Список
использованных источников
- Агафонова,
И.Н. Психологическая готовность к школе
в контексте проблемы адаптации [Текст]:
ежемесячный научно-методический журнал:
Начальная школа / учредитель МО РФ. –
М.: ООО Реал- Макс, 2009, №1. – ISBN 0027-7371
- Амонашвили,
Ш.А. Здравствуйте, дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили.
– М.: Просвещение, 2009. – 208 с. – ISBN 5-09-001514-7
- Амонашвили,
Ш.А. Как живете, дети? [Текст] / Ш.А. Амонашвили
– М.: Просвещение, 2009. – 175 с. – ISBN 5-09-002898-2
- Безруких,
М.М. Ступеньки к школе [Текст]: книга для
педагогов и родителей / М.М. Безруких
– М.: Дрофа, 2007. – 128 с. - ISBN 978-5-358-03496-9
- Божович,
Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение,
2006. – 464 с.– ISBN 5-09-817293-3
- Вахрушева,
Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности
детей к познавательной деятельности
в начальной школе [Текст]: ежемесячный
научно-методический журнал: Начальная
школа / учредитель МО РФ. – М.: ООО Реал-
Макс, 2006, №4. – ISBN 0027-7371
- Виноградова,
Н.Ф., Година, Г.Н., Загик, Л.В. и др. Детский
сад и семья [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Г.Н.
Година, Л.В. Загик и др. – М.: Просвещение,
2006. – 208 с.– ISBN 5-09-875430-3
- Выготский,
Л.С. Педагогическая психология. [Текст]
/ Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2007. –
480 с. – ISBN 5-7155-0358-2
- Выготский,
Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.4 [Текст]
Детская психология / под редакцией Д.Б.
Эльконина – М.: Педагогика, 2007. – 432 с.
– ISBN 5-7155-7891-4
- Гильбух,
Ю.З. Темперамент и познавательные способности
школьника [Текст] / Ю.З. Гильбух. – Киев,
институт психологии АПН Украины – 2009.
– 261 с. – ISBN 5-8238-0131-9
- Гильбух,
Ю.З.Учитель и психологическая служба
школы [Текст] / Ю.З. Гильбух. – Киев, институт
психологии АПН Украины – 2007. – 142 с. –
ISBN 5-2398-0124-9
- Гуткина,
Н.И. Психологическая готовность ребенка
к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Компенс-центр,
2009. – 164 с.– ISBN 5-876567-453-6
- Краснощекова,
Н.В. Диагностика и развитие личностной
сферы детей старшего дошкольного возраста
[Текст] / Н.В. Краснощекова. – Ростов на
Дону: Феникс, 2006. – 299 с. – ISBN 5-222-08635-6
- Коробко,
С.Л., Коробко, А.И. Работа психолога с младшими
школьниками [Текст] / С.Л. Коробко, А.И.
Коробко. – Киев: Литера ЛТД, 2006. – 416 с.
– ISBN 966-7543-66-8
- Лосев, П.Н.,
Дейс, С.В. Психологопедагогический анализ
особенностей адаптации первоклассников
к школе [Текст]: ежемесячный научно-методический
журнал: Начальная школа / учредитель МО
РФ. – М.: ООО Реал- Макс, 2007, №8. – ISBN 0027-7371
- Матюхина,
М.В., Михальчик, Т.С., Патрина, К.Т. Психология
младшего школьника [Текст] / М.В. Матюхина,
Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина. – М.: Просвещение,
2006. – 207 с. – ISBN 5-60602-711-6
- Мухина, В.С.
Детская психология [Текст]: учебник для
ВУЗов / В.С. Мухина – М.: Просвещение, 2007.
– 315 с.– ISBN 5-09-056078-3
- Мухина, В.С.
Шестилетний ребенок в школе [Текст]/ В.с.
Мухина. – М.: Просвещение, 2006, 175 с. – ISBN
5-09-002889-3
- Нартова-Бочавер,
С.К., Мухортова, Е.А. Скоро в школу! [Текст]:
книга для педагогов и родителей / С.К.
Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова. – Москва:
Глобус, 2009. – 128 с.– ISBN-5-870020-083-0
- Овчарова,
Р.В. Практическая психология в начальной
школе. [Текст]: / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера»,
2006. – 240 с. – ISBN 5-89144-007-5
- Овчарова,
Р.В. Справочная книга школьного психолога
[Текст]: методическое пособие / Р.В. Овчарова.
– М.: Просвещение, 2006г. – 352 с. – ISBN 5-09-007270-1
- Особенности
психического развития детей 6 – 7-летнего
возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина,
А.Л. Вегнера - М.: «Педагогика», 2008. – 136
с. – ISBN 5-7155-0042-7
- Поливанова,
К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]
/ К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2009. – 184 с. – ISBN 5-7695-0643-1
- Практическая
психология образования [Текст] / Под ред.
И.В. Дубровиной - М.: «ТЦ Сфера», 2007. – 528
с. – ISBN 5-89144-058-Х
- Психологическая
диагностика [Текст]: Учебник для вузов
/ Под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. -
СПб.: Питер, 2006. – 652 с. – ISBN 5-94723-626-5
- Психологическая
диагностика [Текст]: Учебное пособие
/ Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой.
– М.: Изд-во УРАО, 2007. – 304 с.- ISBN 5-204-00112-3
- Психология
детства [Текст]: учебник / под ред. Реана
А.А. – СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006. – 350. –
ISBN 5-93858-229-5
- Психология
ребенка от рождения до 11 лет. Методики
и тесты [Текст] / под ред. А.А. Реана. – СПб.:
ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 224 с. – ISBN 978-5-93878-500-7
- Ребер, А.
Большой толковый психологический словарь.
Т.2 [Текст] / А. Ребер. – М.: АСТ, 2009. – 560 с.
– ISBN 5-17-009148-6
- Семаго, Н.Я.,
Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического
развития. Дошкольный и младший школьный
возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
– СПб.: Речь, 2006. – 384 с. – ISBN 5-9268-0341-1
- Талызина,
Н.Ф. Формирование познавательной деятельности
младших школьников [Текст] / Н.Ф. Талызина.
– Москва: Просвещение, 2008. – 175 с.– ISBN
5-09-000494-3
- Ушинский,
К.Д. Избранные педагогические сочинения.
Том 2 [Текст] / К.Д. Ушинский. – Москва:
Просвещение, 2007. – 775 с.– ISBN 5-09-035683-3
- Фридман,
Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник
учителя. [Текст]/ методическое пособие
/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: «Просвещение»
2007. – 288 с. – ISBN 5-09-001743-3
- Шевандрин,
Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие
личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.:
Владос, 2007. – 512 с. – ISBN 5-691-00845-5
- Эльконин,
Д.Б. Избранные психологические труды
[Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,
2006. – 556 с. – ISBN 5-7155-0035-4
- Эльконин,
Д.Б. Психологические игры. [Текст] / Д.Б.
Эльконин. – М.: Педагогика, 2007. – 301 с. –
ISBN 5-7155-0803-4
- Ясюкова,
Л.А. Методика определения готовности
к школе. Прогноз и профилактика проблем
обучения в начальной школе [Текст]: методическое
пособие / Л.А. Ясюкова. – СПб.: ИМАТОН, 2006.
– 178 с. – ISBN 5-7822-0024-3
- Ясюкова,
Л.А. Психологическая профилактика проблем
в обучении и развитии школьников [Текст]
/ Л.А. Ясюкова. – СПб.: Речь, 2009. – 384 с. –
ISBN 5-9268-0181-8
Приложение
А
Анкета
для родителей
№1
Развитие
ребенка до школы
Внимательно
прочтите вопросы и отметьте то,
что было характерно или характерно
сейчас для вашего ребенка (если это
проявляется часто или всегда, поставьте
«+»).
В
возрасте до года:
- выраженное
беспокойство, крикливость;
- нарушение
сна;
- плохой аппетит,
частые срыгивания;
- плохая прибавка
в весе;
- плохая реакция
на звук и свет;
- очень сильная
(чрезмерная) реакция на звук, свет;
- нарушение
тонуса мышц, судороги;
- повышение
внутричерепного давления;
- частые простудные
заболевания;
- тяжелые заболевания
(с применением больших доз антибиотиков
и других препаратов), операции.
- чрезмерно
беспокойное поведение, неусидчивость,
импульсивность;
- раздражительность,
плаксивость, резкая смена настроения;
- чрезмерная
медлительность, вялость, апатичность;
- плохой сон
(медленно засыпает, вскрикивает во сне,
часто просыпается и т.п.);
- страхи (темноты,
одиночества, ночные страхи);
- тики (непроизвольное
подрагивание век, мышц лица, шеи, навязчивые
движения, обкусывание ногтей);
- частые простудные
заболевания;
- хронические
заболевания;
- трудности
контактов со сверстниками и взрослыми;
- сниженная
острота зрения (близорукость, дальнозоркость),
косоглазие и другие нарушения зрения;
- задержка
в речевом развитии (появление связной
речи к 3 годам и позже), дефект произношения;
- заикание.
В
возрасте 5-6 лет:
- частые хронические
заболевания, операции, травмы;
- импульсивность,
бесконтрольность поведения (преобладание
«хочу» над «можно»);
- чрезмерная
двигательная активность, непоседливость,
крикливость, раздражительность, настойчивая
болтовня;
- нарушения
сна;
- страхи;
- «навязчивые»
движения, «кривляние»;
- боязнь новых
вещей, людей, новых ситуаций;
- трудность
общения с незнакомыми сверстниками и
взрослыми;
- трудность
манипулирования мелкими предметами;
- трудность
концентрации внимания на определенном
задании, неумение работать сосредоточенно,
без отвлечения;
- нежелание
учить стихотворения, трудность запоминания;
- нарушения
звукопроизношения.
Анкета
для родителей
№2
Расскажите
все о своем ребенке
- Что больше
всего любит делать ваш ребенок?
_________________________
- В какие игры
и с кем он больше всего любит играть? ___________________
- Что может
вызвать у него наибольшую радость? _______________________
- Что ему активно
не нравится? _______________________________________
- Что у вашего
ребенка вызывает: обиду________________________________
- Что ему дается
трудно? ______________________________________________
- Какие действия
и поступки вашего ребенка:
- Часто ли
капризничает ваш ребенок? По какой причине?
Как вы реагируете на его капризы? ________________________________________________________
- В каких ситуациях
вы чувствуете, что бессильны, и стараетесь
их избежать? ___________________________________________________________________
- Какие проблемы
воспитания, отношений с ребенком, готовности
к школе и школьного обучения интересуют
(или волнуют) вас больше всего? ___________________________________________________________________
Приложение Б
Соответствие
между методиками
и измеряемыми
психологическими качествами
Таблица
1 - Соответствие измеряемых психологических
качеств
Психологические
качества |
Методики |
Скорость
обработки информации |
Тест Тулуз-Пьерона |
Внимательность
|
Тест Тулуз-Пьерона |
Зрительно-моторная
координация |
Гештальт-тест
Бендер |
Кратковременная
речевая память |
«Кратковременная
речевая память» |
Кратковременная
зрительная память |
«Кратковременная
зрительная память» |
Речевое
развитие |
«Речевые антонимы»
«Речевые
классификации»
«Произвольное
владение речью» |
Визуальное
мышление |
Тест Равена |
Понятийное
интуитивное мышление |
«Интуитивный
речевой анализ-синтез»
«Интуитивный
визуальный анализ-синтез» |
Понятийное
логическое мышление |
«Речевые аналогии»
«Визуальные
аналогии» |
Понятийное
речевое мышление |
«Интуитивный
речевой анализ-синтез»
«Речевые
классификации»
«Речевые
аналогии» |
Понятийное
образное мышление |
«Интуитивный
речевой анализ-синтез»,
«Визуальные
аналогии»
«Визуальные
классификации» |
Абстрактное
мышление |
«Абстрактное
мышление» |
Тревожность
|
Тест Тэммл,
Дорки, Амен |
Настроение
|
Тест Люшера
(СО) |
Энергия
|
Тест Люшера (ВК) |
Приложение
В
Нормативные
данные (Л.А. Ясюкова)
Таблица
2 – Нормативные данные
Показатели |
Зоны |
I |
II |
III |
IV |
V |
1.
Речевое развитие |
0-4 |
5-9 |
10-14 |
15-18 |
19-20 |
2.
Визуальное мышление |
Линейное |
0-4 |
5-6 |
7-9 |
10-11 |
12 |
Структурное |
0-1 |
2-4 |
5-8 |
9-11 |
12 |
3.
Понятийное интуитивное мышление |
0-1 |
2-3 |
4-5 |
6-7 |
8 |
4.
Понятийное логическое мышление |
0-1 |
2-3 |
4-7 |
8-10 |
11 |
5.
Понятийное речевое мышление |
0-1 |
2-4 |
5-9 |
10-11 |
12 |
6.
Понятийное образное мышление |
0-1 |
2-4 |
5-8 |
9-12 |
13-15 |
7.
Абстрактное мышление |
- |
0-1 |
2 |
3 |
4 |
8.Скорость
перера-
ботки
информации |
дошкольники |
<14 |
15-17 |
18-29 |
30-39 |
>40 |
первоклассники |
<19 |
20-27 |
28-36 |
37-44 |
>45 |
9.
Внимательность |
дошкольники |
<0,88 |
0,89-0,9 |
0,91- 0,95 |
0,96-0,97 |
>0,98 |
первоклассники |
<0,89 |
0,9-0,91 |
0,92-0,95 |
0,96-0.97 |
>0,98 |
10.
Зрительно-моторная координация |
Качественный
анализ |
11.
Кратковременная речевая память |
0-1 |
2 |
3-4 |
5-6 |
7-9 |
12.
Кратковременная зрительная
|
0-1 |
2-4 |
4,5-7 |
7,5-9 |
10-16 |
13.
Тревожность |
баллы |
- |
0-1 |
2-5 |
6-7 |
>8 |
% |
- |
0-7,2 |
14,3-35,7 |
42,9-50 |
>57,1 |
14.
Энергия |
- |
0-0,5 |
0,51-0,91 |
0,92-1,9 |
>2 |
15.
Настроение |
- |
>20 |
18-10 |
8-0 |
- |
Приложение
Г
Бланк
фиксации результатов
ФИО
__
Пол женский
Возраст 24.04.2004
Дата 28.09.2011
Таблица
3 – Психологическая характеристика
Психологические
качества |
Уровень
развития |
слабый |
средний |
хороший |
высокий |
1.
Речевое развитие |
+ |
|
|
|
2.
Визуальное мышление |
Линейное |
+ |
|
|
|
Структурное
|
+ |
|
|
|
3.
Понятийное интуитивное мышление |
+ |
|
|
|
4.
Понятийное логическое мышление |
+ |
|
|
|
5.
Речевое мышление |
+! |
|
|
|
6.
Образное мышление |
+ |
|
|
|
7.
Абстрактное мышление |
+ |
|
|
|
8.
Скорость переработки информации |
|
+ |
|
|
9.
Внимательность |
|
+ |
|
|
10.
Зрительно-моторная координация |
|
+ |
|
|
11.
Кратковременная речевая память |
|
+ |
|
|
12.
Кратковременная зрительная память |
|
+ |
|
|
13.
Тревожность |
|
+ |
|
|
14.
Энергия |
|
+ |
|
|
15.
Настроение |
|
|
+ |
|