Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель работы
Целью работы является изучение психологии целеобразования у субъектов и объектов политики.

Задачи работы
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Анализ литературных источников о проблеме целеобразования человека, страны, организации.
Исследование психологии целеобразования у субъектов политики (политических деятелей).
Исследование психологии целеобразования у объектов политики (граждан России) в их жизни и деятельности.
Исследование целеобразования государства в сознании объектов политики.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 2
1. Целеобразование в жизни и деятельности человека
1.1. Цель как философская и психологическая категория.......…….…..........4
1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и
«смысл»…………………………………………………………………...13
1.3. Системное описание целеобразования человека….……....…………...18
Резюме….……………………………………………………..….……………22
2. Целеобразование в политической деятельности
2.1. Системное описание целеобразования в политике......…………….......22
2.2. Цели и средства в политике: экономоцентризм vs. культуроцентризм29
2.3. Целеобразование как главное предназначение политики……..………32
Резюме………………………………………………………………...……….36
3. Целеобразование в экономической деятельности
3.1. Системное описание организации и ее целей……………………..……37
3.2. Стратегия – определение целей организации………………………......40
3.3. Корпоративная культура как ценности организации……………….….44
Резюме…………………………………………………………………………47
4. Практическая часть
4.1. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики….48
4.2. Исследование психологии целеобразования у объектов политики…..54
Заключение..........................................................................................67
Глоссарий……………………………………………………….……69
Литература.....................................…..................................................70

Работа содержит 1 файл

8.doc

— 645.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 9. Среднее количество баллов по выборке.

 

шкала 1

шкала 2

шкала 3

шкала 4

среднее

человек

66,0

69,0

59,7

65,7

65,0

страна

59,0

56,0

52,9

45,9

53,7


 

Первичные статистики в целом по опроснику представлены в таблице 10. М=65,0425, σ=6,07308. Распределение близко к нормальному (As=-0,397, Ex=-0,455). Вычисляем границы интервалов прибавляя и вычитая из среднего (М) 2/3 величины стандартного отклонения (σ). В итоге получаем для опросника: до 52,9 баллов – очень низкие оценки, 52,9 – 56,9 – низкие, 56,9 – 61, - ниже среднего, 61 – 69,1 – средние, 69,1 – 73,1 – выше среднего, 73,1 – 77,2 – высокие, свыше 77,2 – очень высокие. Интервал разомкнут влево (граница интервала включается в левый интервал). Таким образом, из выборки в двести испытуемых мы попытались вывести стандартизированные значения.

Таблица 10. Первичные  статистики для опросника «Целеобразование человека»

Сравним группы различного возраста. Значения средних и стандартных  отклонений даны в таблице 11. График дан в приложении на с.81. Различия между группами статистически недостоверны. Сравним также испытуемых по полу. Для мужчин М=65,8,  σ=6,3, для женщин М=64,3,  σ=5,8. Различия по полу статистически недостоверны (t=1,752, p=0,081). В целеобразовании по полу и возрасту статистически значимых различий не выявлено.

 

 

Таблица 11. Возраст и  целеобразование человека.

возраст

М

σ

до 20

64,2

6,1

21-33

66,1

5,9

34-41

64,7

6,5

42-54

64,6

5,4

старше 55

65,8

6,1


 

Рассмотрим связь целеобразования  с уровнем образования испытуемых. Баллы испытуемых, разделенных на группы по уровню образования, даны в таблице 12. График дан в приложении на с.81.

 

Таблица 12. Уровень образования  и целеобразование.

образование

М

σ

незаконченное среднее

61,4

5,8

полное среднее

66,5

5,9

среднее специальное

62,1

6,4

незаконченное высшее

66,5

5,8

высшее

66,4

4,8


 

При сравнении средних  по группам испытуемых с различным  образованием, можно сделать следующие  выводы. Существуют статистически достоверные  различия между целеобразованием людей  с незаконченным средним и средним образованием (t=-3,258, p<0,01), со средним и средним специальным (t=2,509, p<0,05), со средним специальным и незаконченным высшим (t=-3,258, p<0,01), со средним специальным и высшим (t=-3,21, p<0,01), с незаконченным средним и высшим (t=-4,174, p<0,01). Можно сказать, что целеобразование людей с незаконченным средним и средним специальным образованием статистически достоверно ниже, чем у людей со средним, незаконченным высшим и высшим образованием. Необходимо заметить, что в группу со средним образованием попало много учащейся молодежи, а в группе со средним специальным образованием в основном работающие люди, не продолжающие свое образование. В связи с этим можно сделать вывод, что у людей с более высоким уровнем образования более высокие оценки по опроснику о целеобразовании. Более образованные ставят перед собой более адекватные цели.

Сравним целеобразование  у людей в большом городе и  в провинции. Данные для подвыборки в Санкт-Петербурге М=66,9,  σ=5,6, для подвыборки в Ленинградской области – М=63,1,  σ=5,9. Значение критерия t=4,575 при p<0,01. Можно сделать вывод, что целеобразование у людей в Санкт-Петербурге статистически достоверно выше, чем у жителей Ленинградской области. Это можно проинтерпретировать тем, что в провинции больше сходства в укладе жизни, более однородная среда. Все живут примерно одинаково, нет большого расслоения. Поэтому людям сложнее ставить перед собой цели.

Посмотрим, отличаются ли данные, полученные на военнослужащих, от данных, полученных на гражданских лицах. Для военнослужащих М=67,3, σ=6,3, для гражданских М=64,4, σ=5,9. Получены статистически достоверные различия (t=2,773, p<0,01). Целеобразование военнослужащих статистически значимо выше целеобразования у гражданских лиц. Объяснить это можно тем, что в военной среде многое предопределено, существует строгая дисциплина. Вследствие, люди лучше знают чего хотят, более целеустремленны на пути к цели. При сравнении данных по отдельным шкалам оказалось, что статистически достоверные различия между военными и гражданскими по шкале «целеустремленность» (у военных: М=63,4, σ=9,2, у гражданских М=58,7, σ=9,05, (t=2,981, p<0,01). Военнослужащие более чем гражданские люди способны преодолевать препятствия на пути к целям,  прилагать волевые усилия, более трудоспособны.

Из исследования целеобразования  людей в их жизни и деятельности можно сделать следующие выводы. У лиц с более высоким уровнем  образования более высокие оценки по опроснику о целеобразовании. Более образованные лучше понимают текущую ситуацию, выбирают направление действий, преодолевают препятствия на пути к целям, учитывают ресурсы для их достижения. У людей с более высоким уровнем образования более адекватное целеобразование. Постановка целей жителями большого города отличается от постановки целей жителями провинции. Целеобразование у людей в мегаполисе статистически значимо выше, чем у тех, кто живет в небольших населенных пунктах. Более однородная среда в провинции не дает людям стимула к порождению новых целей в жизни. Военнослужащие отличаются более высокими баллами по целеобразованию. В первую очередь за счет достоверных различий по шкале «целеустремленность». Военные более чем гражданские люди способны преодолевать препятствия на пути к целям.

 

4.2.2. Исследование целей  государства в сознании объектов политики.

Второй подраздел исследования целеобразования у объектов политики – изучение преломления целей, поставленных субъектами политики, в сознании объектов политики. Предпринята попытка исследовать, как видят цели государства рядовые  граждане. Для этого авторский опросник, использованный для целеобразования людей в их жизни и деятельности, модифицирован под цели государства. Изменены вопросы – с уровня человека на уровень страны. Опросник должен показать видение целей страны ее гражданами: оценка положения страны, выбор направления развития, наличие ресурсов для достижения выбранной цели, наличие в ней смысла для жителей России. Может быть, люди не понимают, в каком положении находится страна? Не знают, к чему стоит стремиться России в современном мире? Может, у страны нет возможности достичь поставленной цели? Может, эта цель ничего не принесет рядовым гражданами?

Шкалы опросника те же, что и  в предыдущем случае, поэтому нет  необходимости подробно их описывать. Текст опросника, ключи и интерпретация даны в приложении. Шкала лжи отсутствует, т.к. вопросы касаются не личности испытуемого, а страны. Поскольку оба опросника заполняли одни и те же респонденты, то при высокой шкале лжи в первом опроснике, второй тоже не рассматривался.

Первичные статистические данные опросника №2 даны в таблице 13. Распределение близко к нормальному (As=0,241, Ex=0,439). Вычисляем границы интервалов прибавляя и вычитая из среднего (М) 2/3 величины стандартного отклонения (σ). В итоге получаем для опросника: до 41,3 баллов – очень низкие оценки, 41,3 – 45,4 – низкие, 45,4 – 49,6 – ниже среднего, 49,6 – 57,9 – средние, 57, 9 – 62,1 – выше среднего, 62,1 – 66,2 – высокие, свыше 66,2 – очень высокие. Интервал разомкнут влево (граница интервала включается в левый интервал). Так мы попытались вывести стандартизированные значения.

Таблица 13. Первичные  статистики для опросника «Целеобразование страны»

Сравним группы по возрасту. Значения средних и стандартных  отклонений даны в таблице 14. График дан в приложении на с.81. Существуют статистически значимые различия между группами испытуемых в возрасте до 20 лет и 42-54 года (t=4,024, p<0,01), до 20 лет и старше 55 (t=2,496, p<0,05), 21-33 года и 34-41 год (t=2,696, p<0,01), 21-33 и 42-54 (t=5,308, p<0,001), 21-33 и старше 55 лет (t=3,585, p<0,001), 34-41 и 42-54 года (t=2,04, p<0,05).

 

Таблица 14. Возраст человека и целеобразование  страны

возраст

М

σ

до 20

54,4

6,1

21-33

56,1

6,0

34-41

52,0

5,7

42-54

48,8

4,5

старше 55

50,3

5,0


 

В группе 21-33 года значения статистически достоверно выше, чем во всех группах, кроме группы до 20 лет. Целеобразование страны выше всего у испытуемых в возрасте 21-33 лет, вероятно потому, что эти люди молоды, а значит, более активны. Целеобразование у испытуемых в возрасте до 20 лет статистически значимо выше, чем у людей в группах 42-54 года и старше 55 лет. В целом, выше оценки по целеобразованию страны у людей более молодых. Такие люди оптимистичнее смотрят на постановку целей государством. Люди старшего возраста оценивают целеобразование страны ниже. Они пессимистичнее в отношении направления развития страны, не видят смысла в поставленных целях. Вероятно, это следствие разочарований прошлых лет от государства.

Сравним также испытуемых по полу. Для мужчин М=54,0,  σ=7,1, для женщин М=53,5,  σ=5,3. Различия по полу статистически недостоверны (t=0,587, p=0,558). Между видением целей государства у мужчин и женщин не выявлено статистически значимых различий.

Рассмотрим связь целеобразования  с уровнем образования испытуемых. Баллы испытуемых, разделенных на группы по уровню образования, даны в таблице 15. График дан в приложении на с.81.

 

Таблица 15. Уровень образования  и целеобразование страны.

образов.

М

σ

н/ср

55,8

5,8

сред.

53,5

7,3

ср.сп.

51,7

6,6

н/в

54,4

6,1

в.

52,5

5,7


Получены статистически достоверные различия между группами с незаконченным средним и средним специальным образованием (t=2,618, p<0,05), с незаконченным средним и высшим образованием (t=2,567, p<0,05). Наиболее высокие баллы по целеобразованию страны в группе лиц с незаконченным средним образованием. Видимо, такие различия обусловлены в первую очередь возрастом испытуемых: более молодые оценивают постановку целей государством выше. В группе лиц с незаконченным высшим также много учащихся, поэтому баллы там выше. В целом, в данном случае различия по образованию обусловлены различием по возрасту испытуемых.

Сравним целеобразование  у людей в большом городе и  в провинции. Данные для подвыборки в Санкт-Петербурге М=54,7,  σ=6,1, для подвыборки в Ленинградской области – М=52,7,  σ=6,3. Значение критерия t=2,321 при p<0,05. Можно сделать вывод, что целеобразование страны жители Санкт-Петербурга оценивают статистически достоверно выше, чем жители Ленинградской области. В провинции люди более пессимистичны в отношении целей государства, не понимают направления развития, целей, к которым стоит стремиться стране. Вероятно, баллы по опроснику «Целеобразование страны» ниже в провинции, т.к. там больше заметен застой государства, ниже уровень жизни населения.

Посмотрим, отличаются ли данные, полученные на военнослужащих, от данных, полученных на гражданских. Для военнослужащих М=55,8, σ=7,8, для гражданских М=53,2, σ=5,7. Получены статистически достоверные различия (t=2,45, p<0,05). Целеобразование страны в сознании  военнослужащих выше целеобразования страны у гражданских лиц. Люди военные выше оценивают постановку целей государством. Они лучше понимают положение, в котором находится страна, видят перспективы развития, готовы прилагать усилия на пути к целям, оценивают требуемые ресурсы.

Гипотезой исследования является существование корреляции между целеобразованием в жизни  людей и их видением целей государства, т.е. корреляции между двумя опросниками. Как показал расчет, коэффициент  линейной корреляции Пирсона r=0,285, p<0,01 (таблица дана в приложении на с.89). Таким образом, между целеобразованием человека в его собственной жизнедеятельности и его видением целей государства существует положительная связь. Чем больше человек в своей жизни способен к адекватному целеобразованию (пониманию текущего положения, осознанному выбору направления развития, готовности преодолевать препятствия, учету ресурсов для достижения цели), тем более адекватно его видение целей государства. Люди с развитым индивидуальным целеобразованием хорошо понимают, в каком положении находится государство, уверены в правильности выбранного политиками направления развития, готовы преодолевать препятствия на пути к всеобщим целям, принимают цели как необходимые в настоящее время. Граждане, задумывающиеся о целях своей жизни, задумываются и о целях государства, в котором они живут. А это, безусловно, является плюсом для страны. 

Информация о работе Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики