Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:39, дипломная работа

Описание работы

Цель работы
Целью работы является изучение психологии целеобразования у субъектов и объектов политики.

Задачи работы
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Анализ литературных источников о проблеме целеобразования человека, страны, организации.
Исследование психологии целеобразования у субъектов политики (политических деятелей).
Исследование психологии целеобразования у объектов политики (граждан России) в их жизни и деятельности.
Исследование целеобразования государства в сознании объектов политики.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 2
1. Целеобразование в жизни и деятельности человека
1.1. Цель как философская и психологическая категория.......…….…..........4
1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и
«смысл»…………………………………………………………………...13
1.3. Системное описание целеобразования человека….……....…………...18
Резюме….……………………………………………………..….……………22
2. Целеобразование в политической деятельности
2.1. Системное описание целеобразования в политике......…………….......22
2.2. Цели и средства в политике: экономоцентризм vs. культуроцентризм29
2.3. Целеобразование как главное предназначение политики……..………32
Резюме………………………………………………………………...……….36
3. Целеобразование в экономической деятельности
3.1. Системное описание организации и ее целей……………………..……37
3.2. Стратегия – определение целей организации………………………......40
3.3. Корпоративная культура как ценности организации……………….….44
Резюме…………………………………………………………………………47
4. Практическая часть
4.1. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики….48
4.2. Исследование психологии целеобразования у объектов политики…..54
Заключение..........................................................................................67
Глоссарий……………………………………………………….……69
Литература.....................................…..................................................70

Работа содержит 1 файл

8.doc

— 645.50 Кб (Скачать)

 

Также интересно  посмотреть, какие властные структуры  упоминает Президент в своей  речи – по сути, на кого он опирается  в достижении поставленных целей (Табл. 7). Чаще всего упоминается Правительство. Именно оно должно реализовывать поставленные цели.

И теперь о главном  – об анализе Посланий на предмет  наличия в них правильно поставленных целей для страны. Мы попытались разнести содержание документов на четыре категории, соответствующие этапам целеобразования.

Таблица 7. Упоминание органов власти (разы).

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Всего

ГенПрокуратура

-

1

1

-

-

-

2

ГосДума

2

1

3

3

-

1

10

ГосСовет

1

-

-

1

-

1

3

МИД

-

-

-

-

1

-

1

МинОбороны

-

-

2

3

4

-

9

МинФин

-

-

-

1

-

-

1

Полном. Предст-ва

2

-

1

-

-

-

3

Правительство

3

16

7

6

10

1

43

Совет Федерации

2

-

-

-

-

-

2

Федер. Собрание

-

3

2

1

2

-

8

ЦентрБанк

-

-

-

2

1

-

3

Обществ.Палата

-

-

-

-

-

2

2

Всего

10

21

16

17

18

5

87


 

В таблице 8 показатели даны в абзацах, а в скобках – в  процентах. В среднем за шесть лет к целеполаганию можно отнести  69,2% текста Посланий, к целенаправленности 28,5% текста, к целеустремленности 2,3% и к целесообразности – 0%. Некое повышение содержания в 2003 г., отнесенного к целеполаганию, возможно, связано с тем, что это последнее Послание перед выборами Президента и действующий глава государства в основном отчитывался о проделанной работе.

 

Таблица 8. Составные  части целеобразования в Посланиях  ФС.

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Средн.

Целеполагание

60 (73,2%)

76 (66,7%)

107 (69,5%)

138 (80,7%)

83

(65,4%)

64

(59,8%)

 

69,2%

Целенаправленность

22 (26,8%)

38 (33,3%)

47 (30,5%)

33 (19,3%)

35

(27,5%)

36

(33,7%)

 

28,5%

Целеустремленность

-

-

-

-

9

(7,1%)

7

(6,5%)

 

2,3%

Целесообразность

-

-

-

-

-

-

 

0%

Всего

82 (100%)

114 (100%)

154 (100%)

171 (100%)

127

(100%)

107

(100%)

 

 

Исследование  показало, что в Послании очень  часто оценивается текущее положение  дел (целеполагание), гораздо реже предлагаются пути развития  (целенаправленность), практически не говорится о способах и возможности  достижения целей (целеустремленность), вообще не оценивается временной аспект поставленных целей, возможность израсходовать те или иные ресурсы (целесообразность). По сути, Послания представляют собой простое провозглашение неких идей, безотносительно к способам достижения, оценки ресурсов и времени.

В политической жизни России преобладает экономоцентризм: проблемы страны приписываются экономическим  причинам. Мало внимания уделяется всему, что непосредственно связано с человеком, человеческими ресурсами. Реформы проводятся ради самих реформ, часто нецелесообразны, бессмысленны для населения. Руководство страны волнует проблема вступления в ВТО и ближайшие соседи – страны СНГ.

 

4.2. Исследование психологии  целеобразования у объектов политики.

Вторая часть нашего исследования – исследование психологии целеобразования у объектов политики. Учитывая доступность граждан страны, было решено использовать опросники  для выявления особенностей целеобразования у объектов политики. В литературе не было найдено методик, соответствующих специфике нашего исследования. Поэтому пришлось создать два авторских опросника о целеобразовании. Первый касается целеобразования человека – процесса порождения целей в жизни и деятельности отдельного индивидуума. Второй опросник о целеобразовании в сфере политики – о том, как объекты политики видят цели, поставленные субъектами политики перед страной. Таким образом, в исследовании объектов политики получилось два раздела: общепсихологический и психолого-политический.

Главной гипотезой исследования было наличие положительной корреляции между двумя опросниками, т.е. целеобразование людей в их собственной жизни положительно связано с их осознанием целей государства. Чем больше человек в своей жизни способен к адекватному целеобразованию (пониманию текущего положения, осознанному выбору направления развития, готовности преодолевать препятствия, учету ресурсов для достижения цели), тем более адекватно его видение целей государства. Люди с развитым индивидуальным целеобразованием хорошо понимают, в каком положении находится государство, уверены в правильности выбранного политиками направления развития, готовы преодолевать препятствия на пути к всеобщим целям, принимают цели как необходимые в настоящее время. Граждане, задумывающиеся о целях своей жизни, задумываются и о целях государства, в котором они живут.

 

4.2.1. Исследование целеобразования  объектов политики в их жизни  и деятельности.

Используемый в исследовании авторский опросник основан на системном подходе к целеобразованию. Шкалами данного опросника являются различные составляющие процесса целеобразования (текст опросника дан в приложении).

Первая шкала  – целеполагание. Направлена на изучение картины мира человека, оценку и переоценку человеком своего места в мире. Индивидуум должен точно представлять себе, кто он, что он, какое место занимает в жизни и т.д. Если этого нет, нет и базы для порождения целей. Целеполагание приписывает положительный или отрицательный знак текущему положению человека, что дает толчок к запуску всего дальнейшего механизма целеобразования. Наличие целеполагания говорит о развитой мыслительной деятельности человека. Предполагается, что человек всегда должен быть в некоторой мере неудовлетворен своим местом, иначе это приведет к застою и деградации. Вопросы этой шкалы направлены на изучение, как оценивает человек свое актуальное положение, есть ли перспективы развития человека, к чему стремиться. В противном случае человек пребывает в скуке, оттого что ему не к чему стремится.

Вторая шкала  – целенаправленность – изучает мировоззрение человека. Есть ли у человека теоретические или реальные образцы, примеры, к которым он стремится в своей жизни и деятельности? Их наличие говорит о зрелости личности человека, наличие сложившейся системы ценностных ориентаций. В случае отсутствия целенаправленности,  человек, даже если его не устраивает текущее положение дел, не знает, к чему направить свои усилия, к чему стоит стремиться. Такой человек дезориентирован в физическом и интеллектуальном пространстве. Вопросы шкалы выявляют приверженность общезначимым ценностям, идеалам. В противном случае человека одолевает моральное одиночество, он страдает от отсутствия единомышленников.

Третья шкала – целеустремленность. Направлена на изучение способности человека преодолевать препятствия на пути к цели, способность преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий. Здесь безусловно прослеживается волевой компонент, трудоспособность человека. Шкала изучает особенности жизненной позиции человека, его отношения к труду. При наличии жизненной силы человек способен неукоснительно следовать направлению развития, выбранного на втором этапе, чтобы перейти в зону положительных оценок своего состояния (первый этап). В противном случае он становится апатичен по отношению к работе, неспособен прилагать волевые усилия.

Четвертая шкала  – целесообразность. Не всем целям, прошедшим предыдущие три этапа, стоит следовать. Человеку может банально не хватить времени и ресурсов, потому что он  не учел этот компонент целеобразования. Вопросы шкалы направлены на изучение возможности человека израсходовать для достижения своей цели имеющиеся ресурсы в тех или иных размерах. Позволяет ли образ жизни человека добиться поставленных целей? Хватит ли времени жизни? При наличии смысла следовать выбранному направлению развития целесообразно. В противном случае человека охватывают отрицательные эмоции, такие как страх перед жизнью.

Зрелое целеобразование подразумевает баланс всех четырех компонентов, иначе достижение адекватных целей невозможно. В случае проблем с целеполаганием человека «все устраивает», он не порождает новые цели, «скучно живет». Если «западает»  целенаправленность, человек не знает к чему стремиться, не может выбрать направление развития. При проблемах с целеустремленностью у человека нет сил добиться поставленной цели. При проблемах с целесообразностью человеку не хватает времени достичь задуманного. Только разумное сочетание четырех компонентов дает возможность человеку ставить реальные цели, выбирать адекватные средства и получать существенные результаты.

Испытуемым дается инструкция внимательно  прочитать каждое утверждение опросника, подумать, насколько они с ним  согласны, и выбрать подходящий ответ на бланке для ответов. Вариантов ответа пять: «нет», «скорее нет», «не знаю», «скорее да», «да». Всего 79 вопросов: по 18 на каждую из четырех шкал и 7 вопросов на шкалу лжи. В опроснике использована пятибалльная шкала (от 1 до 5), половина вопросов – обратные (от 5 до 1). При обработке прямые вопросы считаются следующим образом: «нет» - 1 балл, «скорее нет» - 2 балла, «не знаю» - 3 балла, «скорее да» - 4 балла, «да» - 5 баллов. При подсчете баллов, набранных испытуемым по обратным вопросам, «нет» означает 5 баллов, «скорее нет» - 4 балла и т.д. Обработка  производится как по отдельным шкалам, так и в целом по опроснику (ключи даны в приложении). Введем обозначение: Цn , где n=1…4 – количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале. Поскольку за один вопрос испытуемый набирает от 1 до 5 баллов, а на шкалу приходится по 18 утверждений, то человек по каждой шкале может набрать от 18 до 90 баллов (Цn=18…90). Ц – количество баллов, набранных испытуемым по опроснику.  Для нахождения Ц вычисляется среднее арифметическое баллов, набранных по всем четырем шкалам: Ц= (Ц1234)/4.

Подсчет баллов по шкале лжи осуществляется аналогично: прямым вопросам присваиваются  баллы от 1 до 5, обратным – от 5 до 1. Всего 7 вопросов. Несложно подсчитать, что каждый испытуемый по шкале лжи может набрать от 7 до 35 баллов. При количестве баллов, большем 21, данные считаются недостоверными.

Исследование проводилось на гражданах  России в количестве 200 человек. Из них 100 женщин и 100 мужчин, 103 проживает в Санкт-Петербурге и 97 в г. Волхове Ленинградской области. Разделение на город и область взято преднамеренно, т.к. одной из наших задач было сравнить большой город и провинцию. Санкт-Петербург – вторая столица России, многомиллионный город, в Волхове проживает около 50 тысяч человек.

По возрасту испытуемые разделялись  на пять групп: до 20 лет, 21-33 года, 34-41 год, 42-54 года и старше 55. Такие градации основаны на системном описании онтогенеза человека по В.А. Ганзену (9). Вся наша работа основана на идеях данного автора и его ученика А.И. Юрьева. Поэтому, чтобы не нарушать единства работы, выборка разделена на такие на возрастные категории. Количество испытуемых в каждой возрастной категории дано в приложении на с.78.

Испытуемые имели различное  образование: незаконченное среднее (34 чел.), полное среднее (24 чел.), среднее специальное (27 чел.), незаконченное высшее (71 чел.) и высшее (44 чел.). Распределение испытуемых по образованию дано в приложении с.78. Среди испытуемых 42 военнослужащих (курсанты военного вуза, прапорщики и др.).

Мы описали методику исследования и выборку, теперь обратимся к  результатам. Среднее количество баллов по выборке представлено в таблице 9. Здесь первая строчка относится  к опроснику «Целеобразование человека», вторая – «Целеобразование страны».

Информация о работе Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики