Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить влияние оценки подростка родителями на его самооценку и разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.
Гипотеза исследования: если самооценка - это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, связанная с отражением социальных реакций, наиболее значимых для него людей, то на самооценку подростков оказывает влияние тип семейных отношений. Адекватная самооценка подростка может характеризоваться убежденностью в положительном отношении к подростку других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости и формироваться при типе семейных отношений «с высокой рефлексией и ответственностью».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3
Ι. Теоретический анализ самооценки как составляющей структуры личности подростка формирующейся под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….…7
1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в сензитивный период формирования личности подростка………………………………………….....16
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...25
ΙΙ. Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………...28
2.1. Организация и составление социально-психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………….28
2.2. Описание результатов проведенного исследования…………………..37
2.3. Выводы и методические рекомендации………………………………..57
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы………………………………….…73

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

     Очень важно и полезно разъяснить родителям, что не всегда они ответственны за проявление тех или иных нарушений у своего ребенка. Зачастую они действуют во вред ребенку не от отсутствия любви, а, наоборот, от ее избытка, а также от недостатка времени или возникновения каких – либо других объективных причин. Это нужно знать для того, чтобы не возникло у родителей чувство вины, которое может обусловить сопротивление усвоению психологических знаний и всему процессу психологического консультирования.

  В ходе психологического консультирования психолог отвечает на вопросы, поставленные родителями, дает советы, выражает свою оценку ситуации; в некоторых случаях, психолог применяет методы экспресс – коррекции, показ тех или иных приемов коррекционной работы родителям. Если родители разделяют сложившуюся у психолога точку зрения, то консультант переходит к использованию следующего методического приема – конкретным рекомендациям по проблеме самооценки подростка  и оценки его родителями. В ходе психологического консультирования родителям могут быть предложены рекомендации (см. Приложение 20)

   Так же в ходе психологической консультации (консультативной беседы) с родителями можно предложить комплекс правил поведения  со своим ребёнком.  «Как правильно  оценивать своего ребенка, чтобы  он правильно оценивал себя»:

  • Подросток формируется под влиянием той обстановки, в которой он растет.
  • Подросток, растущий в обстановке критики, научится осуждать.
  • Подросток, растущий  в обстановке враждебности, станет агрессивным.
  • Подросток, растущий  в обстановке жалости, научиться сочувствовать самому себе.
  • Подросток, растущий в страхе, будет всего бояться.
  • Подросток, растущий  в обстановке насмешек, станет застенчивым и робким.
  • Подросток, растущий  в атмосфере зависти, будет завидовать.
  • Подросток, растущий в обстановке поощрения, научиться быть уверенным в себе.
  • Подросток, растущий в атмосфере терпимости, научиться быть терпеливым.
  • Подросток, растущий в атмосфере любви, научиться любить.
  • Подросток, растущий в атмосфере признания, научиться быть целеустремленным.
  • Подросток, растущий в атмосфере великодушия, будет щедрым.
  • Подросток, растущий в обстановке честности и справедливости, научиться быть честным и справедливым

    В целом, психологические консультации для родителей подростков – один из наиболее трудных видов деятельности педагога - психолога, так как не все родители готовы к работе с психологом, не могут внутренне измениться.

      Таким образом, при использовании разработанных  методов, методических приемов, специальных  занятий с детьми, рекомендаций и советов для родителей  работа по проблеме самооценки подростка и оценки его родителями будет эффективна. 

2.4. Выводы по второй  главе 

     По  результатам экспериментального изучения проблемы нашего исследования были сделаны выводы:

  1. Констатирующий этап экспериментальной работы, в котором нами был использован комплекс диагностических методик, показал, что прослеживается следующую закономерность – дети, имеющие заниженную самооценку, проживают в дисгармоничных семьях и имеют негативную родительскую оценку, а тип семейных отношений, стили семейного воспитания определяют родительскую оценку подростка, которая в свою очередь влияет на оценку подростку родителями и на самооценку подростка самого себя.
  2. Формирующая работа, проводимая  в экспериментальной группе, была организована по двум направлениям:

- проведение с подростками специальных коррекционно - развивающих занятий в форме тренингов, где через специальные упражнения и ролевые игры участниками постепенно осознаются свои личные проблемы;

- проведение психологического консультирования родителей, оценивающих своих детей неадекватно и нереалистично. Для проведения формирующей работы в этом направлении нами проводились психологические консультации для родителей двух видов: групповые и индивидуальные.

  1. Контрольный этап экспериментального исследования проводился после 6 месяцев формирующей – коррекционной работы. При обследовании детей экспериментальной и контрольной групп на этом этапе по диагностическим методикам констатирующего этапа были получены результаты, свидетельствующие о том, что изменилось количество подростков, имеющих адекватную самооценку, выявлены изменения в отношении и оценки родителей к их детям. В контрольной группе у детей, участвующих в эксперименте значительных изменений не выявлено.
  2. Математическая обработка полученных результатов с использованием коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена показала, что и в экспериментальной группе и в контрольной группе корреляция является достоверной. Можно утверждать, что взаимосвязь двух признаков: оценки подростков родителями и самооценкой подростков научно доказана.

     В расчетах с использованием Т критерия Вилкоксона по трем диагностическим методикам в экспериментальной группе принимается гипотеза Н1, где преобладает интенсивность сдвигов в сторону увеличения значений самооценки подростков, а контрольной группе принимается гипотеза Н0, где преобладает интенсивность сдвигов в сторону уменьшения значений самооценки подростков и тенденция их сохранения на прежнем уровне. Использование в исследовательской работе математического метода обработки данных позволило нам объективно доказать эффективность формирующей работы, направленной на формирование адекватной самооценки у подростков. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования по результатам теоретической и экспериментальной работы полностью подтверждается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Цель  нашего исследования - выявить взаимосвязь самооценки подростка и оценки его родителями, и разработать научно-методические рекомендации по повышению уровня самооценки подростка и оценки его родителями.

    Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Выяснить состояние проблемы взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями в психолого-педагогической литературе и уточнить понятие «самооценки».
    2. Определить особенности взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями.
    3. Разработать программу опытно-экспериментальной работы по изучению взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями и методические рекомендации по повышению уровня самооценки подростка.

      В ходе решения задач мы пришли к  определенным выводам:

     1. Анализ литературы показал, что  точки зрения на сущность самооценки  можно разделить на две группы. В первую мы включили точки  зрения Овчаровой Р.В., Дубровиной  И.В., Захаровой А.В.,  Абрамовой Г.С., Мудрика А.В., Божович Л.И., которые рассматривают самооценку как образ «Я», который формируется в результате взаимодействия и социальных реакция на человека под воздействием его потребностей и эмоциональных состояний. Этот образ разделен на «Я – реальное» и «Я – идеальное».

     Во  вторую группу мы объединили точки  зрения Кона И.В., Давыдова В.В., Рубинштейна  С.Л., Максимовой Н.Ю., которые считают, что самооценка – это целостное  представление человека о себе, на формирование которых влияют внутренние условия регуляции поведения и деятельности.

     Мы  в нашей работе примем за основу мнение Овчаровой Р.В., Дубровиной И.В, Захаровой А.В.,  Абрамовой Г.С., Мудрика А.В., Божович Л.И., которые  считают самооценка – это оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди людей,  самооценка связана с отражением социальных реакций значимых для него людей на данного человека.

        Важно отметить, что  подростковый возраст – особый период в жизни человека. Подростковый возраст отличается от предыдущих возрастных периодов тем, что подросток встает на качественно новую социальную позицию, в  которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества.  Самооценка подростка формируется постепенно и зачастую нестабильна и не дифференцирована. На подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. В подростковом возрасте самооценка формируется под влиянием взаимодействия с родителями. В подростковый период в самооценке подростков отмечается постепенный отход от прямого копирования оценок родителей. И не смотря, на  стремление подростка к самопознанию,   на уровень самооценке подростка непосредственное влияние оказывает оценка его родителями.

   2. Таким образом, особенности взаимоотношений  подростка с родителями складываются  из типов и стилей семейного  воспитания. Опираясь на исследования  Соколовой Е.Т., мы считаем, что  стиль сотрудничество соответствует типу семьи с высокой рефлексией и ответственностью; стиль псевдосотрудничество соответствует типу семьи с попустительским отношением; стиль изоляция соответствует трем типам: семья гиперопекающая, семья авторитарная по сложившимся стереотипам и семья отчуждения; стиль соперничество соответствует типу деградирующая семья. Рассмотрев понятия, стили и типы семейного воспитания, и сопоставив их с понятиями самооценки подростков и оценки подростков родителями, можно утверждать, что стили и типы семейного воспитания проецируются в оценке родителей своих детей – подростков и оценке подростков самих себя. 

   Дубровина И.М. указывает, что оценка родителями подростков и самооценка подростков может быть адекватной (или реалистичной) и неадекватной (или нереалистичной). По мнению Столяренко Л.Д., у подростков можно выделить 6 типов самооценки, которые складываются в процессе оценивания подростка родителями: 1) самооценка – прямое воспроизведение оценки родителей; 2) смешанная самооценка - которая складывается из успешного опыта подростка с социумом и неадекватной самооценки родителей; 3) самооценка – принятие и противопоставление неадекватной оценки родителей, в которой подросток оценивает себя как плохого, но сильного; 4) самооценка – воспроизведение идеализированных ожиданий родителей, а не реальной их оценки; 5)самооценка – воспроизведение подростком негативного мнения родителей и подчеркивание того, что он хочет быть хорошим; 6) самооценка – игнорирование реальных негативных оценок родителей, подросток не замечает негативных оценок родителей. Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты, можно утверждать, что между самооценкой подростка и оценкой его родителями прослеживается прямая взаимосвязь и взаимозависимость.

     3. Результаты опытно экспериментальной работы показали, что самооценка подростка – это система представлений о себе, определяющая установку по отношению к самому себе и складывающаяся из осознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств. Факторами, определяющими самооценку подростка, являются: убежденность в положительном отношении к нему, уверенность в способности к тому или иному виду деятельности, чувство собственной значимости. Можно выделить три уровня самооценки подростков: высокий уровень (неадекватная самооценка), средний уровень (адекватная самооценка), низкий уровень (неадекватная самооценка). Высокий уровень самооценки подростка характеризуется тем, что он не реагирует на замечания взрослых или рассматривает их как несправедливые придирки. Не признает своих недостатков и преувеличивает достоинства, то есть у подростка с высоким уровнем самооценки завышено чувство собственной значимости и уверенности в себе. Средний уровень самооценки подростка характеризуется тем, что подросток реально осознает свои физические, нравственные и интеллектуальные качества, имеет положительные представления о себе, успешно адаптируется в изменяющихся социальных условиях. Низкий уровень самооценки подростка можно охарактеризовать тем, что подросток не верит в свои силы, имеет невысокое мнение о себе, начиная любое дело, находит непреодолимые препятствия для его выполнения, при этом подросток не убежден в положительном отношении к нему других людей.

       Уровень самооценки подростков  зависит от оценки подростков  родителями и от типа семейных отношений. Высокий уровень самооценки подростков формируется при типе семейных отношений «семья с попустительским отношением», этот тип характеризуется дисгармоничностью в семье. Средний уровень самооценки формируется при типе семейных отношений «семья с высокой рефлексией и ответственностью», этот тип характеризуется гармоничностью в семье. Низкий уровень самооценки обычно имеют подростки, если в семье следующие типы отношений: «Семья отчуждения», «авторитарная семья со сложившимися стереотипами», «гиперопекающая семья», «деградирующая семья», для этих типов так же характерна дисгармоничность в семье. Это подтверждает гипотезу нашего исследования.

     4. При использовании разработанных  методов, методических приемов, (специальных  занятий с детьми, психолого-педагогических консультаций рекомендаций и советов для родителей),  работа по проблеме самооценки подростка и оценки его родителями будет эффективна.

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями