Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:41, курсовая работа
Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
Введение. 3
1. Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника. 4
1.1. Значение семьи в воспитании дошкольника. 4
1.2. Воспитание дошкольника в полной семьи и в условиях семейной депривации 5
2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка. 8
2.1. Методы исследования. 8
2.2. Анализ (интерпретация ) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы.. 49
Содержание
Введение. 3
1. Роль матери
и отца в процессах воспитания
дошкольника. 4
1.1. Значение
семьи в воспитании
1.2. Воспитание
дошкольника в полной семьи
и в условиях семейной
2. Экспериментальные
исследования по выявлению роли
матери и отца в процессах воспитания
ребенка. 8
2.1. Методы исследования.
8
2.2. Анализ (интерпретация
) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы..
49
Введение
В современном
обществе происходит ломка традиционной
системы половой стратификации,
которая приводит к изменению гендерных
ролей, в том числе и родительских, и проблемы
семьи как социального института и как
социальной системы, вопросы семейного
воспитания, влияния семьи на развитие
личности ребенка и взрослого, социализирующей
функции семьи становятся все более актуальными.
Семья является
главным институтом воспитания. То,
что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет
в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что в ней
ребенок находится в течение значительной
части своей жизни, и по длительности своего
воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьей.
В ней закладываются основы личности ребенка,
и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.
Целью данной работы
является выявление диагностики
нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены
следующие задачи:
1. Осуществить
теоретический анализ роли
2. Осуществить
экспериментальное
3. Осуществить
интерпретацию результатов
1. Роль матери и отца в процессах воспитания ребенка
1.1. Значение
семьи в воспитании ребенка
Роль семьи
оказывает большое влияние на
развитие ребенка дошкольного возраста,
на становление его личностных качеств.
От положения ребенка в семье,
от влияния на него членов семьи, во
многом зависит развитие и становление
его личностных характеристик. На развитие
ребенка дошкольного возраста особое
влияние оказывает семья, её авторитет
часто непререкаем и то, как поведет себя
в том или ином случае, тот или иной семьи
зачастую является образцом поведения
для ребенка [2, 67].
Одна из наиболее
существенных проблем развития общения
ребенка-дошкольника связана с его семьей.
Можно без преувеличения сказать, что
личность ребенка-дошкольника формируется
в семье, в семейных отношениях. С одной
стороны, данное утверждение не представляет
собой никакой новости или проблемы. У
большинства детей дошкольного возраста
есть семьи, где их любят. Но вот с другой
стороны, как указывают многие исследователи
семейных отношений, современная семья
находится в кризисе и ей самой часто необходима
помощь со стороны.
Проблемы семьи
сказываются на развитии ребенка. В последние
годы возникла даже новая отрасль психологической
науки — семейная психотерапия. При этом
в нашей стране, в отличие от большинства
западных стран, основной целью психологической
работы является ребенок [11, 120].
Итак, полноценное
развитие ребенка-дошкольника происходит
в хорошей семье. Однако возникает
вопрос: а что такое хорошая
семья?
Довольно длительное
время благополучной считали
семью, где присутствуют все ее члены
(папа и мама), которые ведут нормальный
образ жизни (не пьют, не гуляют на стороне)
и хорошо относятся к своему ребенку (заботятся
о нем и физически не истязают его). Однако,
как показывает практика, выделенных характеристик
хорошей семьи явно недостаточно. У ребенка
могут быть не только мама и папа, но два
дедушки и две бабушки. Эта семья может
даже относиться к так называемому «высшему
обществу». Ребенок имеет все, что он пожелает,
и даже то, что не всякий и представить
себе может. Но для него лучшее времяпрепровождение
— у соседского мальчика, которого воспитывают
только мама и бабушка и которые часто
на ужин едят пустую картошку. Но какая
она оказывается вкусная по сравнению
с икрой и другими деликатесами, которыми
дома потчуют ребенка!
Так что же такое
хорошая семья? Ответить на этот вопрос
очень трудно, тем более что, как оказалось,
для каждого психологического возраста
есть своя хорошая и своя плохая семья.
Для дошкольника «хорошая» семья совсем не то, что хорошая семья для подростка. Дошкольник в качестве семьи воспринимает то, что находится с ним под одной крышей, то, что входит в «поле» его общения. Так, дошкольник в качестве членов семьи может нарисовать кошку, собаку, любимую игрушку. Даже видеомагнитофон, если этому предмету в доме оказывают особое «уважение». Он может нарисовать бабушку, которая с ним не живет, но в обществе которой он проводит много времени, и не нарисовать отца, поскольку отец, как Дед Мороз, появляется дома только в выходные, хотя и с подарками.
1.2. Воспитание
ребенка в полной семьи и
в условиях семейной депривации
Воспитание детей
в неполной семье обладает рядом
особенностей. Вследствие отсутствия
одного из родителей, оставшемуся приходится
брать на себя решение всех материальных
и бытовых проблем семьи. При
этом ему необходимо также восполнять
возникший дефицит воспитательного влияния
на детей. Совмещения всех этих задач весьма
затруднительно. Поэтому большинство
неполных семей испытывают материально-бытовые
трудности и сталкиваются с педагогическими
проблемами [6, 190].
Психологический
климат неполной семьи во многом определяется
болезненными переживаниями, возникшими
вследствие утраты одного из родителей.
Причем, ребенок, потерявший мать, как
замечено, страдает больше, чем ребенок,
потерявший отца.
В отсутствие одного
из родителей ребенок лишен
Подтверждено, что
в силу названных причин дети из
неполных семей, по сравнению со сверстниками
из полных семей, имеют более низкую школьную
готовность, более склонны к невротическим
нарушениям и противоправному поведению
[9, 152].
Все это не означает,
однако, что неполная семья обязательно
является неблагополучной в
Нами подтверждено,
что дети, выросшие без отца, имеют
пониженный уровень притязаний; у
них, выше уровень тревожности, чаще
встречаются невротические
Таким образом,
наличие мужчины в доме – важный
фактор воспитания. Независимо от характера
отца (разумеется, в пределах нормы)
его присутствие как бы вносит
гармонию в семейную структуру. В
хорошей благополучной семье
детское воображение может
Ребенок, растущий
без отца, лишен важного мужского
примера, который особенно значителен
для мальчиков старшего возраста
в регуляции их поведения, но важен также
и для девочек в качестве модели их будущего
партнера. Ребенок без отца страдает также,
как правило, от недостатка авторитета,
дисциплины и порядка, которые в нормальных
условиях олицетворяются отцом.
Ребенок, растущий,
главным образом, без отцовского авторитета,
бывает часто недисциплинированным, несоциальным,
агрессивным в отношении взрослых и детей
[8, 14].
Однако, мать не
менее важна в воспитании ребенка,
а возможно и более важна, чем
отец. Без матери ребенок вырастает
менее общительным, более болезненным,
замкнутым, ребенок имеет недостаточно
бытовых и социальных навыков для жизни.
Мать является ядром семейного воспитания.
Таким образом,
можно сделать вывод, что наиболее
полное и гармоничное развитие, хорошее
воспитание получит лишь ребенок, воспитывающийся
в полной и благополучной семье, где благоприятная
атмосфера в семье.
2. Экспериментальные
исследования по выявлению
2.1. Методы исследования
В экспериментальной
части работы проводилось исследование
роли матери и отца в воспитании ребенка.
Для эксперимента были обследованы дети
из семи семей. Возраст испытуемых детей
составлял 3-5 лет.
Для изучения роли
родителей в воспитании детей, с
детьми проводились психологические
тесты по следующим методикам.
1. Тест семейных
отношений (для детей от 3 до 11
лет).
Данная диагностическая
методика предназначена для исследования
особенностей взаимоотношения ребенка
и членов его семьи как основного
ядра возможной напряженности в семейных
межличностных отношениях.
Задача исследователя
- помочь ребенку включить по эмоциональным
или логическим причинам или исключить
из семейного круга важных лиц. При
этом созданная им в тестовой ситуации
семейная группа не обязательно должна
соответствовать его социологической
семье. Полученное различие между идеей
семьи, выраженной ребенком, и его семьей
дает информацию о домашней эмоциональной
жизни ребенка.
Эмоциональный
фон, играющий главную роль в интерперсональных
отношениях ребенка, включает: сильные
переживания любви или ненависти, "сексуального
или агрессивного" в широком смысле
этих слов, более слабые переживания типа
"нравится - не нравится", "приятно
- не приятно" и реакцию ревности и соперничества.
Он также включает переживания ребенка,
направленные на себя, "аутоэротические"
или "аутоагрессивные", и защиту против
осознания направленных на него чувств.
Вариант для
маленьких детей содержит следующие
отношения:
1) положительные
чувства. Оба вида исходят от
ребенка и переживаются
Тест семейных
отношений призван дать конкретные
представления о семье ребенка.
Он состоит из 20 фигур, представляющих
людей различных возрастов, форм и размеров,
достаточно стереотипных, чтобы воссоздать
различных членов семьи ребенка, и достаточно
двусмысленных, чтобы представить специфическую
семью. Присутствуют фигуры от дедушек
и бабушек до новорожденных детей. Это
дает ребенку возможность создать из них
свой семейный круг. Кроме представителей
семьи в тест включены другие важные фигуры.
Для тех вопросов, которые не соответствуют
ни одному члену семьи, приспособлена
фигура "никто".
Каждая фигура
снабжена коробочкой наподобие почтового
ящичка со щелью. Каждый вопрос написан
на отдельной маленькой карточке. Ребенку
говорится, что карточки содержат послания
и что его задача - положить карточку в
ящичек той фигуры, которой она соответствует
больше всего. Тестовая ситуация становится,
таким образом, игровой ситуацией, и тестовый
материал должен подготовить субъекта
к предстоящему эмоциональному реагированию.
Ребенок сидит
в удобной позе недалеко от фигур,
представляющих его семью. Он выбрал
их из всего набора. Он и исследователь
видят в них семью ребенка. К ним обращаются
как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется
в течение всей тестовой ситуации.