрослого человека
в пределах допустимого. Неудачи ребенка
взрослый считает случайными и верит в
него.
Анализ опросника
АСВ
При анализе
результатов в семье Никиты получаем
формулу (Г-, У-, Т±, 3±, С+) – жестокое
обращение - на первый план выходит
эмоциональное отвержение, проявляющееся
наказаниями в форме избиений
и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением
их потребностей.
В семьях Ксюши,
Гриши, Жени, Олега, Паши формула семейного
воспитания - (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – эмоциональное
отвержение. В основе эмоционального
отвержения лежит осознаваемое или,
чаще, неосознаваемое отождествление
родителями ребенка с какими-либо отрицательными
моментами в собственной жизни. Ребенок
в этой ситуации может ощущать себя помехой
в жизни родителей, которые устанавливают
в отношениях с ним большую дистанцию.
Эмоциональное отвержение формирует и
усиливает черты инертно-импульсивной
(эпилептоидной) акцентуации личности
и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации
и формированию невротических расстройств
у подростков с эмоционально-лабильной
и астенической акцентуациями.
Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.
Формула стиля воспитания в семье Ефима - потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.
Таким образом,
проанализировав типы семейного воспитания
в рассматриваемых семьях, можно сделать
вывод, что: в семье Никиты наблюдается
жестокое обращение, В семьях Ксюши, Гриши,
Жени, Олега, Паши - эмоциональное отвержение,
в семье Ефима - потворствующая гиперпротекция.
Таким образом,
проведя серию экспериментов, мы выявили
следующее:
В процессах
воспитания ребенка дошкольного
возраста существует половая дифференциация
влияния стиля родительского
воспитания на формирование особенностей
личности ребенка дошкольного возраста.
Нами были рассмотрены
семь семей:
Семья Никиты –
полная семья отец придерживается авторитарного
стиля воспитания.
Семья Ксюши
– неполная семья (отсутствует отец),
мать уделяет мало внимания дочери.
Семья Гриши - родители
Гриши недавно развелись. Этому
предшествовал долгий семейный конфликт,
постоянные ссоры. После развода родители
Гриши проживают в одной квартире и напряженные
отношения сохраняются.
Семья Жени –
полная семья с высоким материальным
достатком. Родители мальчика, заняты
в частном бизнесе, много работают
и у них не остается времени на воспитание
сына.
Семья Олега
– кроме Олега в семье
Семья Паши –
мама Паши недавно вышла замуж, и у ребенка
непросто складываются отношения с новым
отчимом.
Семья Ефима -
полная семья, где родители много
времени и внимания уделяют воспитанию
своего сына.
В рассматриваемых
семьях больше позитивных чувств дети
питают и получают от матери, исходящие
негативные чувства дети в большинстве
случаев питают к отцу, негативные чувства
дети также получают от отца. Здесь важно
учитывать тот факт, из семи рассмотренных
семей три – неполные. В двух из четырех
полных семей наблюдаются неблагоприятные
отношения отца и ребенка.
Заключение
Объектом исследования
является процесс воспитания дошкольника.
Предметом исследования
является рассмотрение функций и
роли матери и отца в процессах
воспитания дошкольника.
Целью данной работы
является выявление роли матери и отца
в процессах воспитания ребенка дошкольного
возраста.
В соответствии
с поставленной целью в работе
решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический
анализ роли матери отца в
воспитании ребенка, в том
2. Исследованы
роли матери отца в процессах
воспитания дошкольника, в том
числе определение значения семьи
в процессах воспитания дошкольника, определение
роли матери и отца в процессах воспитания
дошкольника, изучение особенностей воспитания
дошкольника в полной семье и в условиях
семейной депривации
3. Осуществлена
интерпретация результатов
В начале исследования
мы предположили, что существует значимая
связь между стилями