Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель работы
Целью работы является изучение психологии целеобразования у субъектов и объектов политики.

Задачи работы
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Анализ литературных источников о проблеме целеобразования человека, страны, организации.
Исследование психологии целеобразования у субъектов политики (политических деятелей).
Исследование психологии целеобразования у объектов политики (граждан России) в их жизни и деятельности.
Исследование целеобразования государства в сознании объектов политики.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 2
1. Целеобразование в жизни и деятельности человека
1.1. Цель как философская и психологическая категория.......…….…..........4
1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и
«смысл»…………………………………………………………………...13
1.3. Системное описание целеобразования человека….……....…………...18
Резюме….……………………………………………………..….……………22
2. Целеобразование в политической деятельности
2.1. Системное описание целеобразования в политике......…………….......22
2.2. Цели и средства в политике: экономоцентризм vs. культуроцентризм29
2.3. Целеобразование как главное предназначение политики……..………32
Резюме………………………………………………………………...……….36
3. Целеобразование в экономической деятельности
3.1. Системное описание организации и ее целей……………………..……37
3.2. Стратегия – определение целей организации………………………......40
3.3. Корпоративная культура как ценности организации……………….….44
Резюме…………………………………………………………………………47
4. Практическая часть
4.1. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики….48
4.2. Исследование психологии целеобразования у объектов политики…..54
Заключение..........................................................................................67
Глоссарий……………………………………………………….……69
Литература.....................................…..................................................70

Работа содержит 1 файл

8.doc

— 645.50 Кб (Скачать)

Когда имеют в виду главный мотив, побуждающий человека, то обычно говорят о жизненной  цели. Всегда ли, однако, этот мотив  адекватно открывается сознанию? Сразу ответить на этот вопрос нельзя, потому что его осознание в форме понятия, идеи происходит не само собою, а в том движении индивидуального сознания, в результате которого субъект способен преломить свое внутреннее содержание через систему усваиваемых им значений, понятий. Смысловые единицы жизни могут собраться как бы в одну точку, но это формальная характеристика. Главным остается вопрос о том, какое место занимает эта точка в многомерном пространстве, составляющем реальную, хотя не всегда видимую индивидом, подлинную действительность. Как справедливо замечает А.Н. Леонтьев (19), вся жизнь Скупого рыцаря направлена на одну цель: возведение «державы золота». Эта цель достигнута ("Кто знает, сколько горьких воздержаний, обузданных страстей, тяжелых дум, дневных забот, ночей бессонных все это стоило?"), но жизнь обрывается ничем, цель оказалась бессмысленной. Словами "Ужасный век, ужасные сердца!" заканчивает Пушкин трагедию о Скупом. 

Иная личность складывается, когда ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. В зависимости от обстоятельств, выпадающих на долю человека, такие жизненные мотивы могут приобретать очень разное содержание и разную объективную значительность, но только они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни.

По А.И. Юрьеву, смысл жизни силен  тем, что его основу составляет самое  сильное чувство, которое даровано человеку – любовь. Любовь играет роль основы, на которой вышивается текст смысла жизни. Любовь здесь – это желание добра другому человеку, как самому себе. Смысл организуется  вокруг любви, а любовь дает человеку бесстрашие, готовность преодолеть любые ужасы ради любви к человеку, Родине, идее.

Физиологически человек  всегда в состоянии в состоянии  и готов совершать поступки, действия, но не делает этого только из-за отсутствия в них осмысленной цели. Проблема заключается только в запуске  волевого механизма, для которого топливом является жизненная сила. Это способность человека преодолевать препятствия на пути к цели. Жизненная сила создается по крупицам за многолетнюю практику побед над собой и обстоятельствами, а разрушается очень легко. Стоит только человеку потворствовать себе и апатия (противоположность жизненной силы) как раковая опухоль начинает безудержно увеличиваться.

А.И. Юрьев связывает понятия  «цели», «ценности», «жизненная сила»  и «смысл» в целостную систему, в которой нельзя решить проблему человека обретением смысла жизни, без одновременного согласования с ним жизненных ценностей, цели жизни и жизненной силы. Довольно упрощенно это представлено на рисунке 1. Это сознание политического человека, т.к. цели, ценности, силу и смысл являются продуктом политического общества, которое может передать их любому своему члену. Нигде в другом месте или в иных условиях человек не может их получить – они плод тяжкого коллективного труда многих поколений людей.

      


 

   ЖИЗНЕННАЯ         ЦЕЛЬ

         СИЛА               ЖИЗНИ

      


             СОЗНАНИЕ 

       ПОЛИТИЧЕСКОГО  

ЧЕЛОВЕКА


        СМЫСЛ                 ЦЕННОСТИ

        ЖИЗНИ         ЖИЗНИ

 


 

Рис. 1. Сознание политического человека.

 

Дополитическое общество производит сознание дополитического человека, которое состоит из обратных категорий: скуки (вместо цели жизни), одиночества (вместо ценностей жизни), апатии (вместо жизненной силы) и страха (вместо смысла жизни). Они также образуют систему, в которой каждый проблемный фактор определяет все три других проблемных фактора.

А.И. Юрьев выводит  формулу политического человека:

1) если страх перед  жизнью подавляется обретением  смысла жизни, то сам смысл  является произведением цели  жизни на ее жизненные ценности;

2) если одиночество преодолевается обретением ценностей жизни, то сами ценности жизни являются частным от отношения смысла жизни к ее целям);

3) если жизненная скука  преодолевается формированием целей  жизни, то цель жизни является  отношением смысла жизни к  ее ценностям;

4) если жизненная апатия  преодолевается обретением жизненной  силы, то сама жизненная сила  является произведением смысла  жизни на ее цель.

 Также уместна аналогия  с формулой закона Ома для электрической цепи: сопротивление цепи (R) сравнивается с ценностями, электрический ток (I) с целями, а напряжение (V) – со смыслом.  Т.о., электрический ток равен частному от деления напряжения на сопротивление цепи, I=V/R. Главное в формуле то, что каждая переменная выполняет только свою функцию, и все переменные в законе Ома взаимозависимы. Нечто подобное в предельно упрощенном варианте происходит в сознании человека, ведь это система с жестко связанными переменными. Как электрическая цепь может годами функционировать без аварий, так и сознание человека может быть вне критики на протяжении всей жизни. Но как в электрической сети стоит параметру R стать равным нулю, так сеть выходит из строя. Так и в психике человека – стоит только одному параметру сознания выйти за пределы нормы, как страдают все остальные.

Ценности – это реальное преобразование смысла в конкретные действия. Это реальные человеческие качества, а не книжные формулы. Их цепь, как и электрическая цепь не должна иметь разрывов. Один только разрыв в цепи, и напряжение не нужно, и тока не будет. Аналогичным образом, утрата только одной ценности делает смысл бесполезным: для него нет пути к осуществлению. По своему действию ценности аналогичны действию электроламп, электродвигателей, электронагревателей в сети: они светятся, греют, дают движение. Так напряжение-смысл преобразуется в свет и тепло сопротивления-ценности.

Смысл – это продукт мышления, предназначенный для приведения в упорядоченное безошибочное движение всех ресурсов человека для минимизации своих потерь и максимизации своего успеха. Это самый дорогой продукт, который известен человечеству. Смысл создает предельно возможное приближение к истине. Смысл – это как напряжение в электрической сети: есть напряжение – то и ценности становятся нужными, как электрическая цепь, и цель, как электрический ток приводит действие моторы, приводит в движение массы людей.

Цель – это аппарат перевода смысла из статического состояния в динамическое посредством ценностей. Отсутствие цели делает человека, город, страну жертвой обстоятельств, произвола, случая. Цель, как вращающийся двигатель, позволяет судить о наличии ценностей (цепи) и смысла (напряжения). Это ценности «светятся», «вращаются», «дают тепло». Их видят и слышат, за них платят и благодарят. Цель, как ток в лампочке очевидна, реальна, эффективна. А вот смысл и цели всегда скрыты от глаз, как напряжение и ток. Цель нельзя придумать в отрыве от смысла и ценностей.

 

1.3. Системное описание  целеобразования человека.

Для системного описания целеобразования человека воспользуемся  схемой целеобразования в политической психологии (48. С.73-84). Подробнее она рассмотрена в Главе 2. Применяя выделенные А.И. Юрьевым категории, можно сказать, что целеобразование человека – это процесс порождения новых целей в жизни и деятельности человека. Целеобразование представляет собой сложное явление и состоит из:

1. Целеполагания – переосмысления человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира. Целеполагание базируется на информационно-познавательных процессах человека, переосмысливающего адекватность  своего состояния;

2. Целенаправленности – осознанного выбора направления развития человека в сторону некоторого теоретического или реального образца. Целенаправленность проявляется в личностных особенностях человека, выбирающего направление своего развития;

3. Целеустремленности – способность человека преодолевать препятствия на пути к цели. Целеустремленность опирается на волевые качества человека, побуждающие его к переменам в собственной жизни;

4. Целесообразности – возможность человека израсходовать для достижения своей цели имеющиеся ресурсы в тех или иных размерах. Целесообразность определяется реальными психосоматическими возможностями человека достигать поставленную цель.

Итоговая схема приведена  на рисунке 2.


ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ                          ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ -

способность человека      переосмысление места,

преодолевать препятствия      которое занимает человек

на пути к цели      в структуре мира


  ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ – 

  процесс порождения

  новых целей в жизни и

  деятельности человека


ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ –      ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ -

возможность человека      осознанный выбор направления

израсходовать имеющиеся     развития человека в сторону

ресурсы  в тех или иных некоторого теоретического

размерах или реального образца     


Рис. 2. Системное описание целеобразования  человека.

 

Можно несколько модифицировать эту  схему. Для начала применим метод  базисов В.А. Ганзена (9, 18) к некоторым  философским категориям. Под желанием  будем понимать проявление врожденных, биологически определенных влечений (10). Это категория будет соответствовать индивиду в системном описании человека, т.к. она выражает то, что дано человеку от природы. Необходимость и случайность - соотносительные философские категории, выражающие типы связи, которые определяются существенными и привходящими факторами. Необходимость - вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития (7). Необходимость соответствует субъекту. Долженствование - определение воли с помощью иной воли, т.е. определение побуждаемой воли с помощью сверхэмпирических нравственных норм. Долженствование – моральная категория, следовательно, можно его условно отнести к сфере личности.   Возможность - это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью (7), соотнесем эту категорию с индивидуальностью. Итоговая схема выглядит следующим образом (Рис. 3). Также возможно построение схемы из обратных категорий. Вместо необходимости будет случайность – когда действия человека носят хаотичный характер, не ведут к достижению цели. Вместо возможности в схеме появится действительность – когда нет целеполагания, перехода к новой реальности посредством постановки целей. Аналогично изменятся и оставшиеся две категории. 

                  


 

     НЕОБХОДИ-    ВОЗМОЖ- 

         МОСТЬ               НОСТЬ

      


        ФИЛОСОФСКИЕ

 КАТЕГОРИИ


 

      ЖЕЛАНИЕ             ДОЛЖЕНСТ-

ВОВАНИЕ

 


 

Рис. 3. Философские категории.

 

Далее, представим целеобразование  в трехмерном пространстве. На первом этапе целеобразования (целеполагание) происходит определение точки отсчета, нуля оси координат. Затем на всех трех осях откладываются некие отрезки, соответствующие значению целенаправленности, целеустремленности и целесообразности (Рис. 4).

 

                  «надо» (субъект)        


 

 

                        


     

                       «могу» (индивидуальность)    


 

 

  


                                 «хочу» (индивид)

 

 

 

 

 

«должен» (личность)

 

Рис. 4. Целеобразование  в трехмерном пространстве.

 

Целенаправленность соответствует  личности, тому, что человек считает  своим долгом (ось абсцисс). По ординате откладывается «значение» целеустремленности («надо», субъект), по аппликате – целесообразность («хочу», индивид). Далее следуют действия, которые  сводят воедино «должен», «надо» и «хочу» (проводятся перпендикуляры от точек на осях x, y и z и т.д.). Целеобразование в данной схеме характеризуется вектором АВ. В лучшем случае, достигается цель – построение равностороннего параллелепипеда (куба). Если конструкция была рассчитана неверно (нет согласованности целеполагания, целенаправленности, целеустремленности и целесообразности), то фигура получится неравносторонней, дисгармоничной. И цель достигнута не будет, так как мы просто окажемся в другой точке пространства. При нулевом значении одной из шкал трехмерная фигура и вовсе не получится. Точка В построенного куба будет являться точкой отсчета для нового цикла целеобразования.

 

Резюме

В главе 1 рассматривается  индивидуальное целеобразование как  процесс порождения новых целей  в жизни и деятельности человека. Дано философское понимание категории «цель» - идеально, деятельностью мышления положенного результата. Представлены взгляды на проблему цели различных психологов. Цель изучается в неразрывной связи со смежными категориями: ценностями, жизненной силой и смыслом. Целеобразование человека рассмотрено системно, с использованием понятий целеполагание (переосмысления человеком текущего положения), целенаправленность (осознанный выбор направления развития человека), целеустремленность (способность человека преодолевать препятствия на пути к цели) и целесообразность (возможность человека израсходовать для достижения цели имеющиеся ресурсы). Подробное описание целеобразования человека дает возможность провести аналогию с целеобразованием в сфере политики и экономики.

 

 

2. Целеобразование в  политической деятельности.

2.1. Системное описание целеобразования  в политике.

В главе 1 мы рассмотрели  целеобразование человека в его  жизни и деятельности. Обратимся  теперь к целеобразованию в сфере  политики. Целеобразование описано  системно А.И. Юрьевым (48). Целеобразование рассматривается как главное предназначение политики и основная ответственность власти. Политическая власть обладает высшими управленческими полномочиями, которые позволяют ускорять одни тенденции в цивилизации и задерживать другие, изменять направления развития человечества, приносить в жертву целые государства и народы, трансформировать облик Земли до неузнаваемости. Права на подобного уровня полномочия политика получила в результате того, что только она занимается целеобразованием, которое анализируется с точки зрения психологии политики.

Информация о работе Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики