Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа
Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.
Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………
Данная
методика позволяет выявить уровень
дезадаптации ребенка к школе, отследить
факторы, лежащие в ее основе, а
также более эффективно и своевременно
планировать коррекционную
Предположительные выводы о возможной дезадаптации в зависимости от уровня психологической готовности ребенка к школе позволили сделать сравнительный анализ полученных данных. Предположения были, что двум детям, показавшим слабый уровень психологической готовности ребенка к школе, будет достаточно трудно адаптироваться во время учебного процесса. При дальнейшем обследовании уровня адаптации ребенка с применением опросника показало, что предположение оказалось достаточно верным (95%). Следовательно, можно сделать вывод, что уровень готовности ребенка показывает возможные варианты адаптации ребенка по двум разным диагностическим комплексам. Сравнительный анализ разных диагностических подходов, использованных при определении уровня готовности ребенка к школе, позволяет констатировать эффективность данных диагностических подходов.
Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента приведет к отставанию или искажению в развитии других, что в дальнейшем может сыграть злую шутку не только с ребенком, но и родителями, и учителями.
Интеллектуальная неготовность приводит к неуспешности учебных действий, не умение понимать и выполнять требования учителя во время работы на уроке, а, следовательно, к низкой успеваемости, нежеланию учиться, выполнять на высоком уровне требования по отношению к учебе и работе.
Мотивационная незрелость будущего школьника часто приводит к серьезным пробелам в знаниях и низкой продуктивности учебной деятельности. Возникновение важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции – обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение, стремление соответствовать образцу хорошего школьника. Если же внутренняя позиция неудовлетворенна, он начинает переживать устойчивое эмоциональное благополучие, вызывая чувство беспокойства, это может быть началом для появления страха и тревоги. У ребенка развивается боязнь не успеть, опоздать, сделать не то, быть осужденным, наказанным.
Проведенные исследования показывают зависимость уровня психологической готовности ребенка к школе и дальнейшей адаптации или дезадаптации первоклассников. Если уровень обследованных и выявленных психологических структур у старшего дошкольника достаточен, то и в первом классе у ребенка чаще всего не возникает дезадаптации при обучении в школе, если же уровень на грани готовности-неготовности, то дальнейшая дезадаптация довольно частое явление.
В настоящее время многие школы проводят подготовительные курсы для будущих первоклассников. По моему мнению, это очень хорошее и полезное начинание. Использование подготовительной работы в сельской школе просто необходимо. Ребенок знакомится и привыкает к правилам поведения в школе, на уроке. Отсутствие детского сада приходиться компенсировать общением детей в течение четырех месяцев со сверстниками, учителем. Общение друг с другом развивают не только коммуникативную готовность, но и совершенствует речевое развитие. Каждый ребенок получает возможность формировать общеучебные навыки: как правильно держать ручку, как должна быть расположена тетрадь, как работать с книгой, как правильно сидеть за партой. Знакомство с возможными формами работы во время подготовки, которые соответствуют учебным занятиям в игровой форме, позволяют учителю и детям знать уровень развития каждого ребенка. Знакомые педагоги, сотрудники данного учебного заведения располагают к себе детей, которые имеет недостаточный уровень социальной и личностной готовности. Легче происходит адаптация, потому что ребенок знает, за чем он пойдет в школу, то есть невольно происходит и формирование мотивационной и волевой готовности ребенка. Совместная работа учителя начальных классов и психолога позволяет определить пути корректировки развития некоторых детей, поступающих в школу с не совсем достаточным уровнем развития некоторых составляющих психологической готовности.
Чем больше учитель, начинающий работу с первоклассниками будет больше знать плюсов и минусов в развитии своих подопечных, тем легче построить работу как образовательную, так и воспитательную. С введением новых федеральных образовательных стандартов учителя должны на протяжении обучения ребенка в школе вести диагностическую работу за контролем развития ребенка. Такую работу нельзя провести, не зная начального уровня ребенка, который поступает в школу. Поэтому использование различных диагностических подходов психологической готовности ребенка к школе дают разнообразные результаты обследования всех ее структурных составляющих и позволяют применять их значения в своей работе не только психологам, но и педагогам.
Ребенок обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать, в нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку нужно только помочь развить и реализовать свои возможности с учетом возрастных особенностей.
Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала, наверное, всегда). Решением этой проблемы заняты психологи, педагоги не только в нашей стране, но и практически во всех странах мира. Методы совершенствуются, современные дети развиваются быстрее…
Проблема готовности детей к школе уже давно стала значимой не только для ученых, педагогов и родителей, она стала социально значимой для страны в целом. Многие связывают слабую эффективность начальной школы с низкой готовностью дошкольников к обучению, с низким уровнем их здоровья и умственного развития. Для решения данной проблемы необходима продуманная и опробованная программа действий, обеспечивающая подготовку детей к школе.
В
силу разных причин дети имеют неодинаковый
темп психического развития, поэтому
подходят к возрасту поступления
в школу с разным багажом жизненного
опыта и психических
В
современной отечественной
Проблема психологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения сущности данной проблемы зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие психологи и педагоги связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в первом классе. Это особый и сложный вид адаптации в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя, школа – как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых ученику, подтверждает общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. К моменту поступления в школу в аффективно-потребностной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности, позволяющие ребенку стать субъектом учения, т.е. сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними коррекционной работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и приводит к затруднениям в адаптации в школе, как в учебной, так и социально-психологической сфере. Чтобы подготовить ребенка к успешному школьному обучению, существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. Особенности развития ребенка прослеживаются не только при непосредственном наблюдении за ребенком во время индивидуальных и групповых занятий, но и с помощью специальных методик.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Перспектива
дальнейшего исследования проблемы
развития ребенка до школы, переход
дошкольника в разряд учеников общеобразовательной
школы состоит в изучении индивидуальных
особенностей развития каждого индивида,
разработке системы коррекционных
занятий, направленных на профилактику
и преодоление недостатков в подготовке
физического и психического развития
ребенка.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | 2 | 3 |
1. | Адаптация (по А.В. Петровскому) | рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития |
2. | Внутренняя позиция школьника | это система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой |
3. | «Внутренняя позиция школьника» (по Л.И. Божович) | это новообразование позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании произвольного поведения ученика |
4. | Волевая готовность | умение ребенка
произвольно действовать в |
5. | Готовность
к обучению в школе
(по А.В. Запорожец) |
представляет
собой целостную систему |
6. | Готовность
к обучению в школе
(по Л.И. Божович) |
мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции складывается из определенного уровня развития |
1 | 2 | 3 |
7. | Готовность к школьному обучению | это совокупность морфофизиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учебе |
8. | Интеллектуальная готовность | развитие мыслительных
процессов – способность |
9. | Интеллектуальная зрелость | это дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, умение воспроизводить образец, развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации |
10. | Коммуникативная готовность | произвольно-контекстное
общение со взрослыми и кооперативно- |
11. | Личностная готовность | наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности |
12. | Мотивационная готовность | это отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний |
13. | Речевая готовность | овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внутренняя – внешняя, диалогическая – монологическая) и функций (обобщение, планирование, оценивание и т.д.) речи |
14. | Социальная зрелость | потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение другим законам, способность выполнять роль ученика |
1 | 2 | 3 |
15. | Семья |
первичный воспитательный коллектив, обладающий необычайно широким диапазоном воспитательного воздействия на личность и испытывающий влияние институтов общественного воспитания |
16. | Умственная готовность | достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, внимание, осмысленное запоминание, образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением) |
17. | Школьная дезадаптация | это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным |
18. | Эмоциональная зрелость | уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное занятие |
Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе