Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель: определить влияние оценки подростка родителями на его самооценку и разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.
Гипотеза исследования: если самооценка - это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, связанная с отражением социальных реакций, наиболее значимых для него людей, то на самооценку подростков оказывает влияние тип семейных отношений. Адекватная самооценка подростка может характеризоваться убежденностью в положительном отношении к подростку других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости и формироваться при типе семейных отношений «с высокой рефлексией и ответственностью».
Введение ………………………………………………………………………....3
Ι. Теоретический анализ самооценки как составляющей структуры личности подростка формирующейся под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….…7
1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в сензитивный период формирования личности подростка………………………………………….....16
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...25
ΙΙ. Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………...28
2.1. Организация и составление социально-психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………….28
2.2. Описание результатов проведенного исследования…………………..37
2.3. Выводы и методические рекомендации………………………………..57
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы………………………………….…73
Очень важно и полезно разъяснить родителям, что не всегда они ответственны за проявление тех или иных нарушений у своего ребенка. Зачастую они действуют во вред ребенку не от отсутствия любви, а, наоборот, от ее избытка, а также от недостатка времени или возникновения каких – либо других объективных причин. Это нужно знать для того, чтобы не возникло у родителей чувство вины, которое может обусловить сопротивление усвоению психологических знаний и всему процессу психологического консультирования.
В ходе психологического консультирования психолог отвечает на вопросы, поставленные родителями, дает советы, выражает свою оценку ситуации; в некоторых случаях, психолог применяет методы экспресс – коррекции, показ тех или иных приемов коррекционной работы родителям. Если родители разделяют сложившуюся у психолога точку зрения, то консультант переходит к использованию следующего методического приема – конкретным рекомендациям по проблеме самооценки подростка и оценки его родителями. В ходе психологического консультирования родителям могут быть предложены рекомендации (см. Приложение 20)
Так же в ходе психологической консультации (консультативной беседы) с родителями можно предложить комплекс правил поведения со своим ребёнком. «Как правильно оценивать своего ребенка, чтобы он правильно оценивал себя»:
В целом, психологические консультации для родителей подростков – один из наиболее трудных видов деятельности педагога - психолога, так как не все родители готовы к работе с психологом, не могут внутренне измениться.
Таким
образом, при использовании
2.4.
Выводы по второй
главе
По результатам экспериментального изучения проблемы нашего исследования были сделаны выводы:
- проведение с подростками специальных коррекционно - развивающих занятий в форме тренингов, где через специальные упражнения и ролевые игры участниками постепенно осознаются свои личные проблемы;
- проведение психологического консультирования родителей, оценивающих своих детей неадекватно и нереалистично. Для проведения формирующей работы в этом направлении нами проводились психологические консультации для родителей двух видов: групповые и индивидуальные.
В
расчетах с использованием Т критерия
Вилкоксона по трем диагностическим методикам
в экспериментальной группе принимается
гипотеза Н1, где преобладает интенсивность
сдвигов в сторону увеличения значений
самооценки подростков, а контрольной
группе принимается гипотеза Н0, где преобладает интенсивность
сдвигов в сторону уменьшения значений
самооценки подростков и тенденция их
сохранения на прежнем уровне. Использование
в исследовательской работе математического
метода обработки данных позволило нам
объективно доказать эффективность формирующей
работы, направленной на формирование
адекватной самооценки у подростков. Таким
образом, выдвинутая нами гипотеза исследования
по результатам теоретической и экспериментальной
работы полностью подтверждается.
Заключение
Цель нашего исследования - выявить взаимосвязь самооценки подростка и оценки его родителями, и разработать научно-методические рекомендации по повышению уровня самооценки подростка и оценки его родителями.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
В ходе решения задач мы пришли к определенным выводам:
1.
Анализ литературы показал,
Во вторую группу мы объединили точки зрения Кона И.В., Давыдова В.В., Рубинштейна С.Л., Максимовой Н.Ю., которые считают, что самооценка – это целостное представление человека о себе, на формирование которых влияют внутренние условия регуляции поведения и деятельности.
Мы в нашей работе примем за основу мнение Овчаровой Р.В., Дубровиной И.В, Захаровой А.В., Абрамовой Г.С., Мудрика А.В., Божович Л.И., которые считают самооценка – это оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди людей, самооценка связана с отражением социальных реакций значимых для него людей на данного человека.
Важно отметить, что подростковый возраст – особый период в жизни человека. Подростковый возраст отличается от предыдущих возрастных периодов тем, что подросток встает на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества. Самооценка подростка формируется постепенно и зачастую нестабильна и не дифференцирована. На подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. В подростковом возрасте самооценка формируется под влиянием взаимодействия с родителями. В подростковый период в самооценке подростков отмечается постепенный отход от прямого копирования оценок родителей. И не смотря, на стремление подростка к самопознанию, на уровень самооценке подростка непосредственное влияние оказывает оценка его родителями.
2.
Таким образом, особенности
Дубровина И.М. указывает, что оценка родителями подростков и самооценка подростков может быть адекватной (или реалистичной) и неадекватной (или нереалистичной). По мнению Столяренко Л.Д., у подростков можно выделить 6 типов самооценки, которые складываются в процессе оценивания подростка родителями: 1) самооценка – прямое воспроизведение оценки родителей; 2) смешанная самооценка - которая складывается из успешного опыта подростка с социумом и неадекватной самооценки родителей; 3) самооценка – принятие и противопоставление неадекватной оценки родителей, в которой подросток оценивает себя как плохого, но сильного; 4) самооценка – воспроизведение идеализированных ожиданий родителей, а не реальной их оценки; 5)самооценка – воспроизведение подростком негативного мнения родителей и подчеркивание того, что он хочет быть хорошим; 6) самооценка – игнорирование реальных негативных оценок родителей, подросток не замечает негативных оценок родителей. Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты, можно утверждать, что между самооценкой подростка и оценкой его родителями прослеживается прямая взаимосвязь и взаимозависимость.
3.
Результаты опытно
Уровень самооценки подростков зависит от оценки подростков родителями и от типа семейных отношений. Высокий уровень самооценки подростков формируется при типе семейных отношений «семья с попустительским отношением», этот тип характеризуется дисгармоничностью в семье. Средний уровень самооценки формируется при типе семейных отношений «семья с высокой рефлексией и ответственностью», этот тип характеризуется гармоничностью в семье. Низкий уровень самооценки обычно имеют подростки, если в семье следующие типы отношений: «Семья отчуждения», «авторитарная семья со сложившимися стереотипами», «гиперопекающая семья», «деградирующая семья», для этих типов так же характерна дисгармоничность в семье. Это подтверждает гипотезу нашего исследования.
4.
При использовании
Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями