Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить влияние оценки подростка родителями на его самооценку и разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.
Гипотеза исследования: если самооценка - это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, связанная с отражением социальных реакций, наиболее значимых для него людей, то на самооценку подростков оказывает влияние тип семейных отношений. Адекватная самооценка подростка может характеризоваться убежденностью в положительном отношении к подростку других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости и формироваться при типе семейных отношений «с высокой рефлексией и ответственностью».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3
Ι. Теоретический анализ самооценки как составляющей структуры личности подростка формирующейся под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….…7
1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в сензитивный период формирования личности подростка………………………………………….....16
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...25
ΙΙ. Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………...28
2.1. Организация и составление социально-психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………….28
2.2. Описание результатов проведенного исследования…………………..37
2.3. Выводы и методические рекомендации………………………………..57
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы………………………………….…73

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

       Таким образом, один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

      Психологическая поддержка родителей важна для  ребенка любого возраста, но особенности  подросткового периода требует  от близких большой гибкости во взаимоотношениях со своим ребенком. Подросток, несмотря на свое стремление к самостоятельности и взрослости, должен знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь в трудных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Абрамова  Г.С. Практическая психология. – М., Академический Проект, 2003.
  2. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.
  4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. // Избр. психол. Труды. - М., 1980.
  5. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающей системы. // Психология формирования и развития личности. - М., 1991.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
  9. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. - М., 1998.
  10. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
  11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб, Свет, 1997.
  12. Гущина Т.Н.  Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. - М.: Изд-во  АРКТИ ., 2007. -120с.
  13. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
  14. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
  15. Дольто Ф. На стороне подростка.- Спб., 1997.
  16. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
  17. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Учебное пособие для студентов. - М., 1999.
  18. Дубровина И. В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. - М., 1995.
  19. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. - М., 1990.
  20. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. Спб. Питер. 2000.
  21. Заваденко Н.Н. Я остаюсь оптимистом. / Школьный психолог. № 4 – 2000.
  22. Захарова А.В. Психология формирование самооценки. - Минск, 1993.
  23. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь.  

          - М.: Просвещение, 1981. – 195с.

  1. Квин В. Прикладная психология. Спб., 2000.
  2. Крутецкий В.А. Лукин Н.С.  М. Психология подростка. - М., «Просвещение», 1965. – 315с.
  3. Кон  И.С. Открытие «Я». - М.,1978.
  4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 1989.
  5. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. - М.: Политиздат,1984
  6. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л., 1972.
  7. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М., 1997.
  8. Липкина А.И. Самооценки школьника. - М., «Знание» 1992.
  9. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
  10. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М., Знание, 1979.
  11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
  12. Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Посысоева Н. Н.  – М., «Владос», 2004. – 328 с.
  13. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.
  14. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально – психологической  адаптации  подростков. /  Под  ред. Кривцовой С. В.

         - М., 1997.

  1. Подросток. / Под ред. Хрипковой .А.Г.-М., 1982.
  2. Практикум по возрастной и практической психологии. / Под ред. Дубровиной И.В. – М., «Академия», 2000. – 160 с.
  3. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., «Академия», 1997.
  4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учении и в жизни. - М., 1990.
  5. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. - М., 1994.
  6. Психология подростка. Хрестоматия. / Составитель Фролов Ю.И. МГУ. РПА. 1997.
  7. Психология развивающейся личности. /  Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  8. Психологический словарь. /  Под ред. Хрящевой  Н.Ю.СПб.,1999.
  9. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 1994.
  10. Ризванова Е. Кто поможет подростку в семье. // Воспитание школьника. 2005 № 4.
  11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989, 703 с.
  13. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. Дубровиной И.В. – М., «Академия», 1997.
  14. Семаго Н.Я.,  Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностики и коррекционной работы психолога. М., 2000.
  15. Словарь-справочник по психологической диагностике. / Под ред. Бурлачук Л.Ф., Морозова С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев, 1989.
  16. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами обучения. – М, «Айрис – пресс», 2006. – 256 с.
  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
  18. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону., 2004.г.
  19. Учителям и родителям о психологии подростка. / Под ред. Г.Г. Аркелова  М., 1990.
  20. Фридман Л.И. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., «Просвещение», 1991.
  21. Хорни К. Самопознание. М., 1996.
  22. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств. Ростов на Дону. «Феникс». 2005.

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями