Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)

 

     Список  использованных источников 

     
  1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации [Текст]: ежемесячный научно-методический журнал: Начальная школа / учредитель МО РФ. – М.: ООО Реал- Макс, 2009, №1. – ISBN 0027-7371
  2. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 2009. – 208 с. – ISBN 5-09-001514-7
  3. Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети? [Текст] / Ш.А. Амонашвили – М.: Просвещение, 2009. – 175 с. – ISBN 5-09-002898-2
  4. Безруких, М.М. Ступеньки к школе [Текст]: книга для педагогов и родителей / М.М. Безруких – М.: Дрофа, 2007. – 128 с. - ISBN 978-5-358-03496-9
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2006. – 464 с.– ISBN 5-09-817293-3
  6. Вахрушева, Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе [Текст]: ежемесячный научно-методический журнал: Начальная школа / учредитель МО РФ. – М.: ООО Реал- Макс, 2006, №4. – ISBN 0027-7371
  7. Виноградова, Н.Ф., Година, Г.Н., Загик, Л.В. и др. Детский сад и семья [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.– ISBN 5-09-875430-3
  8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2007. – 480 с. – ISBN 5-7155-0358-2
  9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.4 [Текст] Детская психология / под редакцией Д.Б. Эльконина – М.: Педагогика, 2007. – 432 с. – ISBN 5-7155-7891-4
  10. Гильбух, Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника [Текст] / Ю.З. Гильбух. – Киев, институт психологии АПН Украины – 2009. – 261 с. – ISBN 5-8238-0131-9
  11. Гильбух, Ю.З.Учитель и психологическая служба школы [Текст] / Ю.З. Гильбух. – Киев, институт психологии АПН Украины – 2007. – 142 с. – ISBN 5-2398-0124-9
  12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Компенс-центр, 2009. – 164 с.– ISBN 5-876567-453-6
  13. Краснощекова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 299 с. – ISBN 5-222-08635-6
  14. Коробко, С.Л., Коробко, А.И. Работа психолога с младшими школьниками [Текст] / С.Л. Коробко, А.И. Коробко. – Киев: Литера ЛТД, 2006. – 416 с. – ISBN 966-7543-66-8
  15. Лосев, П.Н., Дейс, С.В. Психологопедагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе [Текст]: ежемесячный научно-методический журнал: Начальная школа / учредитель МО РФ. – М.: ООО Реал- Макс, 2007, №8. – ISBN 0027-7371
  16. Матюхина, М.В., Михальчик, Т.С., Патрина, К.Т. Психология младшего школьника [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с. – ISBN 5-60602-711-6
  17. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: учебник для ВУЗов / В.С. Мухина – М.: Просвещение, 2007. – 315 с.– ISBN 5-09-056078-3
  18. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст]/ В.с. Мухина. – М.: Просвещение, 2006, 175 с. – ISBN 5-09-002889-3
  19. Нартова-Бочавер, С.К., Мухортова, Е.А. Скоро в школу! [Текст]: книга для педагогов и родителей / С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова. – Москва: Глобус, 2009. – 128 с.– ISBN-5-870020-083-0
  20. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]: / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 240 с. – ISBN 5-89144-007-5
  21. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст]: методическое пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 2006г. – 352 с. – ISBN 5-09-007270-1
  22. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вегнера - М.: «Педагогика», 2008. – 136 с. – ISBN 5-7155-0042-7
  23. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 184 с. – ISBN 5-7695-0643-1
  24. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной - М.: «ТЦ Сфера», 2007. – 528 с. – ISBN 5-89144-058-Х
  25. Психологическая диагностика [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. -  СПб.: Питер, 2006. – 652 с. – ISBN 5-94723-626-5
  26. Психологическая диагностика [Текст]: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 2007. – 304 с.- ISBN 5-204-00112-3
  27. Психология детства [Текст]: учебник / под ред. Реана А.А. – СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006. – 350. – ISBN 5-93858-229-5
  28. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты [Текст] / под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 224 с. – ISBN 978-5-93878-500-7
  29. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. Т.2 [Текст] / А. Ребер. – М.: АСТ, 2009. – 560 с. – ISBN 5-17-009148-6
  30. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с. – ISBN 5-9268-0341-1
  31. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Талызина. – Москва: Просвещение, 2008. – 175 с.– ISBN 5-09-000494-3
  32. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том 2 [Текст] / К.Д. Ушинский. – Москва: Просвещение, 2007. – 775 с.– ISBN 5-09-035683-3
  33. Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст]/ методическое пособие / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: «Просвещение» 2007. – 288 с. – ISBN 5-09-001743-3
  34. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 2007. – 512 с. – ISBN 5-691-00845-5
  35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2006. – 556 с. – ISBN 5-7155-0035-4
  36. Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2007. – 301 с. – ISBN 5-7155-0803-4
  37. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст]: методическое пособие / Л.А. Ясюкова. – СПб.: ИМАТОН, 2006. – 178 с. – ISBN 5-7822-0024-3
  38. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников [Текст] / Л.А. Ясюкова. – СПб.: Речь, 2009. – 384 с. – ISBN 5-9268-0181-8

 

Приложение  А 

Анкета  для родителей  №1

Развитие  ребенка до школы

     Внимательно прочтите вопросы и отметьте то, что было характерно или характерно сейчас для вашего ребенка (если это проявляется часто или всегда, поставьте «+»).

     В возрасте до года:

  • выраженное беспокойство, крикливость;
  • нарушение сна;
  • плохой аппетит, частые срыгивания;
  • плохая прибавка в весе;
  • плохая реакция на звук и свет;
  • очень сильная (чрезмерная) реакция на звук, свет;
  • нарушение тонуса мышц, судороги;
  • повышение внутричерепного давления;
  • частые простудные заболевания;
  • тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.

         В возрасте от 3 до 5 лет:

  • чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
  • раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;
  • чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
  • плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т.п.);
  • страхи (темноты, одиночества, ночные страхи);
  • тики (непроизвольное подрагивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);
  • частые простудные заболевания;
  • хронические заболевания;
  • трудности контактов со сверстниками и взрослыми;
  • сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
  • задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефект произношения;
  • заикание.

      В возрасте 5-6 лет:

  • частые хронические заболевания, операции, травмы;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»); 
  • чрезмерная двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;
  • нарушения сна;
  • страхи;
  • «навязчивые» движения, «кривляние»;
  • боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;
  • трудность общения с незнакомыми сверстниками и взрослыми;
  • трудность манипулирования мелкими предметами;
  • трудность концентрации внимания на определенном задании, неумение работать сосредоточенно, без отвлечения;
  • нежелание учить стихотворения, трудность запоминания;
  • нарушения звукопроизношения.

Анкета  для родителей  №2

Расскажите  все о своем ребенке

  1. Что больше всего любит делать ваш ребенок? _________________________
  2. В какие игры и с кем он больше всего любит играть? ___________________
  3. Что может вызвать у него наибольшую радость? _______________________
  4. Что ему активно не нравится? _______________________________________
  5. Что у вашего ребенка вызывает: обиду________________________________

    гнев ______________________________________________________________

    слезы _____________________________________________________________

  1. Что ему дается трудно? ______________________________________________
  2. Какие действия и поступки вашего ребенка:

    раздражают ________________________________________________________

    вызывают  гнев ______________________________________________________

    выводят из себя _____________________________________________________

    беспокоят __________________________________________________________

  1. Часто ли капризничает ваш ребенок? По какой причине? Как вы реагируете на его капризы? ________________________________________________________
  2. В каких ситуациях вы чувствуете, что бессильны, и стараетесь их избежать? ___________________________________________________________________
  3. Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком, готовности к школе и школьного обучения интересуют (или волнуют) вас больше всего? ___________________________________________________________________

 

      Приложение Б 

     Соответствие  между методиками и измеряемыми  психологическими качествами

     Таблица 1 - Соответствие измеряемых психологических качеств

Психологические качества Методики
Скорость  обработки информации Тест Тулуз-Пьерона
Внимательность  Тест Тулуз-Пьерона
Зрительно-моторная координация Гештальт-тест Бендер
Кратковременная речевая память «Кратковременная  речевая память»
Кратковременная зрительная память «Кратковременная  зрительная память»
Речевое развитие «Речевые антонимы»

«Речевые  классификации»

«Произвольное владение речью»

Визуальное  мышление Тест Равена
Понятийное  интуитивное мышление «Интуитивный  речевой анализ-синтез»

«Интуитивный  визуальный анализ-синтез»

Понятийное  логическое мышление «Речевые аналогии»

«Визуальные аналогии»

Понятийное  речевое мышление «Интуитивный  речевой анализ-синтез»

«Речевые  классификации»

«Речевые аналогии»

Понятийное  образное мышление «Интуитивный  речевой анализ-синтез»,

«Визуальные аналогии»

«Визуальные классификации»

Абстрактное мышление «Абстрактное  мышление»
Тревожность Тест Тэммл, Дорки, Амен
Настроение  Тест Люшера (СО)
Энергия Тест Люшера (ВК)

 

Приложение  В 

     Нормативные данные (Л.А. Ясюкова)

     Таблица 2 – Нормативные данные

Показатели Зоны
I II III IV V
1. Речевое развитие  0-4 5-9 10-14 15-18 19-20
2. Визуальное мышление Линейное 0-4 5-6 7-9 10-11 12
Структурное 0-1 2-4 5-8 9-11 12
3. Понятийное интуитивное мышление 0-1 2-3 4-5 6-7 8
4. Понятийное логическое мышление 0-1 2-3 4-7 8-10 11
5. Понятийное речевое мышление 0-1 2-4 5-9 10-11 12
6. Понятийное образное мышление 0-1 2-4 5-8 9-12 13-15
7. Абстрактное мышление - 0-1 2 3 4
8.Скорость  перера-

ботки информации

дошкольники <14 15-17 18-29 30-39 >40
первоклассники <19 20-27 28-36 37-44 >45
9. Внимательность дошкольники <0,88 0,89-0,9 0,91- 0,95 0,96-0,97 >0,98
первоклассники <0,89 0,9-0,91 0,92-0,95 0,96-0.97 >0,98
10. Зрительно-моторная координация Качественный  анализ
11. Кратковременная речевая память 0-1 2 3-4 5-6 7-9
12. Кратковременная зрительная  0-1 2-4 4,5-7 7,5-9 10-16
13. Тревожность баллы - 0-1 2-5 6-7 >8
% - 0-7,2 14,3-35,7 42,9-50 >57,1
14. Энергия - 0-0,5 0,51-0,91 0,92-1,9 >2
15. Настроение - >20 18-10 8-0 -
 

Приложение  Г 

Бланк фиксации результатов

ФИО                    __         Пол женский         Возраст 24.04.2004           Дата 28.09.2011 

Таблица 3 – Психологическая характеристика

Психологические качества Уровень развития
слабый средний хороший высокий
1. Речевое развитие +      
2. Визуальное мышление Линейное +      
Структурное +      
3. Понятийное интуитивное мышление +      
4. Понятийное логическое мышление +      
5. Речевое мышление +!      
6. Образное мышление +      
7. Абстрактное мышление +      
8. Скорость переработки информации   +    
9. Внимательность   +    
10. Зрительно-моторная координация   +    
11. Кратковременная речевая память   +    
12. Кратковременная зрительная память   +    
13. Тревожность   +    
14. Энергия   +    
15. Настроение     +  

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе