Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:38, контрольная работа
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передаются свои воспитательные функции жене, членам семьи.
Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом? В данном реферате попытаемся ответить на этот вопрос и определить роль отца в воспитании ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время, в силу сложных
социально-экономических
Почему
же в настоящее время отец в воспитании
детей оказался за бортом? В данном реферате
попытаемся ответить на этот вопрос и
определить роль отца в воспитании ребенка.
1.
ОТЦОВСТВО КАК НРАВСТВЕННАЯ
ПОЗИЦИЯ МУЖЧИНЫ
Отцовство - вместе с материнством составляет основу семейных отношений, как супругов, так и родителей и детей.
Сутью биологической функции отца является его участие в зачатии ребенка, в заложении биологических (генетических) основ будущего организма.
Нравственная позиция отца определяет его позицию как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина- существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она, в основном, руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а, не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы.
Хороший отец видит в ребенке личность и ее культивирует, организуя всю деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. А мужские разговоры по душам просто незаменимы, как для мальчиков, так и для девочек. В них - жизненно важные для растущего человека ориентиры: дружба - самое надежное в жизни, старость надо уважать, помочь слабому - долг мужчины; девочка должна быть скромной, незачем расточать юность на пустые дела.
Важнейшее качество будущего отца - ответственность. Тот, кто сначала дает жизнь ребенку, а потом начинает раздумывать, брать или не брать на себя «вину» за его появление на свет, рискует стать для него человеком более чем чужим. Ведь дети, выросшие без отца, имеют более низкий уровень притязаний, более высокий уровень тревожности, заниженную самооценку. Они испытывают трудности в общении. Не имея перед собой образца мужского поведения, такие подростки неправильно оценивают твердость и грубость, нежность и жестокость, конфликтность и умение ладить с окружающими.
Хороший
отец постарается избежать наиболее распространенных
ошибок: авторитарности, основанной на
грубых мерах воздействия, унижения достоинства
жены и ребенка, немотивированной самоуверенности,
отстраненности от воспитания детей.
1.1
Роль отца в формировании
личности ребенка
Отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии. Отец - наиболее значимая фигура для ребенка и подражание его поведения фиксируется надолго. Ребенок перенимает этот образец вместе с другими формами поведения и затем, став уже взрослым, будет воспитывать по тому же принципу своих детей. Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера - достаточно лишь подражать взрослому. Не будь мужчины в семье, мальчику много недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У нее складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы.
Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей - это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться психологическая установка, что быть мужчиной – значит держать себя грубо. Дочь в такой семье привыкает думать, что замужество в сущности своей, что-то очень тягостное, связывающее женщину по рукам и ногам, лишающее её свободы и чувства собственного достоинства. Такие отношения чаще всего приводят к распаду семьи.
Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом. Если отец курит, но запрещает курить сыну, вряд ли здесь получится что-то хорошее. Парнишка, пока мал, будет курить тайком, а потом — и не боясь.
Взрослый
человек соединяет в себе казалось бы
противоположные сознания отца и матери.
Если бы он ориентировался только на сознание
отца, то был бы злым и бесчеловечным, а
одностороннее возобладание материнского
сознания привело бы зрелого человека
к потере здравого рассуждения и препятствиям
в развитии себя и других. Синтез материнской
и отцовской привязанности в сознании
ребенка — основа его духовного развития
и зрелости. Слабое их синтезирование
приводит детей к неврозам. Итак, одного
начала — материнского или отцовского
— недостаточно для нормального психического
развития ребенка.
1.2
Классификации отцовского
отношения к ребенку
Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее — опекать, заботиться или учить:
Есть
и другая классификация отцов:
1.3
Роль отца в воспитании
подростка
«Как
у таких замечательных
Родители, а в первую очередь отцы, либо вообще не следят за поведением своих детей, либо не уделяют достаточного внимания их воспитанию. В основном они проводят все время на службе и возвращаются домой уставшими, только с одной целью: отдохнуть и восполнить растраченную за день энергию.
Если в доме заботу о детях берет на себя одна мать, а участие и сотрудничество отца, который оказывает большое влияние на детей (особенно сыновей), невелико, то такую семью можно уподобить человеку, пытающемуся устоять на одной ноге.
Например, отец возвращается домой после трудного рабочего дня. Он проводит некоторое время за чтением, затем идет на прогулку, ужинает вместе с семьей и опять уходит из дома, чтобы выполнить какие-то общественные поручения. Приходит домой довольно поздно и, прежде чем идти спать, читает или немного пишет.
Будет ли эта семья, а особенно дети, ощущать действительное присутствие отца? Будет ли отец оказывать влияние на их воспитание и обучение? Скорее всего, нет. Такой отец с трудом находит время, чтобы поговорить с детьми, редко справляется о том, как они живут, у него нет и минуты, чтобы помочь им советом, узнать их радости, тревоги и заботы. Его можно сравнить с хозяином, который слишком занят, чтобы поговорить с гостями. Как может при таких условиях отец предостеречь детей от многочисленных отклонений в физическом и умственном развитии, правильно воспитывать? Он, конечно, приносит значительную пользу обществу своей работой, лекциями, научными статьями, но в одном его вклад будет слишком мал — это вклад в свою собственную семью, в воспитание детей. Отец, который непростительно мало общается с ребенком, посвящая все свое время интересам вне дома, делает серьезную ошибку. Лишения и нужда воспитали, в нем дух трудолюбия, но, к сожалению, это природное качество не приносит семье ничего, кроме огорчений, и если другие люди видят в нем воспитанного, образованного человека, хорошего работника, то его собственные дети знают его как человека, который ими пренебрегает, уклоняется от общения с ними. Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны, считать своей первейшей обязанностью, уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.
Кроме уже упомянутого выше недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.
Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома. Ребенок по своей природе не является совершенным существом, ему еще предстоит многое узнать и многому научиться, но если он лишен родительского руководства и присмотра, то поведение его будет отклоняться от верного пути и приведет к нежелательным последствиям.
Конечно нельзя отговаривать отцов от того, чтобы они занимались важными делами, вносили свой вклад в улучшение общественной жизни. Но на первом месте у них всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это гораздо большая ответственность.
В семье ребенок ориентируется на родителя причем, как правило, мальчик - на отца. Свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. Крепость союза с мужчинами, те рассказы, которые он слышит, та жизнь, которую он наблюдает, сливаются воедино, образуют в подсознании модель того, каким он должен стать.
Мальчикам
чаще не хватает ролевой модели целостного
и цельного отца, доступного эмоционально
и уверенного в себе, сильного и нежного,
настойчивого и жизнеутверждающего.
2.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВЫРАЖЕННОЙ
РОЛИ ОТЦА В
СЕМЬЕ
Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания - следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И. С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.