Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:39, дипломная работа
Цель работы
Целью работы является изучение психологии целеобразования у субъектов и объектов политики.
Задачи работы
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Анализ литературных источников о проблеме целеобразования человека, страны, организации.
Исследование психологии целеобразования у субъектов политики (политических деятелей).
Исследование психологии целеобразования у объектов политики (граждан России) в их жизни и деятельности.
Исследование целеобразования государства в сознании объектов политики.
Введение.............................................................................................................. 2
1. Целеобразование в жизни и деятельности человека
1.1. Цель как философская и психологическая категория.......…….…..........4
1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и
«смысл»…………………………………………………………………...13
1.3. Системное описание целеобразования человека….……....…………...18
Резюме….……………………………………………………..….……………22
2. Целеобразование в политической деятельности
2.1. Системное описание целеобразования в политике......…………….......22
2.2. Цели и средства в политике: экономоцентризм vs. культуроцентризм29
2.3. Целеобразование как главное предназначение политики……..………32
Резюме………………………………………………………………...……….36
3. Целеобразование в экономической деятельности
3.1. Системное описание организации и ее целей……………………..……37
3.2. Стратегия – определение целей организации………………………......40
3.3. Корпоративная культура как ценности организации……………….….44
Резюме…………………………………………………………………………47
4. Практическая часть
4.1. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики….48
4.2. Исследование психологии целеобразования у объектов политики…..54
Заключение..........................................................................................67
Глоссарий……………………………………………………….……69
Литература.....................................…..................................................70
Также интересно посмотреть, какие властные структуры упоминает Президент в своей речи – по сути, на кого он опирается в достижении поставленных целей (Табл. 7). Чаще всего упоминается Правительство. Именно оно должно реализовывать поставленные цели.
И теперь о главном
– об анализе Посланий на предмет
наличия в них правильно
Таблица 7. Упоминание органов власти (разы).
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Всего | |
ГенПрокуратура |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
ГосДума |
2 |
1 |
3 |
3 |
- |
1 |
10 |
ГосСовет |
1 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
3 |
МИД |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
МинОбороны |
- |
- |
2 |
3 |
4 |
- |
9 |
МинФин |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
Полном. Предст-ва |
2 |
- |
1 |
- |
- |
- |
3 |
Правительство |
3 |
16 |
7 |
6 |
10 |
1 |
43 |
Совет Федерации |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Федер. Собрание |
- |
3 |
2 |
1 |
2 |
- |
8 |
ЦентрБанк |
- |
- |
- |
2 |
1 |
- |
3 |
Обществ.Палата |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
Всего |
10 |
21 |
16 |
17 |
18 |
5 |
87 |
В таблице 8 показатели даны в абзацах, а в скобках – в процентах. В среднем за шесть лет к целеполаганию можно отнести 69,2% текста Посланий, к целенаправленности 28,5% текста, к целеустремленности 2,3% и к целесообразности – 0%. Некое повышение содержания в 2003 г., отнесенного к целеполаганию, возможно, связано с тем, что это последнее Послание перед выборами Президента и действующий глава государства в основном отчитывался о проделанной работе.
Таблица 8. Составные
части целеобразования в
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Средн. | |
Целеполагание |
60 (73,2%) |
76 (66,7%) |
107 (69,5%) |
138 (80,7%) |
83 (65,4%) |
64 (59,8%) |
69,2% |
Целенаправленность |
22 (26,8%) |
38 (33,3%) |
47 (30,5%) |
33 (19,3%) |
35 (27,5%) |
36 (33,7%) |
28,5% |
Целеустремленность |
- |
- |
- |
- |
9 (7,1%) |
7 (6,5%) |
2,3% |
Целесообразность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0% |
Всего |
82 (100%) |
114 (100%) |
154 (100%) |
171 (100%) |
127 (100%) |
107 (100%) |
Исследование
показало, что в Послании очень
часто оценивается текущее
В политической жизни России преобладает экономоцентризм: проблемы страны приписываются экономическим причинам. Мало внимания уделяется всему, что непосредственно связано с человеком, человеческими ресурсами. Реформы проводятся ради самих реформ, часто нецелесообразны, бессмысленны для населения. Руководство страны волнует проблема вступления в ВТО и ближайшие соседи – страны СНГ.
4.2. Исследование психологии
целеобразования у объектов
Вторая часть нашего исследования – исследование психологии целеобразования у объектов политики. Учитывая доступность граждан страны, было решено использовать опросники для выявления особенностей целеобразования у объектов политики. В литературе не было найдено методик, соответствующих специфике нашего исследования. Поэтому пришлось создать два авторских опросника о целеобразовании. Первый касается целеобразования человека – процесса порождения целей в жизни и деятельности отдельного индивидуума. Второй опросник о целеобразовании в сфере политики – о том, как объекты политики видят цели, поставленные субъектами политики перед страной. Таким образом, в исследовании объектов политики получилось два раздела: общепсихологический и психолого-политический.
Главной гипотезой исследования было наличие положительной корреляции между двумя опросниками, т.е. целеобразование людей в их собственной жизни положительно связано с их осознанием целей государства. Чем больше человек в своей жизни способен к адекватному целеобразованию (пониманию текущего положения, осознанному выбору направления развития, готовности преодолевать препятствия, учету ресурсов для достижения цели), тем более адекватно его видение целей государства. Люди с развитым индивидуальным целеобразованием хорошо понимают, в каком положении находится государство, уверены в правильности выбранного политиками направления развития, готовы преодолевать препятствия на пути к всеобщим целям, принимают цели как необходимые в настоящее время. Граждане, задумывающиеся о целях своей жизни, задумываются и о целях государства, в котором они живут.
4.2.1. Исследование целеобразования объектов политики в их жизни и деятельности.
Используемый в исследовании авторский опросник основан на системном подходе к целеобразованию. Шкалами данного опросника являются различные составляющие процесса целеобразования (текст опросника дан в приложении).
Первая шкала – целеполагание. Направлена на изучение картины мира человека, оценку и переоценку человеком своего места в мире. Индивидуум должен точно представлять себе, кто он, что он, какое место занимает в жизни и т.д. Если этого нет, нет и базы для порождения целей. Целеполагание приписывает положительный или отрицательный знак текущему положению человека, что дает толчок к запуску всего дальнейшего механизма целеобразования. Наличие целеполагания говорит о развитой мыслительной деятельности человека. Предполагается, что человек всегда должен быть в некоторой мере неудовлетворен своим местом, иначе это приведет к застою и деградации. Вопросы этой шкалы направлены на изучение, как оценивает человек свое актуальное положение, есть ли перспективы развития человека, к чему стремиться. В противном случае человек пребывает в скуке, оттого что ему не к чему стремится.
Вторая шкала – целенаправленность – изучает мировоззрение человека. Есть ли у человека теоретические или реальные образцы, примеры, к которым он стремится в своей жизни и деятельности? Их наличие говорит о зрелости личности человека, наличие сложившейся системы ценностных ориентаций. В случае отсутствия целенаправленности, человек, даже если его не устраивает текущее положение дел, не знает, к чему направить свои усилия, к чему стоит стремиться. Такой человек дезориентирован в физическом и интеллектуальном пространстве. Вопросы шкалы выявляют приверженность общезначимым ценностям, идеалам. В противном случае человека одолевает моральное одиночество, он страдает от отсутствия единомышленников.
Третья шкала – целеустремленность. Направлена на изучение способности человека преодолевать препятствия на пути к цели, способность преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий. Здесь безусловно прослеживается волевой компонент, трудоспособность человека. Шкала изучает особенности жизненной позиции человека, его отношения к труду. При наличии жизненной силы человек способен неукоснительно следовать направлению развития, выбранного на втором этапе, чтобы перейти в зону положительных оценок своего состояния (первый этап). В противном случае он становится апатичен по отношению к работе, неспособен прилагать волевые усилия.
Четвертая шкала – целесообразность. Не всем целям, прошедшим предыдущие три этапа, стоит следовать. Человеку может банально не хватить времени и ресурсов, потому что он не учел этот компонент целеобразования. Вопросы шкалы направлены на изучение возможности человека израсходовать для достижения своей цели имеющиеся ресурсы в тех или иных размерах. Позволяет ли образ жизни человека добиться поставленных целей? Хватит ли времени жизни? При наличии смысла следовать выбранному направлению развития целесообразно. В противном случае человека охватывают отрицательные эмоции, такие как страх перед жизнью.
Зрелое целеобразование подразумевает баланс всех четырех компонентов, иначе достижение адекватных целей невозможно. В случае проблем с целеполаганием человека «все устраивает», он не порождает новые цели, «скучно живет». Если «западает» целенаправленность, человек не знает к чему стремиться, не может выбрать направление развития. При проблемах с целеустремленностью у человека нет сил добиться поставленной цели. При проблемах с целесообразностью человеку не хватает времени достичь задуманного. Только разумное сочетание четырех компонентов дает возможность человеку ставить реальные цели, выбирать адекватные средства и получать существенные результаты.
Испытуемым дается инструкция внимательно прочитать каждое утверждение опросника, подумать, насколько они с ним согласны, и выбрать подходящий ответ на бланке для ответов. Вариантов ответа пять: «нет», «скорее нет», «не знаю», «скорее да», «да». Всего 79 вопросов: по 18 на каждую из четырех шкал и 7 вопросов на шкалу лжи. В опроснике использована пятибалльная шкала (от 1 до 5), половина вопросов – обратные (от 5 до 1). При обработке прямые вопросы считаются следующим образом: «нет» - 1 балл, «скорее нет» - 2 балла, «не знаю» - 3 балла, «скорее да» - 4 балла, «да» - 5 баллов. При подсчете баллов, набранных испытуемым по обратным вопросам, «нет» означает 5 баллов, «скорее нет» - 4 балла и т.д. Обработка производится как по отдельным шкалам, так и в целом по опроснику (ключи даны в приложении). Введем обозначение: Цn , где n=1…4 – количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале. Поскольку за один вопрос испытуемый набирает от 1 до 5 баллов, а на шкалу приходится по 18 утверждений, то человек по каждой шкале может набрать от 18 до 90 баллов (Цn=18…90). Ц – количество баллов, набранных испытуемым по опроснику. Для нахождения Ц вычисляется среднее арифметическое баллов, набранных по всем четырем шкалам: Ц= (Ц1+Ц2+Ц3+Ц4)/4.
Подсчет баллов по шкале лжи осуществляется аналогично: прямым вопросам присваиваются баллы от 1 до 5, обратным – от 5 до 1. Всего 7 вопросов. Несложно подсчитать, что каждый испытуемый по шкале лжи может набрать от 7 до 35 баллов. При количестве баллов, большем 21, данные считаются недостоверными.
Исследование проводилось на гражданах России в количестве 200 человек. Из них 100 женщин и 100 мужчин, 103 проживает в Санкт-Петербурге и 97 в г. Волхове Ленинградской области. Разделение на город и область взято преднамеренно, т.к. одной из наших задач было сравнить большой город и провинцию. Санкт-Петербург – вторая столица России, многомиллионный город, в Волхове проживает около 50 тысяч человек.
По возрасту испытуемые разделялись на пять групп: до 20 лет, 21-33 года, 34-41 год, 42-54 года и старше 55. Такие градации основаны на системном описании онтогенеза человека по В.А. Ганзену (9). Вся наша работа основана на идеях данного автора и его ученика А.И. Юрьева. Поэтому, чтобы не нарушать единства работы, выборка разделена на такие на возрастные категории. Количество испытуемых в каждой возрастной категории дано в приложении на с.78.
Испытуемые имели различное образование: незаконченное среднее (34 чел.), полное среднее (24 чел.), среднее специальное (27 чел.), незаконченное высшее (71 чел.) и высшее (44 чел.). Распределение испытуемых по образованию дано в приложении с.78. Среди испытуемых 42 военнослужащих (курсанты военного вуза, прапорщики и др.).
Мы описали методику исследования и выборку, теперь обратимся к результатам. Среднее количество баллов по выборке представлено в таблице 9. Здесь первая строчка относится к опроснику «Целеобразование человека», вторая – «Целеобразование страны».
Информация о работе Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики