Роль семьи в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

В условиях ценностного вакуума, связанного с институциональным кризисом, можно ожидать воспроизведения наиболее традиционных, усвоенных на личном опыте моделей и ценностных представлений, в том числе относящихся к проблемам воспитания. Рост роли семьи, отражаемый опросами1, в современном контексте может быть интерпретирован в связи с представлением о семье как «убежище», защищающем человека, потерявшего твердую ориентацию, от окружающего мира, который воспринимается в основном как враждебный, несправедливо устроенный, опасный и жесткий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Семья как структурная единица общества……………………………………4

2. Проблемы современной семьи………………………………………………...6

3. Роль семьи в воспитании детей………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Педагогика_семья.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Семья как структурная единица общества……………………………………4

2. Проблемы  современной семьи………………………………………………...6

3. Роль  семьи в воспитании детей………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18

 

ВВЕДЕНИЕ

     Современные российские исследователи рассматривают  семью как один из главных социальных институтов. Проблемы семьи находятся  в числе самых важных, существенно  влияя на производственную и социальную сферы жизнедеятельности людей.

     Проблемы  семейного воспитания весьма широко и разносторонне освещены в классической педагогической литературе, например в «Книге для родителей» А. С. Макаренко, в работе Н. К. Крупской «Вопросы семейного воспитания и быта», в ряде работ В. А. Сухомлинского и других авторов.

     В период социального и культурного  слома, который переживает наше общество, едва ли можно ожидать зарождения каких-то принципиально новых по сравнению с советским периодом представлений о воспитании детей, радикального изменения ценностных аспектов воспитания и его доминант. В ситуации системных социальных сломов и вызванного ими кризиса элит действует механизм редукции, т. е. возврата к более традиционным и рутинным нормам и представлениям, обеспечивающим социальное сплочение и идентификацию индивида с сообществом. Этот механизм действует и в постсоветской реальности.

     В условиях ценностного вакуума, связанного с институциональным кризисом, можно  ожидать воспроизведения наиболее традиционных, усвоенных на личном опыте моделей и ценностных представлений, в том числе относящихся к проблемам воспитания. Рост роли семьи, отражаемый опросами1, в современном контексте может быть интерпретирован в связи с представлением о семье как «убежище», защищающем человека, потерявшего твердую ориентацию, от окружающего мира, который воспринимается в основном как враждебный, несправедливо устроенный, опасный и жесткий.  

 

1. Семья как структурная единица общества.

     Семья-ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

     Внутрисемейные  отношения могут быть  как персональные (между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

     Сущность  семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом  поведении ее членов. Важнейшими      функциями      семьи      являются:      репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

     Репродуктивная  функция включает в себя воспроизводство  в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 25-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. С другой точки зрения, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

     Назовем особенности семьи в нашем  обществе:

     - в основе создания семьи –  любовь как высшее человеческое  чувство (однако, проблематичным  является сохранение его в  браке);

     - многие современные женщины не  воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут, 1/3 семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно 36 и 29%)2. Появилась социокультурная нормативная этика: в брак вступать предпочтительно, но не обязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не осуждается.

     - заключение браков вне зависимости  от социальной, национальной, религиозной,  региональной принадлежности мужа  и жены;

     - свобода заключения и расторжения брака;

     - тенденция увеличения нуклеарных  семей, состоящих из одного-двух  поколений; потребность  в свободе  и самостоятельности молодых  семей. 
2. Проблемы современной семьи.

     Климат, в котором воспитываются дети, и ценности, которые стараются  им привить, обуславливаются не только основными установками социального окружения, образом жизни и занятий родителей, но и повседневными проблемами, с которыми сталкиваются члены семьи.

     Проблемы  современной семьи относятся  к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что, во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.

     И все же оснований для тревоги  по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях.

     Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало  существенное влияние на семейные отношения. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.

     Реформирование  общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи  одиноких матерей, военнослужащие срочной  службы с детьми, семьи, в которых  один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, семьи с детьми-инвалидами, взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми. Наблюдается значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных и неполных.

     Причина кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители.

     Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер.

     При прогнозировании семейно-брачных  отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

     Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи - персоналитарную (от лат. persona - особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

     Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи, которая будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения.

     К наиболее острым проблемам современной  семьи относятся:

     - снижение уровня брачности, рост  числа разводов, наступление депопуляции  (феномен низкой рождаемости);

     - перераспределение материально-экономических  функций внутри семьи: женщина сейчас может зарабатывать больше, чем мужчина, ребенок – больше, чем родители, изменение традиционных поло-возрастных и ролевых предписаний;

     - изменение типа взаимоотношений  в семьях: от традиционного детоцентристского  – к супружескому;

     - трудности построения семейной жизни, острое прохождение кризисных этапов развития семьи на фоне поводов для стрессов и кризисов;

     -  тревога родителей за своих  детей, за их здоровье, учебу,  будущее, осознание невозможности  научить детей, как надо жить  в обществе, в котором взрослые часто и сами дезориентированы;

     - в связи с интенсификацией  производственной деятельности  взрослых членов семьи, которые  вынуждены больше работать, чтобы  обеспечить прожиточный минимум,  возник дефицит внутрисемейного  общения, являющийся одним из основных каналов воспитательного воздействия; телевидение монополизировало сферу общения, выбрасывая информацию самого сомнительного свойства и качества; в результате урбанизации усиливается анонимность общения взрослых и детей;

     - семье не достает свободного времени и  средств, которые можно было бы направить на укрепление здоровья, развитие внутрисемейного общения, организацию досуга, семейный туризм и активный отдых, на самосовершенствование и развитие детей;

     - конфликты внутри семьи, скандалы, разводы.

Информация о работе Роль семьи в воспитании детей