Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:39, дипломная работа
Цель работы
Целью работы является изучение психологии целеобразования у субъектов и объектов политики.
Задачи работы
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Анализ литературных источников о проблеме целеобразования человека, страны, организации.
Исследование психологии целеобразования у субъектов политики (политических деятелей).
Исследование психологии целеобразования у объектов политики (граждан России) в их жизни и деятельности.
Исследование целеобразования государства в сознании объектов политики.
Введение.............................................................................................................. 2
1. Целеобразование в жизни и деятельности человека
1.1. Цель как философская и психологическая категория.......…….…..........4
1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и
«смысл»…………………………………………………………………...13
1.3. Системное описание целеобразования человека….……....…………...18
Резюме….……………………………………………………..….……………22
2. Целеобразование в политической деятельности
2.1. Системное описание целеобразования в политике......…………….......22
2.2. Цели и средства в политике: экономоцентризм vs. культуроцентризм29
2.3. Целеобразование как главное предназначение политики……..………32
Резюме………………………………………………………………...……….36
3. Целеобразование в экономической деятельности
3.1. Системное описание организации и ее целей……………………..……37
3.2. Стратегия – определение целей организации………………………......40
3.3. Корпоративная культура как ценности организации……………….….44
Резюме…………………………………………………………………………47
4. Практическая часть
4.1. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики….48
4.2. Исследование психологии целеобразования у объектов политики…..54
Заключение..........................................................................................67
Глоссарий……………………………………………………….……69
Литература.....................................…..................................................70
Политикам в своих реформах лучше опираться на людей, имеющих более высокие оценки по целеобразованию, т.к. такие объекты политики скорее поймут и примут цели, поставленные субъектами политики. По результатам нашего исследования хорошей опорой целенаправленным действиям государства могут быть военнослужащие. Также искать поддержку лучше у людей с более высоким уровнем образования, у жителей крупных городов, а также у молодежи.
И заключительный раздел нашего исследования – попытка совмещения данных, полученных в исследовании субъектов и объектов политики. Как согласуется то, что предлагает населению руководство и то, что думает население про цели России? Сравним данные контент-анализа и авторского опросника «Целеобразование страны» (Таблица 16).
Таблица 16. Совмещение исследования субъектов и объектов политики
шкала 1 |
шкала 2 |
шкала 3 |
шкала 4 | |
Иссл. субъектов политики |
69,2% |
28,5% |
2,3% |
- |
Иссл. объектов политики |
59,0 |
56,0 |
52,9 |
45,9 |
В первой строке представлены данные из таблицы 8 – разнесение текста Посланий Федеральному Собранию по частям целеобразования. Во второй строке результаты опросника – то, как видят цели страны объекты политики. Заметно, что данные в обеих строках уменьшаются от первой шкалы к последней. Выше всего по обоим исследованиям оценено целеполагание (оценка текущего положения дел в стране). Ниже показатель целенаправленности (выбор путей развития), еще ниже целеустремленность (способы достижения целей). Целесообразность (возможность израсходовать ресурсы) вообще отсутствует в данных первой части исследования, во второй ее показатель самый низкий из всех шкал. В России субъектами политики часто говорится о неудовлетворительном положении дел, реже за этим стоят конкретные предложения. Очень редко эти предложения дополнены адекватными способами их достижения. О временном аспекте целей, их практическом смысле и вовсе не задумываются.
Структура целеобразования в сознании объектов политики в целом повторяет целеобразование, предлагаемое объектами политики. То есть часто люди задумываются о проблемах страны, реже представляют направление, в котором государству стоит идти. Еще реже люди готовы прилагать усилия ради поставленных политиками целей. И меньше всего граждане видят смысл в достижении тех или иных целей государства. Политики со своей стороны не предлагают обществу никаких тщательно продуманных целей, как следствие, в сознании населения нет четкого представления, к чему стремится страна и как. Субъекты политики ведут объектов политики в никому неизвестное будущее.
Заключение
Мы изучили целеобразование у субъектов и объектов политики. Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Наличие цели как осознанного образа предвосхищаемого результата является необходимым условием существования и развития человека, организации, страны. Механизм порождения новых целей сходен на всех трех уровнях и включает в себя: целеполагание (переосмысление текущего положения), целенаправленность (выбор направления развития), целеустремленность (способность преодолевать препятствия на пути к цели) и целесообразность (наличие времени и ресурсов). Адекватное целеобразование возможно только при балансе всех четырех компонентов. Целеобразование является главным предназначением политики и основной ответственностью власти.
Как показало исследование психологии целеобразования у субъектов политики, в России отсутствует четко выстроенное целеобразование. Мало значения придается человеческим ресурсам страны, преобладает вульгарный экономоцентризм.
Исследование целеобразования у объектов политики в их жизни и деятельности выявило, что более образованные люди ставят перед собой более продуманные цели. Целеобразование у людей в мегаполисе статистически значимо выше, чем у тех, кто живет в небольших населенных пунктах. Военнослужащие отличаются более высокими баллами по целеобразованию.
Исследование целей государства в сознании граждан показало, что видение политических целей зависит от возраста: более молодые выше оценивают постановку целей государством, более оптимистичны относительно перспектив развития страны. Жители больших городов выше оценивают целеобразование субъектов политики, в провинции люди более скептически относятся к целям государства, хуже понимают направления развития страны. Военнослужащие выше оценивают постановку целей государством.
Между целеобразованием
человека в его собственной
В России субъектами политики часто
говорится о неудовлетворительн
Глоссарий
Культуроцентризм – догмат о безусловном приоритете духовности над всеми иными видами жизнедеятельности.
Миссия организации - философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Организация - искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию.
Смысл – это продукт коллективного мышления, направленный на достижение добра для другого человека, как для самого себя.
Стратегия организации — это определение основных долгосрочных целей организации, курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Целенаправленность – осознанный выбор направления развития человека в сторону некоторого теоретического или реального образца.
Целеобразование – процесс порождения новых целей в жизни и деятельности человека.
Целеполагание – переосмысление человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира.
Целесообразность – возможность человека израсходовать для достижения своей цели имеющиеся ресурсы в тех или иных размерах.
Целеустремленность – способность человека преодолевать препятствия на пути к цели.
Цель - идеально, деятельностью мышления положенный результат; осознанный образ предвосхищаемого будущего.
Ценности - определенное количество правильно соединенных между собой моральных и интеллектуальных принципов, воспринимающих смысл.
Экономоцентризм – догмат о безусловном приоритете экономики над всеми иными видами жизнедеятельности и, особенно, над духовной сферой.
Литература
Информация о работе Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики