Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:41, курсовая работа
Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
Введение. 3
1. Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника. 4
1.1. Значение семьи в воспитании дошкольника. 4
1.2. Воспитание дошкольника в полной семьи и в условиях семейной депривации 5
2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка. 8
2.1. Методы исследования. 8
2.2. Анализ (интерпретация ) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы.. 49
“воспитывая”
его бесконечными нотациями, нравоучениями
в рамках собственной морали, и
культивирует в нем страх.
Когда видно, что
на рисунке художник больше всего
акцентирует внимание на голове и
досконально вырисовывает все части
лица, предпочитая лицо всему остальному,
то, очевиднее всего, ребенок лишний раз
показывает, как для него значителен изображенный
им таким путем ближайший родственник.
А если ребенок так изображает самого
себя, то это просто любование собою или
один из признаков, свидетельствующий,
как он серьезно озабочен своей внешностью.
Нередко этим способом художник скрашивает
собственный физический “дефект”. А если
так свое лицо рисует девочка, то чаще
всего она просто подражает своей матери,
которая из-за кокетства постоянно на
ее глазах подкрашивает губы, припудривает
нос, приглаживает волосы.
Помимо головы,
большую информацию могут дать и
нарисованные руки. Когда длина их
сразу же бросается в глаза, то
вероятнее всего, они принадлежат
тому из близких членов семьи ребенка,
который агрессивно относится к нему.
Такого родственника автор иногда изображает
вообще без рук, пытаясь, хотя бы символически,
но погасить агрессию.
Когда безруким
на рисунке оказывается сам
Когда ребенок
на рисунке подчеркивает длину не
чужих, а своих рук, или рисует
их приподнятыми вверх, то этим он часто
показывает свою агрессивность или
свое желание быть агрессивным, чтобы
хоть как-то утвердить себя в семье.
4) Когда отношения
ребенка конфликтны, тревожны и
эмоционально окрашены, он часто
использует штриховку в
Нужно отметить,
что в рисунках, особенно детей
младшего школьного возраста, можно
наблюдать несколько стилей рисования.
Так, часто одним стилем рисуются
отец и братья, а другим — мать
и сестры. Особенно отличается тип
прорисовывания волос и одежды. По тому,
как ребенок рисует себя, можно понять,
с кем он сильнее идентифицируется (с матерью
или с отцом), адекватно ли это полу ребенка.
Таким образом, анализ процесса рисования
дает богатую информацию не только о семейных
отношениях ребенка, но и вообще о стиле
его работы. Так, слишком небрежный стиль,
с большим наличием ломаных линий у детей
старше 5 лет может свидетельствовать
о серьезных отклонениях в моторике и
психике. Тоже можно сказать и о очень
примитивных рисунках, характерных для
олигофренов. Хорошим показателем здесь
может служить также и нереальность, неадекватность
сюжета (например, у больных шизофренией).
5) Преобладание
вещей может свидетельствовать
о наличии тревожности у
6) Если рисунок
семьи у ребенка ассоциируется
с чем-то приятным, с теплыми
нежными воспоминаниями, он освещает
всех членов семьи, или кого-
7) Цветовая гамма
рисунка - своеобразный индикатор
палитры чувств, излучаемых ребенком
при воспоминании о близких,
которых он изображает.
Как правило, все,
что любимо и что нравится ребенку,
рисуется им в теплых, ласковых тонах,
поэтому довольно часто на рисунках “одного
себя” неприятие ребенка членами семьи
подчеркнуто сумрачной цветовой гаммой.
Свою привязанность и романтические чувства
к кому-то из присутствующих на рисунке
дети, об этом не догадываясь, сами, “выпячивают”
ярким, сочным цветом, невольно привлекающим
взор. Обычно тот, кто нравится ребенку,
наряжен им в особый праздничный наряд,
который по своей расцветке напоминает
радугу или одежду сказочной принцессы.
И если даже ребенок
не использует всю гамму красок,
имеющихся у него, он все равно, желая того
или не желая, но выделяет хоть одним неординарным,
бросающимся в глаза мазком любимого им
родственника среди всех остальных.
Холодные тона,
как правило,— свидетели
На практике
для удобства анализа и оценки результатов
проведения теста “Рисунок семьи” используются
различные табличные методики, сгруппированные
по каким-либо признакам. Чаще всего используются
таблицы, сгруппированные по симптомокомплексам
(см. табл.3).
Таблица 3 - Симптомокомплексы
детского рисунка семьи.
Симптомо-комплекс
Симптомы
Благоприятная
семейная обстановка
Изображение всех
членов семьи
Отсутствие показателей
агрессии, враждебности (руки в стороны,
длинные пальцы и т. д.)
Спокойные, четкие
линии
Отсутствие изолированных
членов семьи
Тревожная семейная
обстановка
Наличие штриховки
Линия основания
–– пол
Линия над рисунком
Линия с сильным
нажатием
Стирание
Много деталей
Двойные или
прерывистые линии
Подчеркивание
деталей
Конфликтность
в семье
Барьеры между
фигурами
Стирание
Отсутствие частей
тела у отдельных фигур
Изоляция отдельных
фигур
Несоответствие
вербального описания и рисунка
Преобладание
на рисунке вещей
Отсутствие некоторых
членов семьи
Член семьи, стоящий
спиной
Чувство неполноценности
в семейной ситуации
Автор рисунка
непропорционально маленький
Расположение
фигур в нижней части листа
Линия слабая, прерывистая
Изоляция автора
от других
Маленькие фигуры
Неподвижная фигура
автора
Отсутствие автора
Автор стоит спиной
Враждебность
семейной обстановки
Одна фигура
на другом листе или на другой стороне
листа
Агрессивная позиция
фигуры
Зачеркнутая фигура
Деформированная
фигура
Руки раскинуты
в стороны, длинные пальцы
На основании
такой таблицы можно с учетом
рангов (значимости отдельных симптомов)
достаточно быстро проводить анализ детских
рисунков.
4. Методика Эйдемиллера
Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ
семейных взаимоотношений" (АСВ)
Методика Эйдемиллера
Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных
взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить,
каким образом родители воспитывают ребенка
в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся
к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция,
гипопротекция, потворствование, игнорирование
потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей
ребенка, недостаточность требований-обязанностей
ребенка, чрезмерность требований-запретов,
недостаточность требований-запретов
к ребенку, строгость санкций (наказаний)
за нарушение требований ребенком, минимальность
санкций, неустойчивость стиля воспитания.
Затем можно
получить ответ на вопрос: почему они
воспитывают его так, измерив
следующие 9 шкал, относящихся к личностным
проблемам родителей, которые они
решают за счет ребенка. Расширение сферы
родительских чувств, предпочтение в подростке
детских качеств, воспитательная неуверенность
родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость
родительских чувств, проекция на ребенка
(подростка) собственных нежелаемых качеств,
вынесение конфликта между супругами
в сферу воспитания, предпочтение мужских
качеств, предпочтение женских качеств.
Дополнительная
двадцать первая шкала построена
А.Л. Лихтарниковым и измеряет асоциальность
отношений в семье. Шкала создана
методом контрастных групп: рассматривались
пункты опросника АСВ, имеющие значимые
различия по Т-критерию с уровнем значимости
не хуже 0,01 на выборках А) здоровых семей;
Б) семей с ребенком, совершившим правонарушение
и находящимся на учете в ИДН. Высокие
значения шкалы асоциальных отношений
в семье получают конфликтные семьи, где
нет взаимопонимания между родителями
и между родителями и ребенком, родители
не знают, чем ребенок занят и не доверяют
ему, предоставляют его самому себе, иногда
непредсказуемо наказывают, манипулируют
им, настраивая ребенка против другого
супруга. Эта шкала могла бы быть иначе
названа шкалой простых жестоких игр.
Уровень протекции
в процессе воспитания
Речь идет о
том, сколько сил, внимания, времени
уделяют родители при воспитании
ребенка. Наблюдаются два уровня
протекции: чрезмерная (гиперпротекция)
и недостаточная (гипопротекция). Гиперпротекция
(шкала Г+). При гиперпротекции родители
уделяют ребенку крайне много времени,
сил и внимания, и воспитание его стало
центральным делом их жизни. Типичные
высказывания таких родителей использованы
при разработке настоящей шкалы.
Гипопротекция
(шкала Г-). Ситуация, при которой
ребенок или подросток
Степень удовлетворения
потребностей ребенка
Речь идет о
том, в какой мере деятельность родителей
нацелена на удовлетворение потребностей
ребенка как материально-
В степени удовлетворения
потребностей возможны два отклонения:
Потворствование
(шкала У+). О потворствовании мы
говорим в тех случаях, когда
родители стремятся к максимальному
и некритическому удовлетворению любых
потребностей ребенка или подростка.
Они "балуют" его. Любое его
желание для них - закон. Объясняя
необходимость такого воспитания, родители
приводят аргументы, являющиеся типичной
рационализацией - "слабость ребенка",
его исключительность, желание дать ему
то, чего был сам лишен в свое время родителями,
что ребенок растет без отца и т.д. Типичные
высказывания приведены в шкале O+. При
потворствовании родители бессознательно
проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные
потребности и ищут способы заместительного
удовлетворения их за счет воспитательных
действий.
Игнорирование
потребностей ребенка (шкала У-). Данный
стиль воспитания противоположен потворствованию
и характеризуется недостаточным стремлением
родителя к удовлетворению потребностей
ребенка. Чаще страдают при этом духовные
потребности, особенно потребность в эмоциональном
контакте, общении с родителем.
Количество и
качество требований к ребенку в
семье
Требования к
ребенку - неотъемлемая часть воспитательного
процесса. Они выступают, во-первых,
в виде обязанностей ребенка, т.е. в
тех заданиях, которые он выполняет
- учеба, уход за собой, участие в организации
быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых,
это требования-запреты, устанавливающие,
чего ребенок не должен делать. Наконец,
невыполнение требований ребенком, может
повлечь применение санкций со стороны
родителей от мягкого осуждения до суровых
наказаний. Формы нарушений системы требований
к ребенку различны, поэтому высказывания
родителей, отражающие их, представлены
в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+.С-.