Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:39, дипломная работа
Цель работы
Целью работы является изучение психологии целеобразования у субъектов и объектов политики.
Задачи работы
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Анализ литературных источников о проблеме целеобразования человека, страны, организации.
Исследование психологии целеобразования у субъектов политики (политических деятелей).
Исследование психологии целеобразования у объектов политики (граждан России) в их жизни и деятельности.
Исследование целеобразования государства в сознании объектов политики.
Введение.............................................................................................................. 2
1. Целеобразование в жизни и деятельности человека
1.1. Цель как философская и психологическая категория.......…….…..........4
1.2. Взаимосвязь категорий «цель», «ценности», «жизненная сила» и
«смысл»…………………………………………………………………...13
1.3. Системное описание целеобразования человека….……....…………...18
Резюме….……………………………………………………..….……………22
2. Целеобразование в политической деятельности
2.1. Системное описание целеобразования в политике......…………….......22
2.2. Цели и средства в политике: экономоцентризм vs. культуроцентризм29
2.3. Целеобразование как главное предназначение политики……..………32
Резюме………………………………………………………………...……….36
3. Целеобразование в экономической деятельности
3.1. Системное описание организации и ее целей……………………..……37
3.2. Стратегия – определение целей организации………………………......40
3.3. Корпоративная культура как ценности организации……………….….44
Резюме…………………………………………………………………………47
4. Практическая часть
4.1. Исследование психологии целеобразования у субъектов политики….48
4.2. Исследование психологии целеобразования у объектов политики…..54
Заключение..........................................................................................67
Глоссарий……………………………………………………….……69
Литература.....................................…..................................................70
2. Конвенциональный уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей референтной группы и стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Нормы и ценности близкого окружения интериоризируются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они по-прежнему основаны на внешнем авторитете. По нашему мнению, бизнес в нашей стране находится на этой стадии. Со временем сложились основные рынки, образовались крупные игроки. Организации стали больше оглядываться друг на друга, более зависимы от действий и мнений конкурирующих фирм.
3. Постконвенциональный
уровень соответствует
В философии выделяются универсальные ценности человеческого бытия, такие как добро, истина, красота и свобода. Представим их в виде схемы (Рис. 10). Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху. Эта категория соответствует временному аспекту. Свобода – возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества. Свобода соответствует энергетическому компоненту. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Добро существует только в пространстве других людей и животных. Истина – то, что существует в действительности, отражает действительность. Истина относится к информационному компоненту.
СВОБОДА ИСТИНА
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
ЦЕННОСТИ
КРАСОТА ДОБРО
Рис. 10. Системное описание универсальных ценностей.
В идеале организации должны производить товары и оказывать услуги, опирающиеся на вышеперечисленные универсальные ценности (Таблица 1).
Таблица 1. Производство, основанное на универсальных ценностях.
Универсальная ценность |
Цель деятельности |
Красота |
Дизайн. Производство эргономичного, удобного товара |
Свобода |
Инновации. Производство нового товара. |
Добро |
Польза. Производство полезного человеку, экологически безвредного товара |
Истина |
Качество. Производство хорошего, качественного товара |
Такой товар будет привлекательным, оригинальным, полезным и качественным. В худшем варианте организации производят товары, опираясь на антиценности, противоположные категории. Тогда производимый товар не будет удовлетворять базовым потребностям человека. Он будет непривлекательным, заурядным, вредным, некачественным.
4. Практическая часть.
4.1. Исследование психологии
Субъекты политики – люди, осуществляющие политическую деятельность, - недоступны для непосредственного изучения. Поэтому в качестве метода исследования целеобразования у субъектов политики был выбран контент-анализ программных документов страны. В России таковыми являются ежегодные Послания Федеральному Собранию РФ (28). Контент-анализ – систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника (23. С. 270). К достоинствам метода можно отнести:
В нашем исследовании изучались все Послания за время президентства В.В. Путина (2000-05 гг.) по настоящий момент. Общий объем Послания увеличивался с 2000 г. до 2003 (310, 396, 435, 484 предложений). С 2004 г. начинается снижение (334, 301 предложение). Можно заметить, что весь первый срок президентства В.В. Путина объем Послания увеличивается, достигая максимума в последнем документе перед выборами Президента 2004 г. (Рис. 11). Сразу после выборов (в Послании от 26 мая 2004 г.) объем падает сразу на 31%, почти на треть от предыдущего документа. Это может свидетельствовать о том, что власть пережила волнительный период выборов и теперь может спокойно заниматься текущими государственными делами. В процессе проведения исследования в качестве единицы анализа была избрана тема, которой касается Президент в своей речи. Подсчитывалось количество предложений, уделенных определенной теме в каждом послании.
Рис. 11. Общий объем Послания Федеральному Собранию за шесть лет.
Далее данные переводились в проценты, где 100% - весь объем послания того или иного года. Данные анализа (в процентах) представлены в таблице 2. Под целями понимаются те конкретные цели, которые декларируются в Послании. В пункте «фоновые высказывания» имеются в виду предложения-связки, использованные в речи. Они введены для анализа общего объема Послания. Из-за большого объема раздела «экономика» подразделы «государственное регулирование экономики», «интеграция в мировую экономику», «налоги» выписаны отдельно. Темы, связанные с экономикой представлены отдельно в таблице 3. Отсюда видно, что экономика составляет в среднем 32% всего Послания Федеральному Собранию каждый год. На наш взгляд, это говорит об экономоцентризме руководства страны (см. раздел 2.2 данной работы). Власть приписывает причины проблем слабой экономике, подчеркивает примат экономической сферы над всеми остальными сферами жизнедеятельности.
В таблице 4 отдельно выписаны темы, связанные
с человеческими ресурсами
Таблица 2. Процентное содержание различных тем в Посланиях.
№ |
тема |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
1 |
Административная реформа, бюрократия |
3,9 |
2,8 |
10,1 |
5, |
- |
5,3 |
2 |
Армия, Воор.Силы |
- |
- |
2,5 |
5,2 |
3,9 |
1,7 |
3 |
Бюджетная реформа |
- |
- |
- |
- |
7,2 |
|
4 |
Внешняя политика |
- |
10,4 |
4,8 |
9,7 |
4,8 |
3,3 |
5 |
Государственное регу- лирование экономики |
9,7 |
5,8 |
8, |
4,1 |
- |
1,7 |
6 |
Гражданское общество |
4,8 |
1,8 |
- |
7,4 |
8,1 |
10,6 |
7 |
Демограф. ситуация |
- |
- |
- |
5,8 |
0,6 |
3,7 |
8 |
Духовность |
2,9 |
- |
- |
- |
- |
4,7 |
9 |
ЖКХ |
- |
- |
5,5 |
- |
9,9 |
|
10 |
Здравоохранение |
- |
3,8 |
1,4 |
- |
6,6 |
4,0 |
11 |
Интеграция в мировую экономику |
- |
3,8 |
14,5 |
4,5 |
1,8 |
|
12 |
Миграционная политика |
- |
- |
- |
3,3 |
- |
2,0 |
13 |
Налоги |
1,9 |
2,8 |
1,6 |
2,5 |
5,4 |
4,3 |
14 |
Население, демокра-тия в обществе |
- |
- |
1,6 |
- |
4,5 |
10,0 |
15 |
Наука |
- |
5,1 |
3,4 |
- |
||
16 |
Образование |
- |
4,3 |
- |
- |
9,0 |
|
17 |
Политическая стабильность |
- |
5,6 |
- |
- |
1,2 |
3,3 |
18 |
Политические партии |
4,8 |
- |
- |
7,6 |
1,2 |
1,7 |
19 |
Профсоюзы |
2,9 |
- |
- |
- |
- |
|
20 |
СМИ |
7,7 |
- |
- |
- |
- |
|
21 |
Социальная политика |
5,8 |
8,8 |
- |
- |
- |
1,0 |
22 |
Суд. реформа, суды |
- |
11,6 |
9,7 |
1,0 |
- |
1,7 |
23 |
Терроризм |
- |
- |
2,8 |
1,9 |
2,4 |
2,3 |
24 |
Транспорт |
- |
- |
- |
- |
10,2 |
|
25 |
Федеральное устройство |
24,5 |
5,8 |
10,3 |
1,9 |
- |
5,0 |
26 |
Фоновые высказывания |
3,9 |
1,8 |
4,4 |
3,7 |
4,2 |
2,0 |
27 |
Цели |
3,9 |
2,5 |
0,7 |
6,4 |
4,8 |
5,3 |
28 |
Чечня |
2,3 |
5,8 |
3, |
6,2 |
- |
2,0 |
29 |
Экономика (в целом) |
21, |
17,7 |
15,7 |
23,8 |
14,4 |
20, |
30 |
60 лет Победы |
- |
- |
- |
- |
- |
4,7 |
Всего: |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Таблица 3. Темы, связанные с экономикой (в процентах).
№ |
тема |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
1 |
Бюджетная реформа |
- |
- |
- |
- |
7,2 |
|
2 |
Государственное регу- лирование экономики |
9,7 |
5,8 |
8, |
4,1 |
- |
1,7 |
3 |
Интеграция в мировую экономику |
- |
3,8 |
14,5 |
4,5 |
1,8 |
|
4 |
Налоги |
1,9 |
2,8 |
1,6 |
2,5 |
5,4 |
4,3 |
5 |
Экономика (в целом) |
21, |
17,7 |
15,7 |
23,8 |
14,4 |
20, |
Всего |
32,6 |
30,1 |
39,8 |
34,9 |
28,8 |
26,0 |
Таблица 4. Проблема человеческих ресурсов России в Посланиях (в процентах).
№ |
тема |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
1 |
Демограф. ситуация |
- |
- |
- |
5,8 |
0,6 |
3,7 |
2 |
Духовность |
2,9 |
- |
- |
- |
- |
4,7 |
3 |
Здравоохранение |
- |
3,8 |
1,4 |
- |
6,6 |
4,0 |
4 |
Миграционная политика |
- |
- |
- |
3,3 |
- |
2,0 |
5 |
Образование |
- |
4,3 |
- |
- |
9,0 |
- |
Всего: |
2,9 |
8,1 |
1,4 |
9,1 |
16,2 |
14,4 |
По мнению А.И. Юрьева, человеческие ресурсы являются первичными по отношению ко всем другим (46). Это значит, что при минимальных природных и иных ресурсах побеждает в соперничестве та страна, которая имеет более конкурентоспособное население. Поэтому конкурентоспособность населения страны и есть конкурентоспособность государства. Внимание государства вообще не направлено на человека, гражданина страны. За 2001-05 гг. теме СМИ не уделялось никакого внимания, хотя в современном мире они принимают непосредственное участие в формировании подрастающего поколения и их влияние не всегда позитивно. Послание Федеральному Собранию лишь подтверждает слова А.И. Юрьева: «Государство ничего не делает для защиты своих человеческих ресурсов в области образования и воспитания от «моральной войны» (46).
Что касается декларируемых целей, то процент предложений об этом представлен в таблице 5. Также подсчитано количество употребление самого слова «цель», а также синонимичного ему «задача». Президент каждый год упоминает о тех или иных целях. Стоят ли за этим какие-либо продуманные на сколь угодно длительный период времени шаги, мы посмотрим ниже.
Таблица 5. Цели страны в Посланиях.
№ |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. | |
1 |
Тема «цели» (%) |
3,9 |
2,5 |
0,7 |
6,4 |
4,8 |
5,3 |
2 |
Слово «цель» (разы) |
12 |
9 |
9 |
15 |
32 |
19 |
В таблице 6 представлены страны и международные организации, упомянутые в Посланиях. Заметно, что внимание власти в основном направлено на ближайших соседей России – страны СНГ (21 упоминание), а также на проблему вступления в ВТО (14 упоминаний). Из стран чаще встречаются США.
Таблица 6. Упоминание
стран и международных
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Всего | |
Афганистан |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
Белоруссия |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
Индия |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Китай |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
2 |
Польша |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
США |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
4 |
Япония |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
ВТО |
- |
3 |
9 |
1 |
1 |
- |
14 |
ЕС |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
МВФ |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
НАТО |
- |
2 |
1 |
- |
- |
1 |
4 |
ООН |
- |
1 |
- |
3 |
1 |
- |
5 |
СНГ |
- |
3 |
7 |
8 |
2 |
1 |
21 |
Всего |
0 |
12 |
20 |
15 |
13 |
3 |
63 |
Информация о работе Исследование психологии целеобразования у субъектов и объектов политики