Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:41, курсовая работа
Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
Введение. 3
1. Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника. 4
1.1. Значение семьи в воспитании дошкольника. 4
1.2. Воспитание дошкольника в полной семьи и в условиях семейной депривации 5
2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка. 8
2.1. Методы исследования. 8
2.2. Анализ (интерпретация ) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы.. 49
В качестве методов
исследования в работе были использованы
следующие методики для детей
дошкольного возраста: тест семейных
отношений, Методика диагностики родительского
отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин,
опросник для родителей детей
от 3 до 10 лет (Методика Эйдемиллера Э.Г.
и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений"
(АСВ)).
В качестве экспериментальной
базы исследования был выбран ДОУ
№ 185 г. Новосибирска. Для эксперимента
были обследованы дети из семи семей.
Возраст испытуемых детей составлял
3-5 лет.
В результате исследования
были сделаны следующие выводы:
Исследовав семейные
отношения и типы семейного воспитания,
можно сделать следующие
В семье, где
отец использует авторитарный тип воспитания
наблюдается жестокое обращение
с ребенком. Отец испытывает по отношению
к ребенку в основном только отрицательные
чувства: раздражение, злость, досаду,
даже иногда ненависть. Отец считает
ребенка неудачником, не верит в его
будущее, низко оценивает его способности
и нередко своим отношением третирует
ребенка. Отец не проявляет искреннего
интереса к тому, что интересует ребенка,
невысоко оценивает способности ребенка,
не поощряет самостоятельность и инициативу
ребенка, не старается быть с ним на равных.
Отец ведет себя слишком авторитарно по
отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного
послушания и задавая ему строгие дисциплинарные
рамки. Он навязывает ребенку почти во
всем свою волю. Отец считает ребенка маленьким
неудачником и относится к нему как к несмышленому
существу. Примечательно, что в данной
семье ребенок получает от отца и испытывает
к отцу лишь негативные чувства.
В семьях, где
существует эмоциональное отвержение
ребенка, наблюдается слабый контроль
со стороны родителей, родители заняты
своими проблемами, мало уделяют внимания
своим детям. Важно при этом отметить,
что в данных семьях в большинстве случае
отсутствует отец, а в полных семьях существуют
проблемы между родителями и родители
недостаточно уделяют внимания воспитания
ребенка. Здесь дети отметили, что проявляют
к матери и получают от нее позитивные
чувства, к отцу – негативные чувства,
либо же не проявляют вовсе.
В полной семье,
где наблюдается благоприятная
семейная атмосфера, оба родителя уделяют
достаточно внимания процессам воспитания
ребенка.
Родители принимают
ребенка таким, какой он есть, уважают
и признают его индивидуальность,
одобряют его интересы, поддерживаю
планы, проводят с ним достаточно
много времени и не жалеют об этом.
Родители проявляют искренний интерес
к тому, что интересует ребенка, высоко
оценивают способности ребенка, поощряют
самостоятельность и инициативу ребенка,
стараются быть с ним на равных. Примечательно,
что в данном случае ребенок не выразил
негативных чувств по отношению к родителям.
Таким образом,
нами подтвердилось предположение
о том, что более значимым в
процессах воспитания является тот
родитель, кто проявляет больше участия
в процессах воспитании ребенка
дошкольного возраста.
Список литературы
1. Божович Л.И.
Личность и ее формирование
в детском возрасте. М.: Просвещение,
1968.
2. Волокитина
М.Н. Очерки психологии
3. Выготский
Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Изд-во
АПН РСФСР, 1984.
4. Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк. М.: Просвещение,
1967.
5. Выготский
Л.С. Умственное развитие
6. Выготский
Л. С. Проблемы возрастной
7. Давыдов В.В.,
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А.
Младший школьник как субъект
учебной деятельности // Вопр. психол.
1992. № 3; 4.
8. Колечко В.В.
Педагогические условия
9. Кравцова Е.Е.
Психологические проблемы
10. Развитие социальных
эмоций у детей дошкольного
возраста / Под ред. А.В. Запорожца
и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986.
11. Макаренко
А.С. О воспитании. М., 1988.
12. Лангмейер
И., Матейчек 3., Психологическая депривация
в детском возрасте, Прага, 1984.
Приложение 1
Вопросы теста
семейных отношений (для детей от
3 до 11 лет).
Положительные
чувства, исходящие от ребенка
1. ___думает, что
ты хороший. Кто хороший?
2. ___любит тебя.
Кого любит?
3. ___нравится
играть в твоей кровати. В
чьей кровати нравится играть?
4. ___любит целовать
тебя. Кого любит целовать?
5. ___любит сидеть
у тебя на коленях. У кого любит сидеть?
6. ____нравится
быть твоим малышом. Чей малыш?
7. ____любит играть
с тобой. С кем любит играть?
8. ___ нравится
гулять с тобой. Кто должен
брать ___на прогулки?
Отрицательные
чувства, исходящие от ребенка
9. ___Думает, что
ты непослушный. Кто
10. ___ не
любит тебя. Кого не любит?
11. ____думает,
что ты плохой. Кто плохой?
12. ___хотелось
бы отшлепать тебя. Кого хотелось
бы отшлепать?
13. ___хочет,
чтобы ты ушел. Кого хотелось
бы прогнать?
14. ____ненавидит
тебя. Кого ненавидит?
15. ____думает,
что ты гадкий. Кто гадкий?
16. Ты злишь
____.Кто злит?
Положительные
чувства, получаемые ребенком.
17. Ты любишь
играть с ____? Кто любит играть?
18. Ты любишь
целовать ____? Кто любит целовать?
19. Ты улыбаешься
_____. Кто улыбается?
20. Ты даешь
почувствовать ____себя
21. Ты любишь
обнимать ___. Кто любит обнимать?
22. Ты милый
с ____. Кто мил с ____?
23. Ты думаешь,
что ____ милая (ый) девочка (мальчик).
Кто думает, что ____ милая (ый) девочка(мальчик)?
Отрицательные
чувства, получаемые ребенком.
24. Ты шлепаешь____..
Кто шлепает?
25. Ты делаешь
____ грустным. Кто делает ____ грустным?
26. Ты бранишь____.
Кто бранит?
27. Ты доводишь ____ до слез. Кто доводит____ до слез?
Приложение 2
Текст опросника
методики диагностики родительского
отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин
Отвечая на следующие
далее вопросы, испытуемый должен выразить
свое согласие или несогласие с ними
с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда
сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю
своим долгом знать все, о
чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется,
что поведение моего ребенка
значительно отклоняется от
4. Нужно подольше
держать ребенка в стороне
от реальных жизненных проблем, если
они его травмируют.
5. Я испытываю
к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю
своего ребенка.
7. Хорошие родители
ограждают ребенка от
8. Мой ребенок
часто мне неприятен.
9. Я всегда
стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи,
когда недоброе отношение к
ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению
к своему ребенку я испытываю
досаду.
12. Мой ребенок
ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется,
что друга? дети потешаются
над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто
совершает такие поступки, которые заслуживают
осуждения.
15. Мой ребенок
отстает в психологическом
16. Мой ребенок
специально ведет себя плохо,
чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок,
как губка, впитывает в себя все самое
плохое.
18. При всем
старании моего ребенка трудно
научить хорошим манерам.
19. Ребенка с
детства следует держать в
жестких рамках, только тогда
из него вырастет хороший
20. Я люблю,
когда друзья моего ребенка приходят
к нам в дом.
21. Я всегда
принимаю участие в играх и
делах ребенка.
22. К моему
ребенку постоянно «липнет»
23. Мой ребенок
не добьется успехов в жизни.
24. Когда в
компании говорят о детях, мне
становится стыдно, что мой ребенок
не такой умный и способный, как другие
дети.
25. Я жалею
своего ребенка.
26. Когда я
сравниваю своего ребенка со
сверстниками, то они кажутся
мне воспитаннее и разумнее, чем
мой ребенок.
27. Я с удовольствием
провожу с ребенком свое
28. Я часто
жалею о том, что мой ребенок
взрослеет, и с нежностью
29. Я часто
ловлю себя на том, что с
неприязнью и враждебно
30. Я мечтаю
о том, чтобы мой ребенок
достиг того, что лично мне не удалось
в жизни.
31. Родители должны
не только требовать от
32. Я стараюсь
выполнять все просьбы и
33. При принятии
решений в семье следует учитывать мнение
ребенка.
34. Я очень
интересуюсь жизнью своего
35. Я часто
признаю, что в своих
36. Дети рано
узнают о том, что родители
могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь
с ребенком.
38. Я испытываю
дружеские чувства по
39. Основная причина
капризов моего ребенка – это
эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить
отпуск с ребенком, то невозможно
нормально отдохнуть.
41. Самое главное
– чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное
детство.
42. Иногда мне
кажется, что мой ребенок не
способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю
увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок
кого угодно может вывести
из себя.
45. Огорчения
моего ребенка мне всегда
46. Мой ребенок
часто меня раздражает.
47. Воспитание
ребенка – это сплошная
48. Строгая дисциплина
в детстве развивает сильный
характер.
49. Я не доверяю
своему ребенку.