Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить влияние оценки подростка родителями на его самооценку и разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.
Гипотеза исследования: если самооценка - это оценка человеком своих возможностей, качеств и места в социуме, связанная с отражением социальных реакций, наиболее значимых для него людей, то на самооценку подростков оказывает влияние тип семейных отношений. Адекватная самооценка подростка может характеризоваться убежденностью в положительном отношении к подростку других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости и формироваться при типе семейных отношений «с высокой рефлексией и ответственностью».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3
Ι. Теоретический анализ самооценки как составляющей структуры личности подростка формирующейся под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….…7
1.1. Формирование самооценки личности подростка под влиянием оценки его родителями…………………………………………………………………….7
1.2. Особенности детско-родительских отношений в сензитивный период формирования личности подростка………………………………………….....16
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………...25
ΙΙ. Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………...28
2.1. Организация и составление социально-психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями……………………………………………………………………….28
2.2. Описание результатов проведенного исследования…………………..37
2.3. Выводы и методические рекомендации………………………………..57
2.4. Выводы по второй главе………………………………………………...66
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы………………………………….…73

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, самооценка человека формируется  в первую очередь в результате его активного взаимодействия с  окружающей средой, в особенности с социумом, а, следовательно, между самооценкой подростка и оценкой его родителями прослеживается прямая взаимосвязь и взаимозависимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Исследование взаимосвязи  самооценки подростка

и оценки его родителями

    1. Организация и составление социально – психологической программы для изучения взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями

   Задача  данной главы  разработать программу опытно-эксперементальной работы по изучению взаимосвязи  самооценки подростка и оценки его родителями и рекомендации по формированию адекватной самооценки подростка.

     Важным регулятором поведения личности является уровень развития ее самооценки. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается, что в подростковый период  формируется умение оценивать себя, не только через собственные требования, но и через требования авторитетных взрослых. Безусловно, такими взрослыми для каждого ребенка являются его родители.

       В опытно-эксперементальной работе  были поставлены следующие задачи:

1) определить  адекватность самооценки у подростков, выявить уровень самооценки подростков;

2) изучить  родительские позиции и родительские оценки подростков;

3) разработать  рекомендации по повышению уровня  самооценки подростка и оценки  его родителями.

     Экспериментальное изучение самооценки подростков и оценки подростков их родителями проводился в течение 8 месяцев. Для проведения экспериментального исследования были взяты две группы подросткового возраста, учащиеся 7 «А» и 7 «Б» классов средней школы №17 г. Чистополя.

     1 – экспериментальная группа в количестве 25 человек.

     2 - контрольная группа, так же в количестве 25 человек.

     Экспериментальное исследование включало в себя три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный. Для проведения опытно-эксперементальной работы были использованы специальные диагностические методики и методы:

         1.1. Диагностическая методика определения адекватности самооценки у подростка, разработанная Дембо-Рубинштейн «Лесенка». Данная методика нацелена на то, чтобы выявить уровень самооценки подростков. Эта методика была выбрана, потому что она проста в использовании при обследовании подростков и соответствует особенностям подросткового возраста. Процедура исследования проводиться следующим образом:

    Для обследования подростков по этой методике готовится необходимый материал -  несколько графических шкал в виде лесенок на специальных  листах бланках. Всего 10 графических шкал в виде лесенок, в каждой лесенке 10 ступенек (см. Приложение № 1). При проведении обследования подросткам показывается лесенка и дается объяснение: «Все люди являются либо счастливыми, либо несчастными, либо немного счастливыми и немного несчастными одновременно. Представь себе на одном краю этой лесенке самого счастливого человека, а на другом краю этой лесенки самого несчастного, по середине — среднего человека по количеству счастья. Куда бы ты поместил себя на этой линии?» (Ответы подростка записываются, помечается то место, куда подросток поместил себя на этой лесенке.) Подростку предлагается всего 10 лесенок оценки себя (лесенка красоты, лесенка ума, лесенка счастья, лесенка доброты, здоровья, честности, трудолюбия, аккуратности, старательности, общительности). Подростку объясняется, что по такому же принципу нужно поместить себя на этих лесенках. Данные обследования детей записываются в протокол по каждому критерию оценки (по каждой лесенке), подсчитывается средний балл самооценки ребенка, затем полученные результаты анализируются по следующим показателям:

    ▪ Если ребенок набрал средний балл от 0 до 3,9, то он обладает (неадекватной) заниженной самооценкой;

    ▪  Если ребенок набрал средний балл от 4 до 7.9, то он обладает средней (адекватной) самооценкой;

    ▪ Если ребенок набрал средний балл от 8 до 10, то считается, что самооценка ребенка так же неадекватная, слишком высокая.

   Заниженная  или завышенная самооценка ребенка  – это, в первую очередь, трудности  в общении, так как ребенок не оценивает себя адекватно.

     1.2. Диагностическая методика, разработанная  С.А. Будасси   «Нахождение количественного  выражения самооценки». Цель диагностической методики - выявить уровень самооценки у подростков. Данная методика была выбрана исходя из того, что именно при помощи этой методике можно продиагностировать и выявить «идеальные» и «реальные» представления подростков о самом себе, или «идеальный» и «реальный» образ – Я и самооценку подростка.

     Для проведения обследования испытуемым раздаются специально подготовленные карточки с таблицей (см. Приложение № 2). Детям дается инструкция: «Сначала выберите из перечисленных 20 слов наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее. Потом из этих же слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте цифру 2 и так далее, выбирая остальные качества».

     Для обработки результатов: В колонке d записывается разницу между данными колонок 1 и 2 (из большего числа вычтите меньшее). В колонке d2 эта разница возводится в квадрат. После этого числа из колонки d2 суммируются. Самооценка определяется по формуле:  r =1 - (6 Σ d 2 /(n 3 -n)) ,                  где d - разность номеров рангов; n - число рассматриваемых свойств.

 При  интерпретации данных выявляется уровень самооценки подростков, используя таблицу 2.1.                                                                     

 Таблица  2.1.

Уровни  самооценки подростков
Заниженная  самооценка Адекватная  самооценка Завышенная  самооценка
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно высокий
0 –  0,2 0,21 – 0,3 0,31 – 0,5 0,51 – 0,65 0,66 – 0,8 Свыше 0,8

 

 1.3. Диагностическая методика «Исследования психических состояний», разработанная Айзенком. Данная методика нацелена на то, чтобы выявить уровни самооценки,  тревожности, агрессивности и ригидности детей подросткового возраста. Данная методика была выбрана, потому что в этой методике самооценка подростка диагностируется как особое психическое состояние. Так же потому эту методику мы использовали потому, что эта методика проста в использовании и позволяет продиагностировать большое количество подростков сразу.

     Процедура исследования проводится  следующим образом: для проведения тестирования подростков подготавливаются опросные листы с нумерацией вопросов. Подросткам раздаются опросные листы, дается следующая инструкция: «Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, то ставится 2 балла, если это состояние бывает изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит, то ставится 0 баллов. (Опросный лист к диагностической методике «Исследование психических состояний» по Айзенку (см. Приложение №3)).

     Для обработки  результатов  необходимо подсчитать сумму баллов за каждую  группу   вопросов, определенная сумма баллов соответствует определенному уровню самооценки подростков, при этом используется таблица 2.2.                                                                                                                         

                                                                                                              Таблица 2.2.

Оценка  в баллах Тревожность

1 – 10 вопросы

Самооценка

11- 20 вопросы  самооценка

Агрессивность

21 –  30вопросы агрессивность

Ригидность

31 –  40 вопросы ригидность.

Высокий

уровень

0 – 7 баллов

Не тревожны Вы имеете высокой  самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей Вы спокойны и выдержанны Ригидности  нет, легкая переключаемость
Средний уровень

8 – 14 баллов

Тревожность средняя Средний уровень  самооценки Средний уровень  агрессивности. Средний уровень  ригидности
Низкий  уровень

15 –  20 баллов

Очень тревожны У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач. Вы агрессивны, невыдержанны, Сильно выраженная ригидность,

          Для того чтобы проследить  взаимосвязь самооценки подростка  и оценки его родителями, данные  методики в опытно – экспериментальной  работе необходимо использовать  как при обследовании детей,  так и при обследовании родителей.  При обследовании родителей по этим диагностическим методикам, нужно обращать внимание родителей на то, чтобы они оценивали своих детей, а не указывали то, как дети оценивают самих себя.  

      1.4. Метод изучения родительских позиций и родительских оценок «Родительское сочинение»  (автор В.В.Столин, адаптация А.И.Тащевой). Данный метод, ориентирован на выявление родительского отношения к их детям, рассматривая родительское отношение как систему образных  чувств по отношению к подростку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности подростка, его поступков.

     Суть  данного метода состоит в том, что родителям предлагается написать сочинение на следующую тему: «Портрет моего ребенка». Родителям дается инструкция: «Уважаемый родитель, вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о вашем ребёнке. Сообщите о нём, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами: только в этом случае психологи смогут оказать вам действенную помощь. Объём вашего рассказа о ребёнке не ограничивается».  При объяснении инструкции и при предварительной беседе с родителями важно помнить, что на содержании сочинения может отразиться характер взаимоотношений родителей и педагога – психолога. ( При сухом (формальном) отношении психолога – текст сочинения может излагаться холодно, если психолог упрекнул родителей в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания). Сочинение обрабатывается методом контент-анализа. Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о подростке известны заранее и достоверно, например: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т.д. Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа (сочинения) очень мал, значит, подросток и его проблемы волнуют родителей не так значительно. Контент-анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия- антипатия, близость - отдалённость, уважение - неуважение. Порядок анализа информации может быть следующим: о ребёнке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье. Тексты, родительских сочинений анализируются и оцениваются, при этом используются следующие критерии:

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростка и оценки его родителями