Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить влияние оценки подростка родителями на его самооценку и разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.
Гипотеза исследования: если самооценка - это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, связанная с отражением социальных реакций, наиболее значимых для него людей, то на самооценку подростков оказывает влияние тип семейных отношений. Адекватная самооценка подростка может характеризоваться убежденностью в положительном отношении к подростку других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости и формироваться при типе семейных отношений «с высокой рефлексией и ответственностью».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3
Ι. Теоретический анализ самооценки как составляющей структуры личности подростка формирующейся под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….…7
1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в сензитивный период формирования личности подростка………………………………………….....16
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...25
ΙΙ. Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………...28
2.1. Организация и составление социально-психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………….28
2.2. Описание результатов проведенного исследования…………………..37
2.3. Выводы и методические рекомендации………………………………..57
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы………………………………….…73

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

●   Тип третий - семья авторитарная по сложившимся стереотипам. В этой семье родители продолжают предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве.  Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять физические наказания. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.

●   Тип четвертый - семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Попустительская семья мешает подростка возможности осознать закономерности человеческих отношений и делает его несостоятельным в реальных отношениях с другими.

●   Тип пятый - семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и прежде неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям.

● Тип  шестой – деградирующая семья. Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь активно противостоять деградации, что ему хватает сил вырваться из предложенных жизнью условий существования и идти своим путем.

Но как бы не складывались условия жизни в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные [35.с.34].

     В своих исследованиях Е.Т. Соколова дает другую классификацию  стилей семейного воспитания. Эти стили были выделены автором на основании анализа взаимоотношений подростка с родителями  при совместном решении задач – это сотрудничество; псевдосотрудничество; изоляция; соперничество. Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с подростком, принимается во внимание его мнение. Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого. При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга. Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера. Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности. Опираясь на исследования Соколовой Е.Т., можно соотнести определенный стиль семейного воспитания с определенным типом семьи. Исходя   из этого предположения - стиль сотрудничество соответствует типу семьи с высокой рефлексией и ответственностью; стиль псевдосотрудничество соответствует типу семьи с попустительским отношением; стиль изоляция соответствует трем типам: семья гиперопекающая, семья авторитарная по сложившимся стереотипам и семья отчуждения;  стиль соперничество соответствует типу деградирующая семья.

     В исследованиях Дубровиной И.М. выделено три стиля воспитания подростков в семье: демократический стиль, авторитарный стиль и либерально – попустительский стиль. Дубровиной И.М. показано, что наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение подростка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально. Родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком,  власть используется ими в меру необходимости, в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность, родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми, родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями. Так же Дубровина И. М. подчеркивает, что крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Важнейшими процессами подросткового возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Под влиянием взаимодействия с родителями у подростка формируется  самоотношение  или самооценка [46.с.67].

   Столяренко  Л.Д. рассматривая взаимоотношения подростков с родителями, выделяет лишь два стиля общения родителей с их детьми. Первый – «симметричный стиль» -  этот стиль взаимоотношений родителей и подростков предполагает такое общение, где позиция подростка и позиция родителей находятся  «на равных» уровнях. Данные исследований Столяренко Л.Д. показывают, что при симметричном стиле общения арсенал средств общения, используемый родителями, направлен на поддержку инициативы подростка, его уверенности в себе и чувства принадлежности к семейному «Мы». Формируется система собственных критериев самооценивания, идет развитие в направлении независимости. Самоотношение и самооценка становятся менее хрупкими, более стабильными. Второй – «асимметричный стиль» - этот стиль взаимоотношений родителей и подростков предполагает такое общение, где позиция родителя расположена «над подростком». При «асимметричном» стиле посредством «маневров» и «ловушек» ребенку навязывается представление о себе как о слабом, неспособным самостоятельно мыслить и действовать. Следует отметить, что подросток не пассивно относится к конфликту с родителями, а активно борется за «выживание собственного Я», поддержку и сохранение самоуважения [54.с.26].

   Рассматривая, личностные особенности подростков Столяренко Л.Д. отмечает, что нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий и взаимоотношений подростка с родителями. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей – подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность.

   Дубровина И.М. отмечает, что стили взаимоотношений родителей и подростков и типы семейного воспитания проецируются в оценке родителей их детей. Как правило, родители не дают прямой оценки своим детям, но выбранный родителями стиль взаимодействия с подростками и сложившийся тип семейного воспитания позволяет определить, как оцениваются подростки их родителями. Дубровина И.Д. говорит о том, что непроизвольно родители оценивают своих детей подростков или адекватно, или неадекватно (занижено или завышено). По мнению Дубровиной И.Д., оценка родителей прослеживается  и отражается в адекватных или неадекватных требованиях к подростку, в определенной роли ребенка в семье, в степени заботы о подростке [54.с.29]. Столяренко Л.Д., рассматривая оценку подростка родителями, определяет, что эта оценка бывает негативной и позитивной, и именно в такой классификации оценки родителями своих детей отражается отношение родителей к подросткам.

   Опираясь  на мнение Дубровиной И.Д.  и Столяренко Л.Д., мы считаем, что можно выделить следующие типы самооценки подростка сложившиеся под влиянием оценки его  родителями:

  1. «Самооценка» ребенка является прямым воспроизведением оценки матери. Дети отмечают в себе, прежде всего, те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности самонепринятия. Для ребенка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи родительские оценки становятся единственными внутренними самооценками в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоциональной связи с ними.
  2. Смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: одни – это формирующийся у подростка образ «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй – отголосок родительского видения ребенка. Образ «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее, ребенку удается в некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а, принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию и чувство близости с родителями.
  3. Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку. Упрямство не называется здесь бесхарактерностью. Поскольку для подростка этого возраста  по – прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения чувства «Мы» им воспроизводится негативная оценка своего упрямого поведения. Но одновременно послушание означает отказ от автономности и утрату собственного «Я». Переживание этого конфликта как невозможность ответа требованиям родителей и сохранение собственного «Я» приводит к тому, что подросток оценивает себя как плохого, но сильного.
  4. Подросток ведет борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той  же системы ценностей. В данном случае ребенок воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания.
  5. Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что он и хочет таким быть. Это отвержение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье.
  6. Подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребенок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим.

   В публикациях Мудрика А.В. высказывается  мнение, что можно выделить несколько ответных тактик, развиваемых подростком в ответ на родительское насилие и негативное отношение: так, в ответ на родительское доминирование подросток отвечает открытой или скрытой борьбой за лидерство, вплоть до использования таких приемов, которые использовали родители по отношению к нему. Другая тактика – отказ от борьбы, утаивание своей позиции, принятие на себя роли потерпевшей жертвы. И, наконец, третья тактика состоит в противопоставление «жестоко отклоняющему» родительскому поведению собственного «защитного» поведения, приглашающего к сотрудничеству.

   Таким образом, обобщая материал параграфа  можно отметить, что особенности  взаимоотношений подростка с  родителями складываются из типов и  стилей семейного воспитания. Опираясь  на исследования Соколовой Е.Т., мы считаем, что стиль сотрудничество соответствует типу семьи с высокой рефлексией и ответственностью; стиль псевдосотрудничество соответствует типу семьи с попустительским отношением; стиль изоляция соответствует трем типам: семья гиперопекающая, семья авторитарная по сложившимся стереотипам и семья отчуждения; стиль соперничество соответствует типу деградирующая семья. Рассмотрев понятия, стили и типы семейного воспитания, и сопоставив их с понятиями самооценки подростков и оценки подростков родителями, можно утверждать, что стили и типы семейного воспитания проецируются в оценке родителей своих детей – подростков и оценке подростков самих себя. 

   Дубровина И.М. указывает, что оценка родителями подростков и самооценка подростков может быть адекватной (или реалистичной) и неадекватной (или нереалистичной). По мнению Столяренко Л.Д., у подростков можно выделить 6 типов самооценки, которые складываются в процессе оценивания подростка родителями: самооценка – прямое воспроизведение оценки родителей; смешанная самооценка - которая складывается из успешного опыта подростка с социумом и неадекватной самооценки родителей; самооценка – принятие и противопоставление неадекватной оценки родителей, в которой подросток оценивает себя как плохого, но сильного; самооценка – воспроизведение идеализированных ожиданий родителей, а не реальной их оценки; самооценка – воспроизведение подростком негативного мнения родителей и подчеркивание того, что он хочет быть хорошим; самооценка – игнорирование реальных негативных оценок родителей, подросток не замечает негативных оценок родителей.  

   1.3. Выводы по первой  главе

     Самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелируется с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов.

     Особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Вместе с тем, сама самооценка также зависит от вышеописанных факторов. Становление личности индивида и ее отдельных структурных компонентов, в частности самооценки как составляющей образа "я" не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Четыре основных источника оценочных суждений, способных оказывать значительное влияние на самооценку – это семья, школа, референтная группа и интимно-личностное общение. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, но изменить ее можно, изменив отношение окружающих.

     Анализ  литературы показал, что точки зрения на сущность самооценки можно разделить на две группы. В первую мы включили точки зрения Овчаровой Р.В., Дубровиной И.В., Захаровой А.В.,  Абрамовой Г.С., Мудрика А.В., Божович Л.И., которые рассматривают самооценку как образ «Я», который формируется в результате взаимодействия и социальных реакция на человека под воздействием его потребностей и эмоциональных состояний. Этот образ разделен на «Я – реальное» и «Я – идеальное».

     Во  вторую группу мы объединили точки  зрения Кона И.В., Давыдова В.В., Рубинштейна  С.Л., Максимовой Н.Ю., которые считают, что самооценка – это целостное представление человека о себе, на формирование которых влияют внутренние условия регуляции поведения и деятельности.

     Мы  в нашей работе примем за основу мнение Овчаровой Р.В., Дубровиной И.В., Захаровой А.В.,  Абрамовой Г.С., Мудрика А.В., Божович Л.И., которые считают, что самооценка – это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, которая связана с отражением социальных реакций наиболее значимых для него людей.

     Отклонения в поведении подростков свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что подростки из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности. Существует механизм взаимосвязи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением подростка, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями  в поведении подростков. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Для формирования собственного «я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение.  При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями