Таким образом, один из самых важных моментов
в развитии личности подростка – формирование
у него самосознания, потребности осознать
себя как личность. У подростка возникает
интерес к себе, своей внутренней жизни,
качествам собственной личности, потребность
в самооценке, сопоставлении себя с другими
людьми. Он начинает всматриваться в самого
себя, стремится познать сильные и слабые
стороны своей личности. Потребность самосознания
возникает из жизни, практической деятельности,
определяется растущими требованиями
взрослых коллектива. У подростка возникает
потребность оценить свои возможности,
для того чтобы найти свое место в коллективе.
Психологическая
поддержка родителей важна для
ребенка любого возраста, но особенности
подросткового периода требует
от близких большой гибкости во взаимоотношениях
со своим ребенком. Подросток, несмотря
на свое стремление к самостоятельности
и взрослости, должен знать, что родители
принимают его таким, какой он есть, и всегда
готовы помочь в трудных ситуациях.
Список
использованной литературы.
- Абрамова
Г.С. Практическая психология. – М.,
Академический Проект, 2003.
- Абрамова
Г. С. Практикум по психологическому консультированию.
Екатеринбург, 1995.
- Абрамова
Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.
- Ананьев Б.Г.
Психология педагогической оценки. // Избр.
психол. Труды. - М., 1980.
- Анциферова
Л.И. К психологии личности как развивающей
системы. // Психология формирования и
развития личности. - М., 1991.
- Божович Л.И.
Проблемы формирования личности. – М.:
Просвещение, 1995.
- Божович Л.И.
Личность и ее формирование в детском
возрасте. - М., 1968.
- Бурлачук
Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник
по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком,
1999г. – 528с.
- Будасси С.А.
Защитные механизмы личности. - М., 1998.
- Гайда В.К.,
Захаров В.П. Психологическое тестирование:
учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
- Грановская
Р.М. Элементы практической психологии.
– СПб, Свет, 1997.
- Гущина Т.Н.
Игровые технологии по формированию социальных
навыков у подростков. - М.: Изд-во АРКТИ
., 2007. -120с.
- Драгунова
Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные
особенности младших подростков. – М.:
Просвещение, 1967. – 156с.
- Давыдов
В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский
А. В. Возрастная и педагогическая психология:
учебник для студентов пед. институтов.
- М.: Просвещение, 1979. - 288с.
- Дольто Ф.
На стороне подростка.- Спб., 1997.
- Дубровина
И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности
психического развития детей. – М.: АПН
СССР, 1982. – 164с.
- Дубровина
И.В. Психокоррекционная и развивающая
работа с детьми. // Учебное пособие для
студентов. - М., 1999.
- Дубровина
И. В. Руководство практического психолога.
Психологические программы развития личности
в подростковом и старшем школьном возрасте.
- М., 1995.
- Дубровина
И. В. Школьная психологическая служба.
- М., 1990.
- Елисеев
О.П. Практикум по психологии личности.
Спб. Питер. 2000.
- Заваденко
Н.Н. Я остаюсь оптимистом. / Школьный психолог.
№ 4 – 2000.
- Захарова
А.В. Психология формирование самооценки.
- Минск, 1993.
- Карпенко
Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический
словарь.
- М.: Просвещение, 1981. – 195с.
- Квин В. Прикладная
психология. Спб., 2000.
- Крутецкий
В.А. Лукин Н.С. М. Психология подростка.
- М., «Просвещение», 1965. – 315с.
- Кон И.С.
Открытие «Я». - М.,1978.
- Кон И.С.
Психология юношеского возраста. - М., Просвещение,
1989.
- Кон И.С. В
поисках себя: личность и её самосознание.
- М.: Политиздат,1984
- Куницына
В.Н. Восприятие подростками других людей
и себя. - Л., 1972.
- Кривцова
С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки
конструктивного взаимодействия с подростками.
- М., 1997.
- Липкина
А.И. Самооценки школьника. - М., «Знание»
1992.
- Мадорский
Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя.
– М.: Просвещение, 1991. – 176с.
- Мудрик А.В.
Роль социального окружения в формировании
личности подростка. - М., Знание, 1979.
- Овчарова
Р.В. Справочная книга школьного психолога.
– М.: Просвещение, 1993. – 256с.
- Основы психологии
семьи и семейного консультирования. /
Под ред. Посысоева Н. Н. – М., «Владос»,
2004. – 328 с.
- Петровский
А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.
– М.: Знание, 1982. – 179с.
- Подросток
на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы
социально – психологической адаптации
подростков. / Под ред. Кривцовой
С. В.
- Подросток.
/ Под ред. Хрипковой .А.Г.-М., 1982.
- Практикум
по возрастной и практической психологии.
/ Под ред. Дубровиной И.В. – М., «Академия»,
2000. – 160 с.
- Практическая
психология образования. / Под ред. И.В.
Дубровиной. М., «Академия», 1997.
- Прихожан
А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учении и
в жизни. - М., 1990.
- Прихожан
А.М. Психологический справочник, или как
обрести уверенность в себе. - М., 1994.
- Психология
подростка. Хрестоматия. / Составитель
Фролов Ю.И. МГУ. РПА. 1997.
- Психология
развивающейся личности. / Под ред.
А. В. Петровского. М., 1987.
- Психологический
словарь. / Под ред. Хрящевой Н.Ю.СПб.,1999.
- Ремшмидт
X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы
становления личности. - М., Мир, 1994.
- Ризванова
Е. Кто поможет подростку в семье. // Воспитание
школьника. 2005 № 4.
- Рогов Е.
И. Настольная книга практического психолога
в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС,
1996. -529с.
- Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.:
Педагогика, 1989, 703 с.
- Руководство
практического психолога: психическое
здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы. / Под ред. Дубровиной
И.В. – М., «Академия», 1997.
- Семаго Н.Я.,
Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностики
и коррекционной работы психолога. М.,
2000.
- Словарь-справочник
по психологической диагностике. / Под
ред. Бурлачук Л.Ф., Морозова С.М., отв. ред.
С.Б. Крымский. – Киев, 1989.
- Слободяник
Н.П. Психологическая помощь школьникам
с проблемами обучения. – М, «Айрис – пресс»,
2006. – 256 с.
- Столяренко
Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону:
Феникс, 1997. – 214с.
- Столяренко
Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов
на Дону., 2004.г.
- Учителям
и родителям о психологии подростка. /
Под ред. Г.Г. Аркелова М., 1990.
- Фридман
Л.И. Кулагина И.Ю. Психологический справочник
учителя. М., «Просвещение», 1991.
- Хорни К.
Самопознание. М., 1996.
- Широкова
Г.А. Развитие эмоций и чувств. Ростов на
Дону. «Феникс». 2005.