Воспитание как процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом и присуще ему на всех этапах развития. С момента своего появления человек постепенно накапливал определенный опыт познания окружающего мира, совместной деятельности и общения и всегда стремился передать его своим потомкам.

Содержание

1. Цели и задачи воспитания.
2. Направленность воспитания. Значение формирования патриотизма на современном этапе становления белорусской государственности.
3. Самосовершенствование личности.

Работа содержит 1 файл

Тема 28.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Тема 28. Воспитание как процесс 

  1. Цели  и задачи воспитания.
  2. Направленность воспитания. Значение формирования патриотизма на современном  этапе становления белорусской государственности.
  3. Самосовершенствование личности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Цели и задачи  воспитания

       Воспитание  как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом  и присуще ему на всех этапах развития. С момента своего появления человек  постепенно накапливал определенный опыт познания окружающего мира, совместной деятельности и общения и всегда стремился передать его своим потомкам. Человеческое общество потому и развивается, что каждое новое поколение людей овладевает накопленным социальным опытом, обогащает его и последующим поколениям. Процесс передачи социального опыта, необходимого для жизни в обществе, от старшего поколения младшим и называется воспитанием.[1, с. 179]

       Воспитанием, его научным обоснованием, кроме  психологии, занимаются философия, социология и педагогика.

       Воспитание  начинается с определения его  целей. Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными. Наше общество еще не является стабильным, поэтому сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания не представляется возможным.

       Но  если общество достигло определенного  уровня цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить  и повысить, то какие бы радикальные  повороты ни происходили в его  истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это еще и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта.

         Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежностью. Ответственность – обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности – это безответственность, ответственность без свободы – рабство. То и другое могут стать самими собой лишь тогда, когда они сочетаются и взаимно друг друга дополняют. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

       Наряду  с общей целью возникают и  специальные социальные цели воспитания. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов. [6 с. 377-379]   

       Главной целью воспитания является всестороннее формирование и развитие личности. Такое содержание в понятие воспитания вкладывал еще А.С. Макаренко: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться». [1, с. 192]

       Воспитание  должно соответствовать требованиям  общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в  духе гражданственности, уважения к  законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно.

       Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление  образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого воспитания и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диалогичностью (создает собственный опыт, а не его передачу), ситуативностью (основное средство – воспитывающую ситуация), перспективностью (направленно на развивающуюся личностью).

       Итак, воспитание - это процесс целенаправленного всестороннего формирования и развития личности. [5, с. 140]

       Воспитание  в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, практическими умениями навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями, в результате чего происходит образование личности.

       Воспитание  в узком смысле – процесс формирования социальных и духовных отношений (гражданственности, патриотизма, мировоззрения, нравственности, художественно-эстетической культуры).[7, с. 56]

       Воспитание  в педагогике рассматривают в  нескольких аспектах:

  • в социальном – передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимают духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.
  • в педагогическом – специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого.

 

2 Направленность воспитания. Значение формирования патриотизма на современном этапе становления белорусской государственности

       Основу  культуры личности составляет ее отношение  к общечеловеческим ценностям. В  педагогических исследованиях выделяют понятие «базовая культура личности» - реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения.

       Воспитание  направленно на развитие и формирование базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

    1. к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качества личности);
    2. к жизни (декларирование прав человека и их ценностного значения, формирование ценностных категорий, таких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др.);
    3. к обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личной роли в обществе: собственное «Я» и общество; патриотическое воспитание);
    4. к труду (научение трудовым навыкам).

       В традиционной педагогике различают  несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой  культуры личности. Большинство ученых выделяют следующие направления  воспитательной деятельности (Б. Лихачев, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и др.):

    • формирование научного мировоззрения;
    • гражданское воспитание;
    • нравственное воспитание;
    • эстетическое воспитание;
    • физическое воспитание.

       Рассмотрим  содержание некоторых ведущих направлений  воспитательной работы.

       Формирование  научного мировоззрения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. В мировоззрение входит мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке и религии.

       Мировоззрение связано с убеждениями. Мировоззренческие  взгляды складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы человека. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущность его «Я», определяют жизненные позиции.

       В мировоззрении человека всегда проявляются  соответствующего времени. Именно для  нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономические и политические свободы, свобода совести и мировоззрения. Возрастающую ценность приобретает и образование. С ним связывают перспективы развития общества, все в большей степени его учитывают при разработке стратегических социальных программ. Главная задача формирования научного мировоззрения – дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире.

       Гражданское воспитание. Теория гражданского воспитания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером. Проблемы гражданского воспитания освещали Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо и др.

       Компонентами  гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические, национальные и интернациональные чувства.

       Цель  гражданского воспитания – формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам. Критерием гражданственной зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека.

       Формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе - одно из основных направлений.

       Повышению эффективности гражданского воспитания способствует создание условий для психологического настроя на восприятие идей гражданственности; признание взаимных обязанностей граждан друг перед другом; умение жить вместе; осознание необходимости умеренности в своих требованиях, поведении, поступках, действиях, желаниях с учетом интересов других; самоконтроль как условие гражданского общения для сохранения мира, взаимопонимания, терпимости и порядка в обществе.

       Патриотическое  воспитание. Его цель состоит в том, чтобы привить любовь к своей Родине, верно ей служить и защищать ее, сформировать бережное отношение к историй отечества, культурному наследию, обычаям и традициям своего народа и других стран.

       Содержание  деятельности по патриотическому воспитанию включает изучение государственных символов (герба, флага, гимна), символики других стран; расширение круга знаний, позволяющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотизма. К патриотическому воспитанию также относится изучение природы родного края, его исторического прошлого; освоение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру других стран, традиции и обычаи их народов; изучение фактического материала о воинской доблести и славе народов нашей страны. [4, с. 160]

Информация о работе Воспитание как процесс