Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:39, дипломная работа
Цель работы
Целью работы является изучение психологии целеобразования у субъектов и объектов политики.
Задачи работы
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Анализ литературных источников о проблеме целеобразования человека, страны, организации.
Исследование психологии целеобразования у субъектов политики (политических деятелей).
Исследование психологии целеобразования у объектов политики (граждан России) в их жизни и деятельности.
Исследование целеобразования государства в сознании объектов политики.
Введение.............................................................................................................. 2
1. Целеобразование в жизни и деятельности человека
1.1. Цель как философская и психологическая категория.......…….…..........4
1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и
«смысл»…………………………………………………………………...13
1.3. Системное описание целеобразования человека….……....…………...18
Резюме….……………………………………………………..….……………22
2. Целеобразование в политической деятельности
2.1. Системное описание целеобразования в политике......…………….......22
2.2. Цели и средства в политике: экономоцентризм vs. культуроцентризм29
2.3. Целеобразование как главное предназначение политики……..………32
Резюме………………………………………………………………...……….36
3. Целеобразование в экономической деятельности
3.1. Системное описание организации и ее целей……………………..……37
3.2. Стратегия – определение целей организации………………………......40
3.3. Корпоративная культура как ценности организации……………….….44
Резюме…………………………………………………………………………47
4. Практическая часть
4.1. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики….48
4.2. Исследование психологии целеобразования у объектов политики…..54
Заключение..........................................................................................67
Глоссарий……………………………………………………….……69
Литература.....................................…..................................................70
В перестроечное время в России, как и в других посткоммунистических странах, главный упор был сделан на экономическую сторону реформ. Подобный “экономоцентризм”, по-видимому, вполне объясним, учитывая еще и то, что “демонтаж” социализма “технологически” был связан прежде всего с преобразованием экономики. В Европе и Северной Америке либеральные идеи также формировались в контексте разных исторических задач: борьбы за свободу вероисповедения, за свободу предпринимательства, за расширение доступа к политической власти, за достижение социального компромисса и т.д., и эти обстоятельства накладывали свой отпечаток на национальные либеральные традиции (22).
Но модная сегодня в политических кругах идеология «экономоцентризма» вряд ли способна преодолеть кризис национальной идентичности. Потому что если смысл деятельности государства — лишь «накормить людей», то политически корректным можно признать анекдот времен перестройки: «Давайте объявим войну богатой стране и тут же ей сдадимся». Вопиющий экономоцентризм наших элит часто оправдывается ссылками на то, что в сегодняшней финансовой глобальной цивилизации — везде только так, и у нас тоже должно быть, "как у людей". Надо сказать, что за рубежом уже появилась масса публикаций об этических основаниях бизнеса. Так, например, современные информационные технологии не могут развиваться без доверия, без этики (1). В США часто высказывается мнение о необходимости вернуться к планам основателей первых бизнес-школ, и сделать менеджмент, наконец, профессией, такой же, как, например, медицина или право. Тогда у менеджеров появилась бы своя профессиональная этика и свои этические комитеты, такие же, как у врачей или адвокатов. С 1950-х годов в теорию и практику бизнеса пришел «экономоцентризм». Вместо профессиональных преподавателей менеджмента профессорские должности заполнили экономисты. Студентов менеджмента учили в основном частным методам работы, но совсем не учили профессиональной этике и профессиональным стандартам поведения. В 1980-е годы от прежнего профессионального бизнес-образования не осталось и следа. Господствующей стала культура неограниченного стремления к выгоде, в который менеджер был связан только формальными контрактными отношениями с акционерами. Результатом стала серия корпоративных скандалов с участием неэтичных «зарвавшихся» топ-менеджеров. Сейчас США все больше склоняются к тому, чтобы вернуться к планам основателей первых бизнес-школ, и ввести этику в суровый деловой мир.
Не в деньгах счастье – гласит известная поговорка. И даже не в их количестве, как считают прагматики. На самом деле, очень богатые люди редко бывают счастливыми. Просто порой им приходится скрывать внутреннюю пустоту и бессмысленность существования образом самодостаточности, успешности, маскировать кризис содержания яркой формой. Эту тенденцию поддерживает и в целом бедное общество, завистливо относящееся к богатству в период сильнейшего социального расслоения. Получается замкнутый круг: чем больше окружающие выделяют богатых, ненавидят их, завидуют им, смотрят на них снизу вверх, заискивают перед ними, тем более наглыми и демонстративными те становятся. Многие люди, стремившиеся просто «хорошо жить» и тем или иным способом обогатившиеся в «дикие 90-е», сейчас задаются вопросами типа «А зачем это всё?» и «Что дальше?». Ведь когда за целью не стоит никакой глобальный смысл, ее достижение не приносит человеку счастья. В отечественной литературе еще мало психологических исследований богатых людей (см. напр., 11). По данным некоторых западных авторов (51), дети мультимиллионеров психологически удивительно похожи на детей очень бедных людей. И те, и другие чувствуют себя нелюбимыми, малозначимыми, им не хватает родительского внимания и образцов для подражания. У детей обеих групп формируется негативный «я-образ».
С грядущими изменения в мире тип личности, сформированный экономоцентрической эпохой под знаком "иметь" уступит место человеку постиндустриальной эры, который мыслит себя в категории "быть". Это значит, что для него в работе, к примеру, в первую очередь важен не размер зарплаты, а профессиональный интерес, соответствие творческому призванию, участие в процессах принятия решений. По мнению А.С. Панарина (27), проект "постэкономического человека" как нельзя более соответствует славянскому менталитету. Сегодня, правда, он несколько "отодвинут в сторону" - ввиду победы либерального экономоцентризма. Но, возможно, этот проект восстановит себя в правах, и в первую очередь в Европе, в которой и вызревала идея "постлиберальных ценностей". Тогда может произойти "реабилитация" славянства и славянского менталитета, с его приоритетом не материальных, а моральных ценностей, с его особой чуткостью к поискам подлинности существования.
Так или иначе, не умаляя значение экономического фактора, его надо поставить на место. Ведь это всего лишь средство для достижения неких целей. Предположим, наша цель - благополучие человека, а средство - развитие экономики. Мы же меняем местами средство и цель, человек становится средством, за счет его благосостояния мы пытаемся поднимать экономику. Зачем? Экономика же не существует сама для себя. Необходимо переориентироваться на культуроцентризм – примат духовности над всеми иными видами жизнедеятельности. Увлекшись вульгарным экономоцентризмом, можно забыть, что главное наше достояние – люди и все остальное вторично по отношению к ним.
2.3. Целеобразование как главное предназначение политики.
Будущее –
в настоящем, но будущее – и
в прошлом. Это мы создаем его.
Если оно плохо, в этом наша вина.
Политические отношения имеют в своей основе четко сформулированную цель. Личные отношения или отношения, регламентированные профессиональными нормами, являются внеполитическими. Лишь в силу отношения к какой-либо цели в политике предпринимаются те или иные действия, именуемые средством ее достижения. Политика отличается от всех иных направлений переустройства общества тем, что она достигает этого за счет средств воздействия на человека непосредственно. Только в политике применяются все мыслимые и немыслимые средства из арсеналов всех наук для осуществления влияния, внушения, убеждения, доказательства, принуждения человека. Только политика достигает своих целей посредством человека, за счет человека, ценой человека.
В политике суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением – получением практического результата. Это весьма непростое дело, если учесть, что осуществление сознательной цели предполагает подчинение воли этим действиям. Поэтому результат политики регламентируется нормами дискуссии, экономических отношений, правовых ограничений. Регламентируется, но не всегда выполняется. Зачастую у политиков не хватает пресловутой личной воли для подчинения способу и характеру избранных действий. Как замечает А.И. Юрьев, ни в одной другой области человеческой деятельности неразрывность цели, средств и результатов не имеет такого огромного значения, как в политике, и нигде их согласованием так безответственно не пренебрегали, как в политике.
Стоит ли говорить о том, что целеобразование жизненно важно для страны? Чтобы найти свое место в мире, встроиться в происходящие перемены России просто необходимо научиться постановке адекватных целей. Ведь если мы сами не определим то место, которое хотим занимать, его для нас может просто не оказаться. Как отмечает А.И. Юрьев: «Все, что происходит со страной, - это строительство дома, проект которого неизвестен».
Еще в 1975—79 годах,
под руководством В.А. Ганзена проводилось
исследование развития целеполагания
у граждан СССР (49). Тогда и был
дан прогноз экономической
Злободневность проблемы с тех пор не стала меньше, культура постановки целей для каждого гражданина и для всего государства не выросла. Трудности сегодняшнего дня обусловлены тем, что на всех уровнях продолжается нежелание формулировать цели деятельности, и поэтому при первом серьезном социальном потрясении страна, регион, город утрачивают управление и жизнеспособность. Отсутствие цели у граждан и органов управления объясняется не только привычкой получать направление деятельности из единого центра, но и тем, что постановка цели представляет собой сложное интеллектуальное действие высшего класса.
Природа не терпит пустоты, и тот, кто не в состоянии управлять своим поведением, неизбежно попадает под власть других и становится проводником чужой воли. Если человек или государство не в состоянии осуществлять собственное целеобразование, то будущие цели для них могут быть сформированы извне. А ожидание будущих событий заставляет людей осуществлять определенные действия уже сегодня. В этом заключается рефлексивное управление, и управляющий, таким образом, сформировав представление о будущем, получает необходимое ему поведение управляемого. Рефлексивное управление – эффективный способ устранения сильных соперников. Если удается навязать противнику чуждые для него цели в качестве его собственных, то отпадает необходимость в физическом воздействии. Остается только ждать, когда противник сам свернет себе шею. Способность противостоять такой политике зависит, в первую очередь, от волевого потенциала нации и умения самостоятельно осуществлять целеобразование. И уже затем от технической и финансовой оснащенности. Ведь любая самая совершенная техника и оружие в руках безвольного человека или народа превращается в груду металла.
В отличие от России, эффективная внешняя и внутренняя политика ее партнеров и оппонентов базируется на научном, максимально обобщенном знании психолого-политического состояния общества и следующем из этого целеобразования. Политика – это строжайшим образом рассчитанная конструкция власти, опирающаяся на систему познаний от литературы до математики. Политики успешных стран в своих решениях исходят из данных, которые прогнозируют все возможные альтернативы развития человечества на глубину в десятки лет.
Признаком отсутствия целеобразования в российской общественной жизни является сокрытие исторических политических выступлений своих лидеров, которые могли бы быть предметом национальной гордости. Все политически успешные страны публикуют сборники речей своих лидеров таким образом, что каждый новый политический лидер является приемником своих предшественников. В России же каждый новый лидер уничтожает тексты речей своего предшественника с уверенностью, что и его приемник тоже уничтожит тексты его речей.
Анализ уставов многочисленных политических партий России показывает, что большинство из них не являются политическими в буквальном смысле слова из-за отсутствия в них четкого целеобразования. Способность к такой выдающейся деятельности, как целеобразование достигается только в результате воспитания лидеров как научно-общественных деятелей национального и международного масштаба. Целеобразование должно строиться на базе научной картины мира, источником которой могут быть только данные, которые получены из научных исследований. Картина мира может быть создана только личным трудом и не может быть куплена за любые богатства, присвоена, завоевана. В этой связи возникает необходимость в систематическом университетском образовании в области научной политики, отсутствие которого уже обернулось трагедией для государства и народа. Образование политических деятелей должно быть комплексным, широким. Как только лидеры начинают специализироваться, профессионализироваться, поступать на обслуживание частных целей, так исчезает главная цель их деятельности. А потому, целеобразование для современной России отсутствует. Как отмечает М.Г. Делягин: «Преодолеть системный кризис можно только путём создания дееспособного государства, способного в условиях рынка осуществлять важнейшую функцию управления – целеполагание» (13).
Стране нужна цель будущего. Будет цель – будет будущее. Нельзя утверждать, что над целеобразованием в политике никто думает. Существует целый ряд работ: А.Г. Дугина, С.Е. Кургиняна, А.И. Подберезкина и др. Государство должно выбрать и принять один из этих планов либо их какое-то сочетание, чтобы не дрейфовать больше без цели и карты по неизвестному пространству. Нужно как можно скорее понять, что политика – это наука со своими строгими законами. Для адекватного и точного целеобразования необходимо преодолеть разрыв между политическими менеджерами и политическими исследователями, обусловленный непониманием политических изменений как научных системных явлений. Время талантливых аналитиков-одиночек прошло, Россия стоит перед необходимостью создания структурных подразделений, профессионально занимающихся стратегическим прогнозированием, целеобразованием. Думать о том, чего мы хотим завтра, нужно сегодня.
В главе 2 изучается целеобразование как главное предназначение политики и основная ответственность власти. Подробно описаны все четыре составляющие целеобразования: целеполагание (переосмысление места, которое занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира), целенаправленность (осознанный выбор направления развития страны в сторону некоторого теоретического или реального образца), целеустремленность (способность страны преодолевать препятствия на пути к цели) и целесообразность (возможность страны израсходовать для достижения своей цели имеющиеся ресурсы в тех или иных размерах). Описаны возможные реакции человека на поставленную цель (понимание, уверенность, готовность, принятие). Затронута проблема вульгарного экономоцентризма современной России – примате экономики над всеми иными видами жизнедеятельности и, особенно, над духовной сферой. Подчеркнута важность постановки целей в масштабах страны, т.к. будущее будет только тогда, когда будет цель. Если мы заранее не определим то, место, которое хотим занимать, его для нас может просто не оказаться.
3. Целеобразование в экономической деятельности.
3.1.Системное описание организации и ее целей.
Понятие «организация» часто используется в повседневной практике, причем в это понятие вкладывается самое различное содержание. Три самых распространенных значения термина «организация» дает А.И. Пригожин (40). Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координации усилий отдельных членов социальной группы. Такая деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание». Ее можно определить также как деятельность, направленную на достижение эффекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе. Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, связанных определенным образом. Обычно термин «организация» в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Именно это понимание мы и рассматриваем.
Применим метод базисов В.А. Ганзена (9) к описанию организации (Рис.7). На этой схеме миссия организации соответствует временному параметру, т.к. миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации (32). Энергетическому аспекту соответствует технологический процесс, содержание деятельности организации. Пространственный компонент представлен корпоративной культурой – совокупными ценностями сотрудников организации. И, наконец, информационный аспект – это стратегия фирмы, совокупность долгосрочных целей организации.
Информация о работе Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики