Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить влияние оценки подростка родителями на его самооценку и разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.
Гипотеза исследования: если самооценка - это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, связанная с отражением социальных реакций, наиболее значимых для него людей, то на самооценку подростков оказывает влияние тип семейных отношений. Адекватная самооценка подростка может характеризоваться убежденностью в положительном отношении к подростку других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости и формироваться при типе семейных отношений «с высокой рефлексией и ответственностью».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3
Ι. Теоретический анализ самооценки как составляющей структуры личности подростка формирующейся под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….…7
1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в сензитивный период формирования личности подростка………………………………………….....16
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...25
ΙΙ. Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………...28
2.1. Организация и составление социально-психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………….28
2.2. Описание результатов проведенного исследования…………………..37
2.3. Выводы и методические рекомендации………………………………..57
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы………………………………….…73

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 743.50 Кб (Скачать)
 

    По  результатам обследования детей  по диагностической методике «Исследование  психических состояний» (по Айзенку), мы выявили, что высокий уровень самооценки, имеют 8 % подростков из экспериментальной группы и 8 % подростков из контрольной группы; средний уровень самооценки выявлен у 56 % подростков из экспериментальной группы и у 68 % подростков из контрольной группы; низкий уровень самооценки выявлен у 36 % подростков из экспериментальной группы и у 24 % подростков из контрольной группы.  Из  таблицы 2.5. мы видим, что высокий уровень оценки родителями своих детей получили 12 % подростков из экспериментальной группы и 8 % подростков из контрольной группы; средний уровень оценки родителями своих детей выявлен у 60 % подростков в экспериментальной группе, и 64% подростков в контрольной группе; низкий уровень оценки родителями своих детей мы наблюдаем у 28 % подростков из экспериментальной группы и у 28 % подростков из контрольной группы. Получив результаты обследования детей и их родителей по диагностической методике «Исследование психических состояний (по Айзенку)», мы сравним уровни самооценки, полученные при обследовании детей и при обследовании родителей. Сопоставив полученные результаты при обследовании подростков и при обследовании родителей по этой методике, мы можем проследить взаимосвязь и взаимозависимость оценки подростка его родителями и оценки подростком самого себя. Сравнение результатов по данной методике отражено в диаграммах 5 и 6.

      

Диаг. 5.  Сравнение самооценки подростков и оценки их родителями по результатам диагностической методике « Исследование психических состояний» по Айзенку в экспериментальной группе.

      

     

Диаг. 6.  Сравнение самооценки подростков и оценки их родителями по результатам диагностической методике « Исследование психических состояний» по Айзенку в контрольной группе.

 Используя метод изучения родительских позиций и оценок «Родительское сочинение» и метод диагностики родительской оценки подростков с использованием «Шкалы определения поведения ребенка», нами были выделены гармоничные и дисгармоничные семьи, а так же количество родителей оценивающих своих детей позитивно и негативно. Анализ родительских сочинений и шкалы определения поведения ребенка был отражен нами в  таблице 2.6.  
 
 

Таблица 2.6.

Таблица распределения семей  по типам гармоничные и дисгармоничные и на группы семей с позитивной и негативной оценкой родителями подростков

Исследуемые

группы

Типы  семей Оценка  родителей их детей
Гармонич.

 семьи

Дисгармон. семьи Негативная 

оценка

Позитив.

оценка

Экспериментальная группа 6 (24 %) 19 (76 %) 15 (60 %) 10 (40 %)
Контрольная

группа

5 (20 %) 20 (80%) 18  (72 %) 7 (28 %)

     Используя данные методы изучения родительских оценок и притязаний, мы выявили, что большинство семей, участвующих в обследовании относятся к дисгармоничным семьям (это составляет 76 % в экспериментальной группе и 80 % в контрольной группе). При этом в этих дисгармоничных семьях преобладает негативная оценка родителями своих детей. Данные методы изучения семейных отношений и оценок родителей своих детей показали родительскую позицию или направленность воспитательной деятельности родителей, возникшую под влиянием мотивов воспитания. Из полученных данных мы выявили, что в большинстве дисгармоничных семей преобладают типы воспитания, характеризующиеся эмоциональным отвержением, жестокими взаимоотношениями и повышенной или пониженной моральной ответственностью.

     Сопоставляя данные диагностических методик, изучающих самооценку подростков и данные диагностических методов, изучающих родительских оценок подростков и притязаний, мы прослеживаем следующую закономерность – дети, имеющие заниженную самооценку, проживают в дисгармоничных семьях и имеют негативную родительскую оценку. Следовательно, можно сделать вывод, что тип семейных отношений, стили семейного воспитания определяют родительскую оценку подростка, которая в свою очередь влияет на оценку подростку родителями и на самооценку подростка самого себя.

    Чтобы сделать математический анализ полученных результатов и научно доказать гипотезу исследования, нами была сделана математическая обработка результатов опытно – экспериментальной работы.  По данным диагностической методике «Лесенка» на констатирующем этапе были проведены математические расчеты с использованием коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена. Из данных расчетов в экспериментальной группе видно, что корреляция достоверна. В контрольной группе  расчеты по этой методике показали, что корреляция так же является достоверной. По данным диагностической методике «Нахождение количественного выражения самооценки» на констатирующем этапе проведенные расчеты показали, в обеих группах корреляция достоверна. По данным диагностической методике «Исследование психических состояний на констатирующем этапе расчеты rs Спирмена показали, что корреляция достоверна и в экспериментальной группе, в контрольной группе.

(см. Приложение 7, 8, 9, 10, 11, 12 – Расчеты коэффициента  ранговой корреляции rs Спирмена на констатирующем этапе).

   На  формирующем этапе была организована целенаправленная коррекционно – формирующая работа. Формирующий этап экспериментальной работы проводился нами в течение 6 месяцев  с детьми экспериментальной группы.  Проведение формирующего этапа опытно – экспериментальной работы было организованно  по двум направлениям: первое направление - работа с подростками, второе направление - работа с их родителями. Для работы по этим двум направлениям были подобраны методы коррекционно – формирующей работы подростков и психологического консультирования родителей на основе взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями.

   В работе по первому направлению использовался метод - проведение с подростками специальных коррекционно - развивающих занятий в форме тренингов, где через специальные упражнения и ролевые игры участниками постепенно осознаются свои личные проблемы, они вырабатывают адекватную самооценку, корректируют свое поведение. Весь комплекс занятий делится на два раздела «Самопознание» и «Позитивное общение».

        (См. Приложение 13, 14 – конспекты специальных занятий с подростками по разделам «Самопознание» и «Позитивное общение»).

   В работе по второму направлению был использован метод – проведение психологического консультирования родителей, оценивающих своих детей неадекватно и нереалистично. Для проведения формирующей работы в этом направлении нами проводились психологические консультации для родителей двух видов: групповые и индивидуальные. Проводя психологическое консультирование, нами использовались различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему взаимоотношений подростков и родителей, рассматривая при этом педагогическую некомпетентность родителей, дефицит у родителей специальных знаний о ребенке, семейные трудности, анализ семейной ситуации общения.

   (См. Приложение 15, 16, 17, 18, 19, 20 - материал для проведения консультаций для родителей). По ходу проведения опытно - экспериментальной работы на формирующем этапе, мы наблюдали заинтересованность подростков этой деятельностью и прогрессивные изменения. Но данное утверждение необходимо проверить экспериментально, организуя контрольное обследование детей.

   На  контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена работа с целью получения новых данных, чтобы проследить динамику изменений самооценки подростка и оценки его родителями. Мы провели контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп по выбранным методикам. (См. Приложение 21 - сводная таблица результатов в экспериментальной группе на контрольном этапе). (См. Приложение 22 - сводная таблица результатов в контрольной группе на контрольном этапе).                                                                                                                                                                              

   Проведя контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп по диагностической методике «Лесенка» мы получили данные, которые представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7.

Уровни  самооценки подростков и оценки его родителями по диагностической методике «Лесенка» 

Уровни  самооценки подростка и оценки его родителями Экспериментальная группа Контрольная группа
Дети родители дети Родители
Адекватная  самооценка 16 (64 %) 20 (80%) 11 (44 %) 13 (52%)
Заниженная самооценка 7 (28 %) 4 (16%) 10 (40 %) 8 (32%)
Завышенная  самооценка 2 (8 %) 1 (4%) 4 (16 %) 4 (16%)
 

     Из  таблицы 2.7. составленной по результатам  контрольного обследования подростков по диагностической методике «Лесенка» видно, что в экспериментальной группе адекватную самооценку стало иметь значительно больше подростков, чем в контрольной группе. Полученные данные контрольного этапа в результате обследования родителей по диагностической методике «Лесенка» говорят о том, что распределение по уровням оценки родителями своих детей изменилось. Более значительные изменения произошли в экспериментальной группе. Наглядно эту взаимосвязь по составленным диаграммам 7 и 8.

Диаг. 7.  Сравнение самооценки подростков и оценки их родителями по

результатам диагностической методике  «Лесенка»

 в экспериментальной группе.

Диаг. 8.  Сравнение самооценки подростков и оценки их родителями по результатам диагностической методике  «Лесенка»

в контрольной группе.

    Сравнивая результаты, полученные диагностической методике «Лесенка» на контрольном этапе, при обследовании подростков и при обследовании родителей, мы можем констатировать, что взаимосвязь самооценки подростков и оценки их родителями  сохранилась и на этом этапе опытно – экспериментальной работы.

    Проведя контрольное обследование подростков экспериментальной и контрольной групп по диагностической методике «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (С.А. Будасси). Анализируя данные контрольного обследования подростков их родителей по этой диагностической методике, мы получили следующее распределение по уровням самооценки подростков, которые отразили в таблице 2.8.                                                                                        

      Таблица 2.8.

Уровни  самооценки подростка и оценки его  родителями  по диагностической  методике «Нахождение количественного

 выражения  уровня самооценки» (С.А. Будасси).

Уровни  самооценки подростка и оценки его  родителями Экспериментальная группа Контрольная группа
Дети  Родители  Дети  Родители 
Низкий 6 (24 %) 6  (24%) 7 (28 %) 9 (36%)
Ниже  среднего 5 (20 %) 4  (16%) 6 (24 %) 3 (12%)
Средний 5 (20 %) 8  (32%) 4 (16 %) 5 (20%)
Выше  среднего 6 (24 %) 4  (16%) 4 (16%) 3 (12%)
Высокий 1 (4 %) 2  (8%) 3 (12 %) 2 (8%)
Неадекватно высокий 2 (8%) 1  (4%) 1 (4 %) 3 (12%)
 

      Из  таблицы 2.8. видно, что на контрольном этапе в экспериментальной группе произошли значительные изменения в распределении по уровням самооценки подростков. Адекватную самооценку (в эту группу входят подростки со средним уровнем самооценки и уровнями выше среднего и ниже среднего)  на контрольном этапе стало иметь 64 % подростков из экспериментальной группы,  и 56 % подростков из контрольной группы.

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями