Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель: определить влияние оценки подростка родителями на его самооценку и разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.
Гипотеза исследования: если самооценка - это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, связанная с отражением социальных реакций, наиболее значимых для него людей, то на самооценку подростков оказывает влияние тип семейных отношений. Адекватная самооценка подростка может характеризоваться убежденностью в положительном отношении к подростку других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости и формироваться при типе семейных отношений «с высокой рефлексией и ответственностью».
Введение ………………………………………………………………………....3
Ι. Теоретический анализ самооценки как составляющей структуры личности подростка формирующейся под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….…7
1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в сензитивный период формирования личности подростка………………………………………….....16
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...25
ΙΙ. Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………...28
2.1. Организация и составление социально-психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………….28
2.2. Описание результатов проведенного исследования…………………..37
2.3. Выводы и методические рекомендации………………………………..57
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы………………………………….…73
Уровень самооценки подростков
зависит от оценки подростков
родителями и от типа семейных
отношений. Высокий уровень
Результаты
опытно – экспериментальной работы
свидетельствует о том, что формированию
адекватной самооценки (среднего уровня)
будет способствовать специально организованная
работа и использование специальных
занятий с подростками и
2.3.
Выводы и методические
рекомендации
В данном параграфе представлены методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка. Работа по формированию адекватной самооценки подростка должна включать в себя 2 направления:
1.Первое
направление это организация
работы с самими подростками,
которая включает в себя
проведение специальных
Первый раздел - «Самопознание».
Занятия по разделу «Самопознание»
направлены на формирование положительной
самооценки подростков, на создание
у детей мотивации к самопознанию и формированию
интереса к самому себе, пониманию своих
возможностей, способностей, особенностей,
чувства собственного достоинства, на
формирование положительного отношения
к своим личностным качествам, правам
и обязанностям. По этому разделу необходимо
провести не менее семи занятий.
Планирование по разделу «Самопознание» см. таблицу 2.11.
и приложение
14 – конспекты занятий по разделу «Самопознание».
Таблица 2.11.
Планирование занятий по разделу «Самопознание»
Занятия по разделу «Самопознание» | Цели занятия: |
Общение в жизни человека. | • познакомить
детей с целью курса занятий;
• дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека; • принять правила проведения занятий. |
Зачем нужно знать себя? | • создать у
учеников мотивацию на познание самих
себя;
• формировать представление о себе; • способствовать самопознанию и рефлексии учащихся. |
Я глазами других. | • формировать
способность к самоанализу;
• способствовать желанию самосовершенствования; • развитие способности принимать друг друга. |
Самооценка. | • дать понятие
о самоценности человеческого «Я»;
• продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки; • закрепить навыки групповой работы. |
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. | • ознакомление
с эмоциями;
• определение эмоциональных состояний других людей; • тренировка умения владеть своими эмоциями. |
«Ярмарка» достоинств. | • закрепление
навыков самоанализа;
• преодоление барьеров на пути самокритики; • развитие уверенности в себе. |
Ищу друга. | • углубление процессов
самораскрытия;
• способствовать преодолевать барьеры в общении; • совершенствовать навыки общения. |
Второй раздел – «Позитивное общение».
Занятия
по разделу «Позитивное общение»
были направлены на обучение подростков
конструктивным способам выхода из конфликтной
ситуации, развитие умения выслушать других
людей, формирование позитивной моральной
позиции, и вместе с этим на реализацию
потребности подростков в признании взрослыми,
особенно родителями, их равноправного
партнерства в общении. Планирование по
разделу «Позитивное общение» см.
таблицу 2.12. и приложение 15 – Конспекты
занятий по разделу «Позитивное общение».
Планирование занятий по разделу «Позитивное общение»
Занятия по разделу «Позитивное общение» | Цели занятия: |
Почему люди ссорятся? | • познакомить
с понятием «конфликт»;
• обучение способам выхода из конфликтной ситуации |
Барьеры общения. | • определить понятие
вербальных барьеров общения;
• обучение анализу различных состояний. |
Предотвращение конфликтов. | • отработка
ситуаций предотвращения конфликтов;
• закрепление навыков поведения в проблемной ситуации. |
Умение слушать. | • показать значимость
собственного «Я»;
• подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. |
Нужна ли агрессия. | • формирование
собственного представления и отношения
к проблеме;
• выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций. |
Пойми меня. | • формирование
умения понимать друг друга и принимать
обратные связи;
• стимуляция поведенческих изменений. |
В построении специальных занятий используются различные методические приемы:
- Ролевые игры, например: «Ассоциации», «Ярмарка достоинств», «Ищу друга», «Скульптура», «Петухи», которые способствуют развитию умения переходить из роли в роль, развитию ролевой креативности.
- Дискуссии, например: «Какой я? Какой ты», «Моя вселенная», «Нужна ли агрессия?», которые способствуют приобретению гибких коммуникативных навыков.
- Игры
– релаксации, например: «Вверх по
радуге», «Выставка фотографий»
2. Второе
направление психолого-
a) Первая часть психологической консультации - введение в проблему. Психолог разъясняет родителю особенности проблемы самооценки подростка и оценки его родителями. Для многих эта проблема будет неожиданной и новой. Ведь чаще всего родители беспокоятся о физическом здоровье подростка и его успеваемости в школе. Поэтому нужно объяснить, важность обсуждаемой проблемы. В этом случае можно подчеркнуть, что в нашем нестабильном и стрессогенном обществе те или иные нарушения психологического здоровья и проблема адекватности самооценки имеются почти у всех здоровых подростков. Далее полезно отметить, что нарушения самооценки подростков взаимосвязаны с взаимодействием с окружающими, адаптацией к социальной среде и, наконец, с оценкой его родителями. В итоге родитель начинает понимать, что необходимо проявлять внимание к этой проблеме.
В первой
части психологической
- общий
эмоциональный фон текстов (
- наличие позитивных или негативных оценок ребенка;
- выделение временных планов в общении и взаимодействии с ребенком (тип семейного воспитания, тип гармоничности и дисгармоничности семьи)
При этом ответы и поведение родителей из гармоничных и дисгармоничных семей существенным образом отличаются друг от друга и могут рассматриваться как диагностические признаки для определения типа семьи.
б) Вторая часть
в) Третья часть психологической консультации - выявление причин нарушений самооценки подростка и оценки его родителями. Если родитель согласился с тем, что ребенок имеет то или иное нарушение, то, вероятно всего, он попросит объяснить причины этого нарушения. Здесь очень важно избежать появления у него чувства вины, поскольку за этим последует сопротивление дальнейшей работе, поскольку родители не хотят признавать, что допустили ошибку в воспитании своего ребенка. Или, наоборот, включаться в работу столь рьяно, что могут спровоцировать какое – либо другое нарушение. Поэтому имеет смысл сказать, что, по-видимому, были какие - то объективные причины. Какие причины – родитель с удовольствием подберет сам: конфликты между супругами, финансовые проблемы, необходимость много работать, частая смена жительства и т.п. Психологу следует согласиться с родителями, добавив, что современные социально – экономические условия сильно обостряют действие этих причин.
г) Четвертая часть психологической консультации - решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают «Что делать?», то есть понимают, что нарушения имеется и причины им ясны, но важно знать, как изменить ситуацию. И тут можно деликатно сообщить родителю, что его общение с ребенком неэффективно и даже закрепляет нарушения. Здесь можно использовать сравнения с аллергией. Если ребенок – аллергик обладает повышенной чувствительностью к некоторым продуктам питания, они могут спровоцировать заболевание, даже такие полезные детям, как молоко. Так же обстоит дело и с проблемой взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями. Подросток, имеющий неадекватную самооценку, не воспринимает некоторые психологическое воздействия, более того, они ухудшают его состояние, в то время как подростку, имеющему адекватную самооценку, могли бы быть полезны. Поэтому подростку с неадекватной самооценкой нужна особая «психологическая диета», организовать которую может только любящий родитель. Подобная работа строится как общее неспецифическое воздействие родителей по проблеме самооценки подростка и оценки его родителями в целом. При этом работу по проблеме самооценки подростка и оценки его родителями можно рассматривать как систему, состоящую из трех компонентов: аксиологического, инструментального и потребностно – мотивационного. Соответственно этим компонентам определяются основные направления воздействия родителей. Они должны содействовать формированию у ребенка: умения любить себя и других; личностной рефлексии потребности в саморазвитии.
Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями