Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель работы
Целью работы является изучение психологии целеобразования у субъектов и объектов политики.

Задачи работы
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Анализ литературных источников о проблеме целеобразования человека, страны, организации.
Исследование психологии целеобразования у субъектов политики (политических деятелей).
Исследование психологии целеобразования у объектов политики (граждан России) в их жизни и деятельности.
Исследование целеобразования государства в сознании объектов политики.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 2
1. Целеобразование в жизни и деятельности человека
1.1. Цель как философская и психологическая категория.......…….…..........4
1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и
«смысл»…………………………………………………………………...13
1.3. Системное описание целеобразования человека….……....…………...18
Резюме….……………………………………………………..….……………22
2. Целеобразование в политической деятельности
2.1. Системное описание целеобразования в политике......…………….......22
2.2. Цели и средства в политике: экономоцентризм vs. культуроцентризм29
2.3. Целеобразование как главное предназначение политики……..………32
Резюме………………………………………………………………...……….36
3. Целеобразование в экономической деятельности
3.1. Системное описание организации и ее целей……………………..……37
3.2. Стратегия – определение целей организации………………………......40
3.3. Корпоративная культура как ценности организации……………….….44
Резюме…………………………………………………………………………47
4. Практическая часть
4.1. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики….48
4.2. Исследование психологии целеобразования у объектов политики…..54
Заключение..........................................................................................67
Глоссарий……………………………………………………….……69
Литература.....................................…..................................................70

Работа содержит 1 файл

8.doc

— 645.50 Кб (Скачать)

           


   ТЕХНОЛОГИ-             СТРАТЕГИЯ

       ЧЕСКИЙ       ОРГАНИ-

      ПРОЦЕСС              ЗАЦИИ   

      


        

         ОРГАНИЗАЦИЯ 


       МИССИЯ                                               КОРПОРА-

       ОРГАНИ-                ТИВНАЯ

         ЗАЦИИ                        КУЛЬТУРА

 


 

Рис. 7. Системное описание организации.

 

Организации возникают  тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через  достижение индивидуальных целей; или  же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей (29. С. 45). Типы организации различаются тем, что какие цели люди ставят на первое место – индивидуальные или общественные.  Графически это представлено на рисунке 8.

 

                  коммерческие организации


 

индивидуаль-    обществен-


ные цели       ные цели



                некоммерческие организации

 

Рис. 8. Первоочередность целей и тип организаций.

 

Можно сказать, что люди в коммерческих организациях исходят  из принципа «будет хорошо мне –  будет хорошо всем», в то время как участвующие в деятельности НКО провозглашают «будет хорошо всем – будет хорошо мне».

По мнению А.И. Пригожина, определяющим признаком организации  является направленность на достижение цели. Отсюда он выводит определение: организация есть целевая общность. При том подразумевается, во-первых, что она также иерархическая и управляемая общность; во-вторых, что она, как это было ранее показано, не только человеческая общность, но и социальный инструмент, и безличная структура (три понимания термина).

С.С. Фролов выделяет две  специфические черты, отличающие организации  от других видов социальных групп (40). Во-первых, организации — это  прежде всего социальные группы, ориентированные  на достижение взаимосвязанных и  специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия — для реализации политической программы, больница — для лечения больных. Во-вторых, организации — такие группы, которым свойственна  высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов. Эти правила ясно и точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации.

По аналогии с целеобразованием человека и страны, попробуем описать  системно целеобразование организации (Рис. 9). Под целеполаганием будем  понимать переосмысление места, которое  занимает организация на рынке. Результатом такого переосмысления является стратегия – совокупность целей организации. Следующий этап целеобразования организации – целенаправленность – это осознанный выбор направления развития организации в сторону некоторого теоретического или реального образца. На стадии целенаправленности выбираются средства достижения целей, которые заданы корпоративной культурой – ценностями сотрудников организации. Целеустремленность – способность организации преодолевать препятствия на пути к цели. Это энергетический аспект, способность приложить усилия для достижения намеченного. И последний

 


ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ                          ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ -

способность организации     переосмысление  места,

преодолевать препятствия      которое занимает организация

на пути к цели      в структуре мира


  ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ – 

  процесс порождения 

  целей в деятельности 

  организации


ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ –      ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ -

возможность организации      осознанный выбор направления

израсходовать имеющиеся     развития организации в сторону

ресурсы  в тех или иных некоторого теоретического

размерах или реального образца   


 

Рис. 9. Системное описание целеобразования в организации. 

 

компонент – целесообразность. Под ней подразумевается возможность  организации израсходовать имеющиеся ресурсы. На данном этапе определяется, есть ли смысл у поставленных целей, связаны ли они со смыслом существования организации – ее миссией. Таким образом, мы описали четыре составляющие целеобразования организации.

 

3.2. Стратегия – определение целей организации.

В словаре В.Даля смысл понятия «стратегия» раскрывается через представление о лучшем расположении и употреблении всех сил  и средств. Можно принять за определение  стратегии организации следующее:  стратегия — это определение основных долгосрочных целей предприятия, курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей (4. С.53).

Слово "стратегия" означает "искусство развертывания  войск в бою". За последние 20 лет  это понятие широко вошло в  обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Стратегия организации  – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии  состоит в том, чтобы перевести  организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Слово стратегия, как  известно, очень древнее и происходит оно от греческого strategia, искусство  или наука быть полководцем. Значение полководцев в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.

Однако использование понятия стратегии не является исключительной прерогативой древних греков. В Древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до н. э. уже была написана книга под названием "Искусство стратегии". Уже тогда понятие стратегии стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей. Стратегии придавался смысл, который можно сегодня было бы назвать нормой оптимального поведения, будь то организации или же отдельного человека.

Т. Коно, перечисляя стратегические цели организации, упоминает: социальную миссию организации, связь ее деятельности с общественными интересами, собственно характеристику целей, их временные горизонты, вопросы внедрения философии и целей компании (15). При этом Тоёхиро Коно считает, что цели — это то направление, в котором осуществляется деятельность организации. И формируются они теми, кто в фирме распоряжается ключевыми ресурсами в соответствии с системой ценностей обладателей этих ресурсов. Цели открыто провозглашаются или неявно подразумеваются. Они проявляются через стандарт поведения, образуя атмосферу фирмы, ее внутреннюю философию, формируя в организации стиль принятия решений. Как провозглашаются цели? Во-первых, через деловое кредо — указание миссии, общественной роли организации. Во-вторых, через периодические заявления высшего руководства. В-третьих, через объявление долгосрочных целей и политики организации. До сознания сотрудников цели (то есть стратегия) доводятся: на утренних совещаниях; через издаваемый компанией собственный журнал, с помощью лозунгов, через специально подготовленных сотрудников, через формирование у служащих чувства самоотождествления с организацией.

Как такое представление  о стратегии можно соотнести  с уровнем деятельности бизнес-структур и предпринимательских организаций в России? Хотя житейские наблюдения подсказывают, что проблемы и цели отечественных бизнес-структур пока лежат в иной плоскости. Бардиер Г.Л. провела ряд интервью по вопросам стратегии и особенностей деятельности фирмы провели с руководителями. Анализ житейских и профессиональных, полученных во время организационного консультирования наблюдений, вместе с обобщением трудностей, которые вызвали у руководителей вопросы интервью в исследованиях студентов, позволяют сделать предварительные выводы о недостаточном внимании наших бизнесменов к стратегическим вопросам деятельности их фирм. Их внимание гораздо чаще бывает приковано к узким тактическим задачам, ближним и сиюминутным планам, сулящим немедленную прибыль или скорое приближение к ней (4. С.55).

Какие функции могут  выполнять цели в условиях организованной деятельности?

1. Когнитивные функции  целей (обобщение распоряжения  координирующих органов и концентрация  внимания на анализе альтернатив  действий и принятии решений).

2. Распределительные  функции (наличие целей различного  уровня ставит проблему их совмещения в ходе производственной деятельности, распределения ресурсов внутри организации).

3. Функции идентификации  (сопоставление собственных стремлений  членов организации с целями  подразделения или организации  как целого).

4. Функции мотивации  (цели способны мотивировать членов организации в том случае, если последние признают их реально достижимыми, ориентированными на будущее и соотнесенными с собственными потребностями).

5. Функции преобразования (стремление к реализации целей  организации неизбежно приводит к пониманию необходимости преобразований различных аспектов организационной деятельности, особенно это справедливо в отношении коммерческих организаций).

6. Катектические, или  эмоциональные, функции (формирование  эмоционального подъема или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности).

7. Символические функции  (цели рассматриваются как визитная  карточка фирмы, концентрированное  выражение ее стратегических  замыслов).

8. Идеологические функции  (цели формируют идеологию организации,  объясняют не только, как будут достигнуты те или иные результаты, но и почему возникла необходимость в их достижении).

Выделяют следующие  характеристики целей (3). Цели в отличие от целевых установок отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесенными с миссией, а также должны иметь временные рамки их достижения. Эти отличительные черты целей называются SMART-характеристикой. SMART – это аббревиатура следующих пяти слов и понятий: 1. Specific – быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования. 2. Measurable – выражать количественно все, что можно и даже в первую очередь субъективные ожидания, фиксируя то, каким может быть результат, если цель достигнута. 3. Achievable – и начальник, и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима. 4. Related – соотноситься со стратегией, хозяйственными целями организации, интересами исполнителя. 5. Time-bound – определена на шкале времени по срокам ее достижения.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показывают, что по значимости цели занимают одно из первых мест среди других компонентов организации. Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синергии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации.

 

3.3. Корпоративная культура  как ценности организации.

Существует  множество определений организационной  культуры. Приведем некоторые из них. Организационная культура - это устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов и историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих местах (теория Дила и Кеннеди). Организационная культура - это система разделяемых ценностей, которые проявляются через различные культурные артефакты: истории, мифы и т.д. (теория Питтерса и Уотермена).

По классификации  западных исследователей корпоративной  культуры, все компании делятся на два типа: маскулинный тип организации  и фемининный тип организации. Первому  типу организации присущи такие  характеристики как сила, жесткость, рассудочный разум. В терминах восточной философии такие организации имеют мужское начало («янь»). Второй тип организации характеризуется слабостью, гибкостью, интуитивным разумом. Такие организации имеют женское начало («инь»). Если второй тип организации появится на рынке, где все остальные организации принадлежат к первому типу, то общая национальная культура будет характеризоваться первым типом. Способ победы - поглощение, когда более слабая культура растворяется в более сильной. Целесообразно рассматривать культуру организации в рамках национальной культуры, истории культуры.

Важно помнить, что при разработке или внедрении  изменений в стратегии, структуре  и в других элементах системы  управления, менеджеры должны оценивать  степень их реализуемости в рамках существующей культуры, и, при необходимости, предпринимать шаги по ее изменению. При этом нужно учитывать, что культура по своей природе более инертна, чем остальные элементы системы управления организацией. Поэтому действия по ее изменению должны опережать все остальные преобразования, понимая, что результаты будут видны не сразу.

Попробуем применить  стадии развития ценностей у человека к стадиям становления бизнес-культуры. Л. Колберг, опираясь на стадии интеллектуального  развития Ж. Пиаже, выделяет три уровня моральных суждений (50).

1. Предконвенциональный  уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний  характер и следование им основывается  на принципе выгоды. Ребенок на  этой стадии подчиняется нормам  и правилам, либо чтобы избежать  наказания, либо ради получения вознаграждения или личной выгоды. Эта стадия соответствует начальному этапу развития бизнеса в России, когда стремление к личной наживе определяло все, предприниматели первой волны не особо заботились о выборе средств достижения целей. 

Информация о работе Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики