Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)
 

Дополнительная  информация

    1. Эмоциональная установка по отношению к школе: ребенок с удовольствием посещает школу, здесь ему больше уделяют внимания, надевают новые вещи, появились новые друзья.
    2. Взаимоотношения в семье: ребенку не хватает внимания со стороны родителей, семья не благополучная, второй ребенок, старшему 13 лет; ребенок предоставлен самому себе, занятий по подготовке к школе родители не проводят, не беседуют с ребенком на данную тему, многое узнает от старшей сестры.
    3. Личностные особенности: самооценка завышена, любит быть лидером, не всегда послушна, может нарушить какой-либо запрет, воспитание не на уровне физического развития, но добра, отходчива, быстро прощает обиды.
    4. Рекомендации для других специалистов: имеет дефекты речи, нуждается в помощи логопеда.

 

 

       Приложение Д 

      Психологическая карта

      Результаты  обследования на предмет определения  психологической готовности к школе  заносятся в карту психического развития ребенка, кратко называемую психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе. Сводная таблица имеет следующие рубрики: 1) дата; 2)  причины проведения обследования или других видов работы; 3) цель мероприятия и результат; 4) вопросы для дальнейшей работы.

      Далее идут разделы, в которых представлены конкретные результаты работы с ребенком:

    1. Данные об особенностях развития, обучения и воспитания на предыдущих этапах.
    2. Сведения о состоянии здоровья.
  1. Данные о проведении диагностической работы (использовавшиеся методы, результаты).
  1. Данные о психокоррекционной и развивающей работе.
  2. Данные о совместной работе с педагогами (запись бесед с учителями, воспитателями; характеристика, которую они дают ребенку; рекомендации психолога; совместно принятые решения; анализ хода и результатов выполнения решений и рекомендаций).

      VI. Данные о совместной работе с родителями (запись бесед с родителями; рекомендации, данные психологом; совместные решения; анализ хода и результатов их выполнения).

      VII. Копии заключений для третьих лиц и инстанций, данных психологом по поводу ребенка.

      VIII. Заключения специалистов, полученные в ответ на запрос психолога по поводу ребенка.

      IX. Дополнительные данные. Особые отметки.

      Для предотвращения утечки психологической  информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке (фамилия и т. д.) хранится отдельно. На нем, так же как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

      К карте имеют доступ психолог и  его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там сведениями только по согласованию с психологом.

     Если  пришел ребенок, нуждающихся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования (с описанием применявшихся диагностических методов и полученных по ним результатов), зафиксировать основные проблемы ребенка (как интеллектуальные, так и личностные) и наметить план необходимой развивающей работы.

      Психологическая карта

      Фамилия, имя, отчество ________Иванова Мария Петровна______

      Дата  рождения _______24.04.2004_____

      Сведения  о семье: ________мать Иванова Людмила Юрьевна_________

                                                      отец Иванов Петр  Иванович_____________

      Сводные данные о работе с ребенком

      Данные  об особенностях развития, обучения и  воспитания на предыдущих этапах.

      Девочка воспитывалась дома, особого внимания ей не было уделено. Знания соответственно возрасту минимальны, объем уровня интеллектуальных способностей ниже среднего.

    1. Сведения о состоянии здоровья.

    Ребенок физически и психически здоров, особых отклонений в здоровье нет. Физиологическое  развитие в норме. (14 баллов)

    1. Данные о проведении диагностической работы (результаты).

      Уровень речевого развития: запас слов достаточен для ответа на вопросы, составления полного рассказа по картинке, построение предложений не всегда верно, иногда неверное употребление падежей, составление краткого рассказа не всегда удается точным; имеет дефекты в произношении звуков [р], [т], [ч]; темп речи немного замедлен; логопедической помощи до школы не получала. (6 баллов)

      Развитие  мелкой моторики и графических умений: скованность в движениях, недостаточно уверенности в движении по странице вверх, вниз (вычерчивание вертикальных линий); ведущая рука – правая; рука во время работы не напряжена, правильное положение ручки при письме. (7 баллов)

      Зрительное  восприятие: правильно находит образец  из ряда предложенных, выделяет заданный образец. (5 баллов)

      Интегративные умения: низкое качество выполнения при работе (неровность штриха, неточное соотношение элементов) (3 балла)

      Способность ребенка понять инструкцию: не понимает с первого раза, но принимает помощь и самостоятельно выполняет аналогичное  задание.

      Умение  планировать свою деятельность и сосредоточенно работать: действует в определенном порядке, работает почти без отвлечений; принимает помощь и подсказки; при привлечении внимания к ошибкам корректирует по ходу деятельности.

      Высокая и устойчивая работоспособность, достаточный уровень работоспособности на протяжении довольно длительного времени (12-14 минут).

      Отношение к неудаче: относительно спокойно реагирует, нервничает.

      Темп  работы: работает медленно, спокойно. (10 баллов)

    1. Данные о психокоррекционной и развивающей работе.

    Рекомендовано обратиться к логопеду. Начать курс занятий с логопедом.

    1. Данные о совместной работе с педагогами (запись бесед с учителями, воспитателями, характеристика, которую они дают ребенку).

     По  словам учителя ребенок активен  в играх по правилам и без них, сидеть на месте ребенку трудно более 15 минут, даже при выполнении для него интересного задания, добра, внимательна к другим, трудолюбива, умеет легко общаться с детьми, со взрослыми не всегда бывает тактична, знает не все правила поведения, отзывчива. Дома не получает достаточного внимания, очень любит рисовать, легко увлекается чтением неизвестных для нее сказок и других литературных произведений, легко ориентируется в незнакомой обстановке.

    1. Данные о совместной работе с родителями (запись бесед с родителями; совместные решения; анализ хода и результатов выполнения).
    2. Дополнительные данные. Особые отметки.

    Прогнозы  школьных трудностей на основе выделения  факторов риска:

  1. нарушение речевого развития – возможен комплекс трудностей в формировании навыков чтения и письма; особое затруднение возможно при обучении иностранному языку;

     2)     несформированность моторных функций  – вероятен комплекс трудностей  при обучении письму.

 

Приложение Е 

Числовые  показатели обследования

по  диагностическому комплексу  Л.А. Ясюковой

     В скобках указаны значения, полученные в течение обследования: первое число  – показывает уровень ребенка-дошкольника  на начало подготовительного курса (февраль-март), второе число – учащиеся 1 класса (сентябрь).

     Илья  В. – мышление: визуальное: линейное – 8-10, структурное – 10-12, понятийное: интуитивное – 6-6, логическое – 9-9, речевое – 7-9, образное – 8-9, абстрактное – 3-3; речевое развитие – 13-16; скорость переработки информации – 19-27; внимательность – 0,97-больше 0,98; зрительно-моторная координация – слабый; память кратковременная: речевая – 4-5, зрительная – 8-8; тревожность – 6-6; энергия – 0,8-0,98.

     Вика  Е. – мышление: визуальное: линейное – 7-8, структурное – 6-7, понятийное: интуитивное – 5-5, логическое – 5-5, речевое  – 6-7, образное – 4-4, абстрактное – 2-2; речевое развитие – 11-13; скорость переработки информации – 17-20; внимательность – 0,96-больше 0,98; память кратковременная: речевая – 3-3, зрительная – 5-6; тревожность – 5-6; энергия – 0,62-0,8.

     Ира Ц. – мышление: визуальное: линейное – 4-4, структурное – 1-2, понятийное: интуитивное – 2-3, логическое – 2-3, речевое – 3-4, образное – 2-3, абстрактное – 1-1; речевое развитие – 13-15; скорость переработки информации – 16-17; внимательность – 0,96-0,96;; память кратковременная: речевая – 3-3, зрительная – 5-5; тревожность – 6-6; энергия – 0,6-0,72.

     Катя  Б. – мышление: визуальное: линейное – 7-8, структурное – 7-10, понятийное: интуитивное – 4-5, логическое – 5-7, речевое  – 3-4, образное – 6-11, абстрактное – 2-2; речевое развитие –  9-13; скорость переработки информации –  17-27; внимательность –  0,96-0,97; память кратковременная: речевая –  3-5, зрительная –  2-4; тревожность –  5-7; энергия –  0,94-0,98.

     Катя  В. – мышление: визуальное: линейное – 8-10, структурное – 5-6, понятийное: интуитивное – 3-3, логическое – 3-3, речевое – 3-4, образное – 4-4, абстрактное – 2-2; речевое развитие – 11-14; скорость переработки информации –  16-23; внимательность – 0,92-0,94; память кратковременная: речевая – 4-5, зрительная – 3-4; тревожность – 6-7; энергия – 0,9-0,92.

     Лена  П. – мышление: визуальное: линейное – 7-8, структурное – 5-5, понятийное: интуитивное – 4-5, логическое – 3-3, речевое – 5-7, образное – 4-4, абстрактное – 2-2; речевое развитие – 9-9; скорость переработки информации – 17-23; внимательность – 0,91-0,93; память кратковременная: речевая – 4-5, зрительная – 4,5-5; тревожность – 6-7; энергия – 0,86-0,96.

     Толя  Е. – мышление: визуальное: линейное – 10-11, структурное – 12-12, понятийное: интуитивное – 6-7, логическое – 9-10, речевое – 9-9, образное – 9-10, абстрактное – 3-3; речевое развитие – 17-18; скорость переработки информации – 29-34; внимательность – 0,96-0,97; память кратковременная: речевая – 6-6, зрительная – 6-7; тревожность – 7-7; энергия – 0,88-0,9.

     Саша  Ч. –мышление: визуальное: линейное – 10-10, структурное – 7-8, понятийное: интуитивное – 5-5, логическое – 7-7, речевое – 8-8, образное – 5-7, абстрактное – 3-3; речевое развитие – 14-14; скорость переработки информации – 27-37; внимательность – 0,96-0,96; память кратковременная: речевая – 3-4, зрительная – 4-4; тревожность – 4-5; энергия – 0,98-1,2.

     Маша  В. – мышление: визуальное: линейное – 11-11, структурное – 9-10, понятийное: интуитивное – 5-5, логическое – 10-10, речевое – 11-11, образное – 8-8, абстрактное – 3-3; речевое развитие – 14-14; скорость переработки информации – 28-35; внимательность – 0,95-0,95; память кратковременная: речевая – 5-6, зрительная – 7-7; тревожность – 5-5; энергия – 0,88-0,91.

     Яна Р. – мышление: визуальное: линейное – 9-11, структурное – 6-7, понятийное: интуитивное – 4-4, логическое – 5-6, речевое – 9-9, образное – 6-7, абстрактное – 2-2; речевое развитие – 11-13; скорость переработки информации – 28-37; внимательность – 0,96-0,97; память кратковременная: речевая – 4-4, зрительная – 4-4; тревожность – 5-5; энергия – 0,9-0,94.

     Анжелика  Т. – мышление: визуальное: линейное – 8-10, структурное – 4-4, понятийное: интуитивное – 3-3, логическое – 3-3, речевое – 4-4, образное – 3-4, абстрактное – 1-1; речевое развитие – 10-10; скорость переработки информации – 16-26; внимательность – 0,97-больше 0,98; память кратковременная: речевая – 3-4, зрительная – 3-4; тревожность – 6-6; энергия – 0,92-1,2.

     Кирилл  Ш. – мышление: визуальное: линейное – 11-12, структурное – 8-9, понятийное: интуитивное – 4-6, логическое – 8-8, речевое – 6-7, образное – 9-9, абстрактное – 2-2; речевое развитие – 13-15; скорость переработки информации – 19-29; внимательность – 0,96-больше 0,98; память кратковременная: речевая – 3-4, зрительная – 4,5-5; тревожность – 6-6; энергия – 0,6-0,82.

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе