Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить влияние оценки подростка родителями на его самооценку и разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.
Гипотеза исследования: если самооценка - это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, связанная с отражением социальных реакций, наиболее значимых для него людей, то на самооценку подростков оказывает влияние тип семейных отношений. Адекватная самооценка подростка может характеризоваться убежденностью в положительном отношении к подростку других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости и формироваться при типе семейных отношений «с высокой рефлексией и ответственностью».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3
Ι. Теоретический анализ самооценки как составляющей структуры личности подростка формирующейся под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….…7
1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в сензитивный период формирования личности подростка………………………………………….....16
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...25
ΙΙ. Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………...28
2.1. Организация и составление социально-психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………….28
2.2. Описание результатов проведенного исследования…………………..37
2.3. Выводы и методические рекомендации………………………………..57
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы………………………………….…73

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 743.50 Кб (Скачать)
 

ТЕМА  ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ:

«ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА И ОЦЕНКИ ЕГО РОДИТЕЛЯМИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

  Введение ………………………………………………………………………....3

Ι. Теоретический анализ самооценки как составляющей структуры личности подростка формирующейся под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….…7

   1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….7

  • 1.2. Особенности детско-родительских отношений в сензитивный период формирования личности подростка………………………………………….....16
  • 1.3. Выводы  по первой главе………………………………………………...25
  • ΙΙ.  Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………...28

  • 2.1. Организация и составление социально-психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………….28
  • 2.2. Описание результатов проведенного исследования…………………..37
  • 2.3. Выводы  и методические рекомендации………………………………..57
  • 2.4. Выводы по второй главе………………………………………………...66
    • Заключение………………………………………………………………..…68

      Список  использованной литературы………………………………….…73

      Приложения………………………………………………………………….77  
       
       
       
       
       
       
       
       

    Введение

          В исследованиях отечественных  психологов отмечается актуальность проблемы самооценки подростков. При этом  психологи подчеркивают, что одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой, но при этом сохраняется влияние оценки родителей на самооценку подростка.

         Самооценка  – это оценивание личностью своих  возможностей, качеств и места  среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением  самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

         Подростковый  возраст – остро протекающий  переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции.  Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

          Согласно  исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако, не уничтожает его действенной роли.

          Таким образом, формирование самооценки – характерная особенность личности подростка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

            Актуальность темы состоит в  том, что в период становления личности, а также для внушаемых людей мнение о подростке значимых для него взрослых может значительно влиять на самооценку. Сказанное, очевидно, касается непосредственно всех подростков. Чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой является уровень самооценки, тем больше подросток верит в свои собственные возможности, в успешный исход предпринимаемых начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем. Правильный анализ уровня самооценки у школьников-подростков и формирование самооценки под влиянием оценки подростков родителями является важной диагностической задачей. Исходя из данных положений, был определен научный аппарат  нашего исследования.

          Объект  исследования: процесс формирования самооценки у подростков.

         Предмет исследования: взаимосвязь самооценки подростка с оценкой его родителями.

         Цель: определить влияние оценки подростка родителями на его самооценку и разработать методические рекомендации по формированию  адекватной самооценки подростка.

         Гипотеза  исследования: если самооценка - это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, связанная с отражением социальных реакций, наиболее значимых для него людей, то  на самооценку подростков оказывает влияние тип семейных отношений. Адекватная самооценка подростка может характеризоваться убежденностью в положительном отношении к подростку других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости и формироваться при типе семейных отношений «с высокой рефлексией и ответственностью».

       Задачи  исследования:

    1. Выяснить состояние проблемы взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями в психолого - педагогической литературе и уточнить понятие «самооценки».
    2. Определить особенности взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями.
    3. Разработать программу опытно-экспериментальной работы по изучению взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями и методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.

            Методологической  основой   исследования  стала   диалектическая теория познания: теории развития самосознания и образа «Я»  Кона. С., Мудрика.А.

       В опытно – экспериментальной работе учувствовали  две группы подростков, учащиеся средней школы № 9  г. Чистополя. 1 группа – экспериментальная - (25 учащихся 7 «А» класса), из них 12 девочек и 13 мальчиков; 2 группа – контрольная - (25 учащихся 7 «Б» класса), из них 10 девочек и 15 мальчиков.

       В исследовании были использованы следующие  методы: анализ; синтез; беседы; опросы; специальные диагностические методики.

         Практическая  значимость работы состоит в том, что разработаны методические рекомендации для педагогов - психологов и родителей направленные на повышение уровня самооценки подростка и оценки его родителями.

         Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой   литературы  и  приложений. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Теоретические анализ  самооценки как составляющей структуры личности подростка, формирующейся под влиянием оценки его родителями.

      1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями

         Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [32.с.13]. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. По мнению Дубровиной И.В., самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит – уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются  тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием   или   отсутствием у него  необходимых   способностей [50.с.26].

         В своих исследованиях Дубровина  И.В. делает выводы, свидетельствующие  о том, что под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций [16.с.125].

         По  мнению Захаровой В.П. существует еще  один фактор, важный для формирования самооценки, связанный с интериоризацией  социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности [13; 22]. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер [34.с.34].

          Овчарова  Р.В. считает, что у человека существует несколько сменяющих друг друга  образов "Я". Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как "Я -реальное". Помимо этого у  человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое "Я - идеальное". Соотношение между  "Я - реальным" и "Я - идеальным"   и характеризует адекватность  представлений человека о себе, находящую свое  выражение  в  самооценке.

               Учеными Абрамовой Г.С., Мудрик  А.В. отмечается, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации [35.с.24]. Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Наиболее сенситивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации, прежде всего, выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя.

         Божович Л.И. в своих работах отмечает то, что важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой [8.с.67, 10.с.56].

          По  мнению И.С.Кона, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности [33.с.54]. Кон И.В. выделяет такую особенность - в практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый "аффектом неадекватности", может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих [22.с.25].

    Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями