Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:41, курсовая работа
Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
Введение. 3
1. Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника. 4
1.1. Значение семьи в воспитании дошкольника. 4
1.2. Воспитание дошкольника в полной семьи и в условиях семейной депривации 5
2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка. 8
2.1. Методы исследования. 8
2.2. Анализ (интерпретация ) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы.. 49
Чрезмерность
требований-обязанностей (шкала Т+).
Именно это качество лежит в основе
типа негармоничного воспитания "повышенная
моральная ответственность". Требования
к ребенку в этом случае очень велики,
непомерны, не соответствуют его возможностям
и не только не содействуют полноценному
развитию его личности, но напротив, представляют
риск психотравматизации.
Недостаточность
требований-обязанностей ребенка (шкала
Т-). В этом случае ребенок имеет
минимальное количество обязанностей
в семье. Данная особенность воспитания
проявляется в высказываниях
родителей о том, как трудно привлечь
ребенка к какому-либо делу по дому.
Требования-запреты,
т.е. указания на то, что ребенку нельзя
делать, определяют прежде всего степень
самостоятельности его, возможность
самому выбирать способ поведения. И
здесь возможны две степени отклонения:
чрезмерность и недостаточность требований-запретов.
Чрезмерность
требований-запретов (шкала 3+). Такой
подход может лежать в основе типа
негармонического воспитания "доминирующая
гиперпротекция". В этой ситуации
ребенку "все нельзя". Ему предъявляется
огромное количество требований, ограничивающих
его свободу и самостоятельность. У стеничных
детей и подростков такое воспитание форсирует
возникновение реакций оппозиции и эмансипации,
у менее стеничных предопределяет развитие
черт сенситивной и тревожно-мнительной
(психастенической) акцентуаций. Типичные
высказывания родителей отражают их страх
перед любыми проявлениями самостоятельности
ребенка. Этот страх проявляется в резком
преувеличении последствий, к которым
может привести хотя бы незначительное
нарушение запретов, а также в стремлении
подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность
требований-запретов к ребенку (шкала
З-). В этом случае ребенку "все
можно". Даже если и существуют какие-либо
запреты, ребенок или подросток
легко их нарушает, зная, что с него
никто не спросит. Он сам определяет круг
своих друзей, время еды, прогулок, свои
занятия, время возвращения вечером, вопрос
о курении и об употреблении спиртных
напитков. Он ни за что не отчитывается
перед родителями. Родители при этом не
хотят или не могут установить какие-либо
рамки в его поведении. Данное воспитание
стимулирует развитие гипертимного типа
личности у подростка и, особенно, неустойчивого
типа.
Строгость санкций
(наказаний) за нарушение требований
ребенком (шкалы С+ и С-). Чрезмерность
санкций (тип воспитания "жестокое обращение").
Для этих родителей характерна приверженность
к применению строгих наказаний, чрезмерное
реагирование даже на незначительные
нарушения поведения. Типичные высказывания
родителей отражают их убеждение в полезности
для детей и подростков максимальной строгости.
Минимальность
санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают
обходиться либо вовсе без наказаний,
либо применяют их крайне редко. Они
уповают на поощрения, сомневаются
в результативности любых наказаний.
Неустойчивость
стиля воспитания (шкала Н)
Под таким воспитанием
мы понимаем резкую смену стиля приемов,
представляющих собой переход от
очень строгого к либеральному и
затем, наоборот, переход от значительного
внимания к ребенку к эмоциональному
отвержению его родителями. Неустойчивость
стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда,
содействует формированию таких черт
характера как упрямство, склонность противостоять
любому авторитету, и является нередкой
ситуацией в семьях детей и подростков
с отклонениями характера. Родители, как
правило, признают факт незначительных
колебаний в воспитании ребенка, однако
недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Сочетание различных
отклонений в воспитании. Возможно
достаточно большое количество сочетаний
перечисленных черт семейного воспитания.
Однако особенно важное значение с точки
зрения анализа причин отклонения характера,
а также возникновения непсихотических
психогенных нарушений поведения, неврозов
и неврозоподобных состояний имеют следующие
устойчивые сочетания. Устойчивые сочетания
различных черт воспитания представляют
собой тип негармоничного воспитания.
Потворствующая
гиперпротекция (сочетание черт, отраженных
в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок
находится в центре внимания семьи,
которая стремится к максимальному
удовлетворению его потребностей. Этот
тип воспитания содействует развитию
демонстративных (истероидных) и гипертимных
черт личности у подростка.
Доминирующая
гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок
также в центре внимания родителей,
которые отдают ему много сил и времени,
однако, в то же время, лишают его самостоятельности,
ставя многочисленные ограничения и запреты.
У гипертимных подростков такие запреты
усиливают реакцию эмансипации и обусловливают
острые аффективные реакции экстрапунитивного
типа. При тревожно-мнительном (психастеническом),
сенситивном, астеническом типах акцентуаций
личности доминирующая гиперпротекция
усиливает астенические черты.
Повышенная моральная
ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип
воспитания характеризуется сочетанием
высоких требований к ребенку с пониженным
вниманием к его потребностям. Стимулирует
развитие черт тревожно-мнительной (психастенической)
акцентуации личности.
Таблица 4 – Диагностика
типов негармоничного семейного
воспитания
Эмоциональное
отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем
варианте - это воспитание по типу "Золушки".
В основе эмоционального отвержения лежит
осознаваемое или, чаще, неосознаваемое
отождествление родителями ребенка с
какими-либо отрицательными моментами
в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации
может ощущать себя помехой в жизни родителей,
которые устанавливают в отношениях с
ним большую дистанцию. Эмоциональное
отвержение формирует и усиливает черты
инертно-импульсивной (эпилептоидной)
акцентуации личности и эпилептоидной
психопатии, ведет к декомпенсации и формированию
невротических расстройств у подростков
с эмоционально-лабильной и астенической
акцентуациями.
При жестоком обращении
родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+)
на первый план выходит эмоциональное
отвержение, проявляющееся наказаниями
в форме избиений и истязаний, лишением
удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
Гипопротекция
(гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок
предоставлен самому себе, родители не
интересуются им и не контролируют
его. Такое воспитание особенно неблагоприятно
при акцентуациях гипертимного и неустойчивого
типов.
Перед тем, как
родитель начинает заполнять опросник,
необходимо создать атмосферу
Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой - это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.
2.2. Анализ (интерпретация
) результатов
Используя таблицу
симптомокомплексов, проанализируем рисунки
семьи, выполненные детьми 3-5 лет, посещающими
подготовительную группу ДОУ.
Рисунок Никиты.
О тревожном состоянии ребенка
свидетельствуют линии с
Из беседы с
воспитателем мы узнали, что папа Никиты
придерживается авторитарного стиля воспитания,
предъявляет жесткие и завышенные требования
к сыну, использует физические наказания
за непослушание.
Рисунок Ксюши.
О возможной конфликтной
Из беседы с
воспитателем мы узнали, что девочка
проживает в неполной семье (отсутствует
отец). Мама Ксюши, занимаясь устройством
собственной судьбы, уделяет мало
внимания дочери. Девочка характеризуется
неуверенностью, замкнутостью, испытывает
трудности в общении со сверстниками.
Рисунок Гриши.
Обилие штриховки, линий с сильным
нажимом свидетельствует о
Из беседы с
воспитателем мы узнали, что родители
Гриши недавно развелись. Этому
предшествовал долгий семейный конфликт,
постоянные ссоры. После развода родители
Гриши проживают в одной квартире и напряженные
отношения сохраняются. Это, безусловно,
негативно сказывается на эмоциональном
состоянии ребенка.
Рисунок Жени. Штриховка
на рисунке является признаком тревожности
у ребенка. Зачеркнутые лица свидетельствуют
о враждебности в семье.
Из беседы с
воспитателем мы узнали, что Женя воспитывается
в полной семье с высоким материальным
достатком. Родители мальчика, заняты
в частном бизнесе, много работают
и у них не остается времени
на воспитание сына. Они не интересуются
успехами сына в детском саду, не идут
на контакт с воспитателями.
Рисунок Олега.
Штриховка на рисунке является признаком
тревожности у ребенка. Расположение
фигур на нижней части листа свидетельствуют
о чувстве неполноценности у
ребенка. Признак раскинутых в сторону
руки у всех изображенных членов семьи
указывает на враждебность в семье.
Из беседы с
воспитателем мы узнали, что кроме
Олега в семье воспитываются
еще два ребенка. Эта семья
испытывает жилищные и материальные
трудности, которые негативно отражаются
на эмоциональном состоянии всех членов
семьи. В группе сверстников Олег ведет
себя агрессивно: дерется, ругается, отбирает
игрушки.
Рисунок Паши. На
изображении всех членов семьи присутствует
такая деталь, как руки, раскинутые
в стороны. По этому признаку мы предположили
наличие враждебности в семье.
Из беседы с
воспитателем мы узнали о том, что
мама Паши недавно вышла замуж, и
у ребенка непросто складываются
отношения с новым отчимом.
Рисунок Ефима.
На рисунке изображены все члены
семьи, занимающиеся общей деятельностью
(семья на прогулке). Преобладание людей
на рисунке, отсутствие изолированных
членов семьи, отсутствие штриховки и
зачеркиваний свидетельствуют о благоприятной
семейной ситуации.
Из беседы с
воспитателем мы узнали, что Ефим воспитывается
в полной семье, где родители много времени
и внимания уделяют воспитанию своего
сына. В группе детского сада мальчик принимаем
и любим сверстниками, умеет общаться
с взрослыми, успешен на занятиях, проводимых
воспитателем.
Таким образом,
информация об эмоциональном благополучии
ребенка в семье, полученная методом теста
“Рисунок семьи” с использованием таблицы
симптомокомплексов подтверждалась сведениями
о психологическом климате в семье, которые
мы получили, проведя беседу с воспитателями
ДОУ.
Анализ теста
семейных отношений приведен в табл.5.
Таблица 5 - Анализ
теста семейных отношений
Особенности ситуации
Стасус в семье
Стиль воспитания
Структура семьи
мама
папа
никто
№ выбранных
ответов
Никита
Один ребенок
Авторитарный
8,21
9,10,11,12,13,15,16,24,25,26,
1,2,3,4,5,6,7,17,18,19,20,22,
Ксюша, Зависимость
от матери