Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)

      Данная  методика позволяет выявить уровень  дезадаптации ребенка к школе, отследить  факторы, лежащие в ее основе, а  также более эффективно и своевременно планировать коррекционную работу с первоклассником и его родителями.

      Предположительные выводы о возможной дезадаптации в зависимости от уровня психологической готовности ребенка к школе позволили сделать сравнительный анализ полученных данных. Предположения были, что двум детям, показавшим слабый уровень психологической готовности ребенка к школе, будет достаточно трудно адаптироваться во время учебного процесса. При дальнейшем обследовании уровня адаптации ребенка с применением опросника показало, что предположение оказалось достаточно верным (95%). Следовательно, можно сделать вывод, что уровень готовности ребенка показывает возможные варианты адаптации ребенка по двум разным диагностическим комплексам. Сравнительный анализ разных диагностических подходов, использованных при определении уровня готовности ребенка к школе, позволяет констатировать эффективность данных диагностических подходов.

     Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента приведет к отставанию или искажению в  развитии других, что в дальнейшем может сыграть злую шутку не только с ребенком, но и родителями, и учителями.

     Интеллектуальная  неготовность приводит к неуспешности учебных действий, не умение понимать и выполнять требования учителя  во время работы на уроке, а, следовательно, к низкой успеваемости, нежеланию учиться, выполнять на высоком уровне требования по отношению к учебе и работе.

     Мотивационная незрелость будущего школьника часто  приводит к серьезным пробелам в  знаниях и низкой продуктивности учебной деятельности. Возникновение  важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции – обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение, стремление соответствовать образцу хорошего школьника. Если же внутренняя позиция неудовлетворенна, он начинает переживать устойчивое эмоциональное благополучие, вызывая чувство беспокойства, это может быть началом для появления страха и тревоги. У ребенка развивается боязнь не успеть, опоздать, сделать не то, быть осужденным, наказанным.

     Проведенные исследования показывают зависимость уровня психологической готовности ребенка к школе и дальнейшей адаптации или дезадаптации первоклассников. Если уровень обследованных и выявленных психологических структур у старшего дошкольника достаточен, то и в первом классе у ребенка чаще всего не возникает дезадаптации при обучении в школе, если же уровень на грани готовности-неготовности, то дальнейшая дезадаптация довольно частое явление.

     В настоящее время многие школы  проводят подготовительные курсы для  будущих первоклассников. По моему  мнению, это очень хорошее и полезное начинание. Использование подготовительной работы в сельской школе просто необходимо. Ребенок знакомится и привыкает к правилам поведения в школе, на уроке. Отсутствие детского сада приходиться компенсировать общением детей в течение четырех месяцев со сверстниками, учителем. Общение друг с другом развивают не только коммуникативную готовность, но и совершенствует речевое развитие. Каждый ребенок получает возможность формировать общеучебные навыки: как правильно держать ручку, как должна быть расположена тетрадь, как работать с книгой, как правильно сидеть за партой. Знакомство с возможными формами работы во время подготовки, которые соответствуют учебным занятиям в игровой форме, позволяют учителю и детям знать уровень развития каждого ребенка. Знакомые педагоги, сотрудники данного учебного заведения располагают к себе детей, которые имеет недостаточный уровень социальной и личностной готовности. Легче происходит адаптация, потому что ребенок знает, за чем он пойдет в школу, то есть невольно происходит и формирование мотивационной и волевой готовности ребенка. Совместная работа учителя начальных классов и психолога позволяет определить пути корректировки развития некоторых детей, поступающих в школу с не совсем достаточным уровнем развития некоторых составляющих психологической готовности.

     Чем больше учитель, начинающий работу с  первоклассниками будет больше знать  плюсов и минусов в развитии своих  подопечных, тем легче построить  работу как образовательную, так  и воспитательную. С введением новых федеральных образовательных стандартов учителя должны на протяжении обучения ребенка в школе вести диагностическую работу за контролем развития ребенка. Такую работу нельзя провести, не зная начального уровня ребенка, который поступает в школу. Поэтому использование различных диагностических подходов психологической готовности ребенка к школе дают разнообразные результаты обследования всех ее структурных составляющих и позволяют применять их значения в своей работе не только психологам, но и педагогам.

     Ребенок обладает поистине огромными возможностями  развития и способностями познавать, в нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку нужно  только помочь развить и реализовать  свои возможности с учетом возрастных особенностей.

 

     

     Заключение

 

     Проблема  готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала, наверное, всегда). Решением этой проблемы заняты психологи, педагоги не только в нашей стране, но и практически во всех странах мира. Методы совершенствуются, современные дети развиваются быстрее…

     Проблема  готовности детей к школе уже  давно стала значимой не только для  ученых, педагогов и родителей, она  стала социально значимой для  страны в целом. Многие связывают слабую эффективность начальной школы с низкой готовностью дошкольников к обучению, с низким уровнем их здоровья и умственного развития. Для решения данной проблемы необходима продуманная и опробованная программа действий, обеспечивающая подготовку детей к школе.

     В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому  подходят к возрасту поступления  в школу с разным багажом жизненного опыта и психических способностей. Между тем школа предъявляет  ко всем ученикам объективные, примерно равные требования, зафиксированные в программах обучения, учебниках, методиках преподавания и т.д. Если есть соответствие психических возможностей ребенка предъявляемым в обучении требованиям, то говорят о его психологической готовности к школе. Если же такого соответствия нет, то обучение в школе может стать затруднительным, неэффективным, требовать слишком большого напряжения от самого ребенка, его родителей, педагогов.

     В современной отечественной психологии является общепризнанным сложный, многоперспективный характер проблемы подготовки ребенка к обучению в школе. Для успешного обучения необходимы и высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, и сформированность мотвационно-потребностной сферы, и умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем и многое другое.

     Проблема  психологической готовности к школе  чрезвычайно актуальна. От определения  сущности данной проблемы зависит, с  одной стороны, определение целей  и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие психологи и педагоги связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в первом классе. Это особый и сложный вид адаптации в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя, школа – как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

     Анализ  учебной программы и требований школы, предъявляемых ученику, подтверждает общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. К моменту поступления в школу в аффективно-потребностной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности, позволяющие ребенку стать субъектом учения, т.е. сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. 

     Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними коррекционной работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

     Несформированность  одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и приводит к затруднениям в адаптации в школе, как в учебной, так и социально-психологической сфере. Чтобы подготовить ребенка к успешному школьному обучению, существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. Особенности развития ребенка прослеживаются не только при непосредственном наблюдении за ребенком во время индивидуальных и групповых занятий, но и с помощью специальных методик.

     Полученные  результаты исследования позволяют  сделать следующие выводы:

    1. проводимые в школе диагностические обследования на основе методических комплексов Л.А. Ясюковой и М.М. Безруких помогают определить не только уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и выявить факторы риска при дальнейшей работе с ребенком;
    2. при наличии этих факторов имеется возможность провести возможную корректировку;
    3. уровень адаптации ребенка в школе зависит от уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению.

     Перспектива дальнейшего исследования проблемы развития ребенка до школы, переход  дошкольника в разряд учеников общеобразовательной  школы состоит в изучении индивидуальных особенностей развития каждого индивида, разработке системы коррекционных занятий, направленных на профилактику и преодоление недостатков в подготовке физического и психического развития ребенка. 

 

     

     Глоссарий

 
№ п/п Понятие Определение
1 2 3
1.       Адаптация (по А.В. Петровскому) рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития
2. Внутренняя  позиция школьника  это система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой
3. «Внутренняя позиция  школьника» (по Л.И. Божович) это новообразование  позволяет ребенку включиться в  учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании произвольного поведения  ученика
4. Волевая готовность умение ребенка  произвольно действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном
5. Готовность  к обучению в школе 

(по А.В.  Запорожец)

представляет  собой целостную систему взаимосвязанных  качеств детской личности, включая  особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции
6. Готовность  к обучению в школе 

(по Л.И.  Божович)

мыслительной  деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции складывается из определенного уровня развития
1 2 3
7. Готовность  к школьному обучению это совокупность морфофизиологических особенностей ребенка  дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учебе
8. Интеллектуальная  готовность развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы
9. Интеллектуальная  зрелость это дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, умение воспроизводить образец, развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации
10. Коммуникативная готовность произвольно-контекстное  общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками
11. Личностная  готовность наличие развитой учебной мотивации, навыков общения  и совместной деятельности
12. Мотивационная готовность это отношение  к учебной деятельности как к  общественно значимому делу и  стремление к приобретению знаний
13. Речевая готовность овладение грамматикой  и лексикой языка, определенная степень  осознанности речи, становление форм (внутренняя – внешняя, диалогическая  – монологическая) и функций (обобщение, планирование, оценивание и т.д.) речи
14. Социальная  зрелость потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение другим законам, способность выполнять роль ученика
1 2 3
15.  
Семья
первичный воспитательный коллектив, обладающий необычайно широким  диапазоном воспитательного воздействия  на личность и испытывающий влияние институтов общественного воспитания
16. Умственная  готовность достижение  достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, внимание, осмысленное  запоминание, образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением)
17. Школьная дезадаптация это некоторая  совокупность признаков, свидетельствующих  о несоответствии социально-психологического и психологического статуса ребенка  требованиям ситуации школьного  обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным
18. Эмоциональная зрелость уменьшение  импульсивных реакций и возможность  длительное время выполнять не очень  привлекательное занятие

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе