Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)

      Саша  В. при обследовании показал следующие уровни развития, которые  соответствуют значениям: мышление – преобладание значений – хороший,  речевое развитие – слабый, память – средний, внимание – высокий. Значения показателей в течение полугода практически не изменились, но уровень этих значений средний, либо хороший, можно сделать вывод, что адаптация должна пройти безболезненно.

      Показатели  уровня развития ребенка показывают уровень выше среднего - Илья В., Толя Е., Маша В., Яна Р., Даниил Р., Олеся  Е., Ксюша Е. Уровень средний у  детей – Катя Б., Катя В., Лена П., Саша Ч., Кирилл Ш., Аня Ш. Показатели расположены на уровне средний или ниже – Вика Е., Анжелика Т., Костя Р., Саша В., Денис Ю. Преобладающее большинство показателей имеют уровень развития ниже среднего – Ира Ц., Люба Л.

      Обследование по методике М.М. Безруких позволяет определить уровень развития не только общей готовности, но и специальной.

      Значения  показателей по методике М.М. Безруких определяют уровень готовности ребенка к школе, но относительно по другим критериям. Она позволяет определить показатели деятельности и общего развития ребенка. Значения показателей, превысивших средние нормативы у детей: Илья В., Толя Е., Маша В., Яна Р., Даниил Р., Ксюша Е, Олеся Е., Аня Ш.; преобладание среднего уровня или значения, близкие к норме: Вика Е., Катя Б., Катя В., Лена П., Саша Ч., Анжелика Т., Кирилл Ш., Денис Ю., Костя Р., Саша В.; значение ниже среднего – У Иры Ц., Любы Л. (Приложение К)

      Особое  внимание в этой диагностике уделено  выявлению слабых и сильных звеньев  в развитии, выделение тех детей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, математике, письму. Определение трудностей в специальной и общей подготовке достаточно отражены в диагностике М.М. Безруких, но в меньшей мере отражена социальная и личностная готовность.

      Результаты  обследования помогут педагогу увидеть  те слабые стороны в развитии ребенка, которые необходимо по возможности  скомпенсировать до школы и учесть их при выборе программы обучения, степени интенсификации учебного процесса, возможной индивидуализации обучения. В то же время подобное обследование позволяет увидеть и сильные стороны развития ребенка, опираясь на которые можно выстраивать систему работы при подготовке к школе. Раннее выявление факторов риска поможет определить необходимые коррекционные мероприятия, которые родители вместе с педагогом должны провести за оставшееся до учебы время и которые необходимо будет продолжить с первых дней обучения.

      Результаты  обследования помогут определить необходимые  коррекционные мероприятия, которые родители вместе с педагогом должны провести за оставшееся до учебы время и необходимо будет продолжить с первых дней обучения в школе.

      Обследования, проведенные с детьми по двум диагностическим  комплексам, позволяют сделать вывод: использование диагностического подхода Л.А. Ясюковой дает возможность проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, что необходимо для успешного обучения ребенка в школе; обследование по М.М. Безруких помогает определить сильные и слабые стороны в развитии ребенка, включающее функциональное развитие и состояние здоровья, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений, зрительного восприятия и ряда интегративных функций.

      Обследования  по двум диагностическим комплексам показали примерно равные значения обследованных  структур и позволяют сделать  вывод, что дети психологически готовые  к школьному обучению составляют 90%, а 10% недостаточно готовых детей к обучению – возможно, будут иметь некоторые трудности в обучении, предположительно можно говорить об успешной адаптации – 7-8 детей, что составляет 35-40%, 10-11 детей – могут либо хорошо адаптироваться, либо иметь проблемы в адаптации, что составляет 50-55%, 2 ребенка – будут плохо адаптированы или дезадаптированы, что составляет 10%. Сказать однозначно, что 10% детей, которые показали слабый уровень готовности в среденем, но половина показателей имеет достаточный уровень готовности ребенка к школе, не готовы психологически к школьному обучению. Поэтому данным детям необходимо дать возможность попробовать свои силы, возможно при помощи родителей, учителей ребенок сможет преодолеть недостатки, откорректирует их во время учебного процесса. Если же ребенок не сможет, будет возможность оставить ребенка на повторное обучение в первом классе.

 

     

     2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению 

     При обследовании старших дошкольников необходимо выявлять уровень интеллектуального, социального, физического и личностного развития. Комплекс диагностики, предложенный Л.А. Ясюковой, позволяет провести тщательное исследование интеллектуального, социального и личностного развития старшего дошкольника, но не дает сведений о физическом развитии ребенка. Отклонения в физическом развитии, например, частые болезни, негативно отражаются на обучении ребенка. Поэтому необходимо использовать и методику, предложенную М.М. Безруких, в которой есть возможность узнать о прогнозе школьных трудностей на основе выделения факторов риска. Еще одно важное обследование  определения степени мануальной асимметрии (ведущей руки), которое позволяет осуществлять тщательный контроль обучения письму.  Выявление факторов риска позволяет дать рекомендации родителям для дальнейшей корректировки, что присуще и методике М.М.Безруких, и диагностическому комплексу Л.А. Ясюковой.

     Определение психологической готовности ребенка  к школе должно осуществляться с  использованием различных диагностических  подходов для определения дальнейшей адаптации ребенка в школе и возможной корректировке выявленных недостатков.

     В результате статистической обработки  материалов выяснилось, что дети, не достаточно готовые к школьному  обучению, составили 10 % от общего количества испытуемых, остальные 90% детей готовы к школьному обучению.

     Итоги исследования представлены в таблицах, которые отражают готовность ребенка  к обучению в школе. Использованные диагностические подходы в определении  готовности ребенка к школе показали, что данные методики достаточны при определении уровня развития ребенка и помогают определить возможные трудности, показать направление коррекционной работы.

     Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление. Чаще всего при поступлении детей  в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-то одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе.

      Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

      Школьная  дезадаптация – это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.

      Для удобства анализа и четкого понимания  сущности феномена школьной дезадаптации выделяют в ее структуре две подструктуры: учебную дезадаптацию (как нарушение  учебной деятельности) и социально-психологическую  дезадаптацию (нарушение взаимоотношений с окружающими).

      Профилактика  школьной дезадаптации может проводиться  по двум направлениям: совершенствование  школьной среды, педагогического процесса – с одной стороны, профилактика и коррекция нарушений психического развития ребенка, создание условий для адекватного психического развития ребенка, обеспечивающего его «готовность» к тем или иным изменениям – с другой стороны.

      В связи с этим в понятии «готовность  к школе» можно выделить две подструктуры: готовность к учебной деятельности (как профилактика учебной дезадаптации) и социально-психологическая готовность к школе (как линия профилактики социально-психологической дезадаптации в школе).

      Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной  запущенности. Проявления дезадаптации различны – они могут быть выявлены по объективным и внешне выраженным показателям: социометрическим статусам, нежеланию и (или) неумению общаться, проявлениям неуверенного или агрессивного поведения, а также по субъективным переживаниям: неудовлетворенности, тревожности, враждебности.

     Из  анализа данных таблицы видно, что  у будущих первоклассников возможна дезадаптация в начале обучения. Проверить  возможные варианты адаптации или  дезадаптации ребенка в школе  помогут указанные ниже следующие исследования.

      Современные психологи предлагают различные  методики определения уровня дезадаптации первоклассников. Интересен опросник дезадаптации, предложенный Л.М.Ковалевой  и Н.Н. Тарасенко, который помогает систематизировать представление  о ребенке, начинающем учиться в школе.[15] (Приложение Л)

      Анализ  полученных результатов позволяет  интерпретировать значения коэффициентов  следующим образом:

      - показатель до 14% является нормальным;

      - показатель от 15 до 30% свидетельствует  о средней степени дезадаптации;

      - показатель свыше 30% указывает  на серьезную степень дезадаптации;

      - свыше 40%, то ученик нуждается в консультации психоневролога.

      Работая по данной методике можно упростить  форму обработки информации, сгруппировав все данные об учащихся в единой таблице. (Приложение М)

      По  результатам исследования можно  выделить три группы учеников:

  • 1-я группа – коэффициент дезадаптации от 0 до 14%; в эту группу входят 15 человек. Это хорошо адаптированные первоклассники;
  • 2-я группа – коэффициент дезадаптации от 15 до 30%; в эту группу входят 4 человека, что соответствует средней степени дезадаптации;
  • 3-я группа - коэффициент дезадаптации свыше 30%; «группа риска», в эту группу входит 1 человек.

      В ходе эксперимента установлено, что  примерно 75% хорошо адаптированные ученики, т.е. они легко включились в школьную жизнь. Эти первоклассники в основном из благополучных семей, где родители уделяют много внимания их развитию, беседуют о школе, формируя положительную мотивацию к обучению. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отношения с учителем и сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках. Такие качества с первых дней учебы позволили им ощутить свои успехи, что еще больше повысило учебную мотивацию.

      Во  вторую группу, выделенную в результате исследований, вошло 20% учащихся (средняя  дезадаптация). Они отличаются неравномерностью развития, т.е. при достаточно высоких  показателях развития мышления страдает произвольность поведения. Эти ученики  инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому успевают вовремя выполнить задание или правильно ответить, требуют к себе постоянного внимания со стороны учителя, почти все делают после многократного персонального обращения: «Пиши, работай…». Они тяжело привыкают к новому окружению, режиму, требованиям. Учитель должен стараться быть к этим детям максимально доброжелательным, тактичным. В эту группу также входят ученики с плохим развитием мелкой моторики. Им рекомендовано заниматься пальчиковой гимнастикой, массажем пальцев и рук, работа с пластилином, штриховка и т.п. Кроме того, сюда относятся первоклассники с нарушением интеллектуальной деятельности. Такие ученики прилагают много усилий к достижению успеха, а поэтому у них снижена учебная мотивация.

      Третья  группа – «группа риска». В нее вошли примерно 5% учащихся, у которых наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов:

    • недостаточная произвольность психических функций;
    • гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность;
    • низкая мотивация;
    • низкая интеллектуальная деятельность.

      При таком сочетании факторов процесс  обучения происходит очень тяжело, так как этих первоклассников  привлекают только интересующие их вещи, а простой учебный материал не воспринимается. Они очень шумно ведут себя на уроках и переменах, делают все быстро и как попало, с большим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой или вовсе не переключаются, легко примиряются с неудачами, не любят прилагать никаких усилий, чтобы хорошо выполнить задание. Такие ученики почти никогда не отвечают на вопросы, требующие сообразительности, они считают на пальцах, не умеют выделять главного, существенного, также затрудняются применять ранее усвоенные правила и понятия при объяснении нового материала.

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе