Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)

      IV-V зоны – визуальное мышление ребенка развито хорошо. Ребенок может самостоятельно и спонтанно использовать наглядный вспомогательный материал и сознательно прибегает к этому при возникновении каких-либо трудностей.

        Анализ ответов, которые ребенок выбирает в тесте Равена, позволяет исследовать и качественное своеобразие его интеллектуального развития. Доминирующий тип мышления можно определить по используемым операциональным механизмам.

      Тест  позволяет получить представление  о том, умеет ли ребенок мыслить  самостоятельно. Дело в том, что инструкция к тесту дается только в самом  общем виде, который позволяет ребенку начать работу. Однако задания в тесте не однородны, и детям приходится самостоятельно несколько раз частично трансформировать и конкретизировать общий подход к их выполнению. Если дети с этим не справляются, то самостоятельность мышления еще не развита.

      Каждая  методика диагностического комплекса  обрабатывается самостоятельно. Обработка  осуществляется в соответствии с  определенной технологией и ключами. Результаты обработки отражаются в таблице «Психологическая характеристика». (Приложение Г)

      Окончательные выводы об особенностях развития ребенка  и о его готовности к школьному  обучению могут быть сделаны только на основании сравнительного анализа  результатов, полученным по всем методикам, входящим в диагностический комплекс. Лучше, если информация представлена в характеристике не словесно, а схематично, наглядно: выявленный уровень развития всех качеств отмечен крестиком в соответствующей колонке таблицы.

      По  результатам обследования можно  проводить индивидуальную работу с родителями, детьми, учителями, предварительно объяснив, как пользоваться данной информацией. Таким образом, слушая психолога, родители смогут сами оценить проблемы и возможности своего ребенка. Для педагогов составляется сводная таблица-характеристика (на всех детей), с краткой расшифровкой смысла каждого показателя и инструкцией по ее использованию.

     Методика  раннего прогнозирования строится как интегральная диагностика развития ребенка, включающая функциональное развитие и состояние здоровья, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации  движений, зрительного восприятия и  ряда интегративных функций. Комплекс показателей, выбранных для интегральной диагностики, основан на результатах специальных исследований о причинах и характере школьных трудностей на начальных этапах обучения и о значимости отдельных показателей функционального развития для формирования базовых школьных навыков. Методика предусматривает количественную и качественную оценку факторов риска в развитии ребенка.

     Методика  включает: анализ раннего развития и состояния здоровья по результатам ответов родителей на вопросы анкет; анализ показателей деятельности и общего развития; анализ школьно-значимых показателей функционального развития: координации движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных интеграций.

     В дополнительное обследование входит методика определения степени мануальной асимметрии (ведущей руки), а также комплексная оценка зрительного восприятия. Особое внимание при обследовании по М. Безруких уделяется не только конечному результату, но и ходу работы ребенка. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать показатели деятельности.

     Используя диагностические комплексы М.М. Безруких и Л.А. Ясюковой, можно оценить  плюсы и минусы предложенных комплексов. Проведя обследование детей по данным методикам, можно характеризовать  положительные результаты, которые получает психолог. Полученные данные позволяют оценить уровень психологической готовности каждого из детей-дошкольников. Однако диагностический комплекс Л.А. Ясюковой позволяет провести сравнительный анализ старшего дошкольника и первоклассника. Прекрасно разработана система оценивания уровня не только дошкольников, первоклассников, но и даже второклассников. Оба комплекса имеют различные подходы в обследовании ребенка. Но каждая из данных методик позволяет узнать возможные причины дезадаптации детей в первом классе и школьные трудности на протяжении обучения.

 

     

     2.2 Конкретные результаты обследования  

      Результаты  обследования на предмет определения  психологической готовности к школе должны быть занесены в карту психического развития ребенка, кратко называемую психологическая карта. (Приложение Д)

      Обследование  по диагностическому комплексу определения  готовности ребенка к школе Л.А. Ясюковой показало, что в процессе обработки данных было выявлено в феврале-марте и во второй половине сентября результаты у некоторых детей значительно улучшились. Числовые показатели отражены в сравнении двух проведенных обследований. (Приложение Е)

      Повышение показателей произошло после  дополнительной совместной работы учителя  и родителей над  теми выявленными отклонениями в развитии, которые позволили откорректировать их в процессе работы на протяжении почти полугода. Обследование по данным диагностическим комплексам позволяют выявить все составляющие общей готовности ребенка к школе: интеллектуальную, социальную и эмоциональную.

      Определение уровня готовности по Л.А. Ясюковой позволяет четко выявить уровень мышления, речевого развития, памяти, внимательности каждого ребенка, а также уровень тревожности, эмоциональных установок.

      Ниже  приведены результаты обследований каждого ребенка. (Приложения Ж, И)

      Развитие  Ильи В. показало следующие результаты: уровень развития мышления – хороший, речевого развития и памяти – хороший, внимание – высокий. Развитие ребенка соответствует возрастным нормативам, готовность к школе достаточна. Изменения в течение полугода повысились по некоторым показателям. Многие нормативы показывают хороший уровень, обучение в школе не должно создать трудности в адаптации.

      Обследование по определению психологической готовности к обучению в школе Вики Е. соответствовало следующим уровням развития: мышление – средний, речевое развитие и память – хороший, внимание – высокий. Большинство показателей показывают достаточный уровень готовности, адаптация должна пройти успешно. Изменения в течение полугода незначительны.

      Показатели  возрастного развития Иры Ц. имеют следующие уровни развития: мышление – слабый, речевое развитие – хороший, память – средний, внимание – хороший. Психологическая готовность-неготовность ребенка находиться в пограничной зоне. Значения, соответствующие нормативам позволяют определить возможную дезадаптацию ребенка в школе, так как примерно половина обследуемых психологических структур показывают слабый уровень развития психических процессов.

      Катя  Б. показала следующие уровни развития, и соответствуют значениям: мышление – средний,  речевое развитие и память – средний, внимание – хороший.                            Сравнительный анализ двух обследований позволяет сделать вывод о том, что адаптация ребенка в школе пройдет без усилий со стороны ребенка. Некоторые значения улучшились по сравнению с предыдущим обследованием. Большинство показателей дает хороший уровень готовности ребенка.

      Развитие  Кати В. показало следующие результаты: мышление – половина значений имеет слабый уровень, а половина – средний, речевое развитие и память – средний, внимание - средний. Сравнение результатов весной и осенью показывают некоторые изменения в лучшую сторону. Возможны трудности адаптации ребенка в связи со значениями некоторых показателей (слабый уровень).

      Обследование  по определению психологической  готовности к обучению в школе  Лены П. соответствовало следующим  уровням развития: мышление – в  большинстве показателей средний, речевое развитие и память – слабый, внимание – средний. Значение показателей в течение полугода почти не изменились. Возможна дезадаптация, потому что значения некоторых уровней развития слабый (образное мышление, речевое развитие, зрительно-моторная координация).

      Показатели  возрастного развития Толи Е. имеют  следующие уровни развития: мышление – преобладание уровня развития – хороший, речевое развитие, память – хороший, внимание – хороший. Показатели уровней развития увеличились и соответствуют хорошему уровню развития ребенка, ребенок готов к школьному обучению, адаптация должна пройти успешно.

      Саша  Ч. при обследовании показал следующие  уровни развития, и соответствуют  значениям: мышление – средний,  речевое развитие и память – средний, внимание – хороший. Показатели развития ребенка в течение 5 месяцев изменились незначительно и дают хорошие и средние уровни развития, можно предположить, что адаптация ребенка в школе пройдет успешно.

      Развитие  Маши В. показало следующие результаты при проведении обследования: мышление – хороший уровень, речевое развитие и память – средний, внимание - средний. Колебания значений в течение полугода незначительны. Уровень развития ребенка довольно высок, адаптация ребенка в школе не доставит хлопот ни родителям, ни педагогам. Ребенок самостоятелен.

      Обследование  по определению психологической  готовности к обучению в школе Яны Р. соответствовало следующим уровням развития: мышление – средний, речевое развитие и память – средний, внимание – слабый. Большинство значений при обследовании показало средний уровень развития. Предположительно ребенок должен хорошо адаптироваться в новых условиях.

      Показатели  возрастного развития Анжелики Т. имеют  следующие уровни развития: мышление – преобладание уровня развития –  слабый, речевое развитие и память – средний, внимание – высокий. Развитие девочки имеет различные показатели: примерно половина показателей соответствует слабому уровню развития, но в тоже время есть и хорошие, и даже высокие показатели развития. Предположительно, адаптация должна пройти безболезненно.

      Кирилл  Ш. при обследовании показал следующие  уровни развития, которые  соответствуют значениям: мышление – преобладание значений – хороший,  речевое развитие и память – средний, внимание – высокий. Предположительно, можно сказать, что адаптация ребенка пройдет успешно, о чем говорят значения возрастных показателей. В течение полугода произошло изменение следующих уровней развития: визуальное мышление и речевое развитие.

      Развитие  Любы Л. показало следующие результаты при проведении обследования: мышление – слабый уровень, речевое развитие – слабый, память – средний, внимание - средний. Развитие девочки не дает однозначных результатов, поэтому очень трудно сделать прогноз об адаптации или дезадаптации, скорее всего, возможна дезадаптация, так как половина значений показывает слабый уровень развития ребенка.

      Обследование  по определению психологической готовности к обучению в школе Дениса Ю. соответствовало следующим уровням развития: мышление – различные уровни – хороший, средний, слабый, речевое развитие и память – средний, внимание – хороший. Большинство показателей у данного ребенка соответствует средним уровням развития психологической готовности к школьному обучению. Адаптация должна пройти успешно.

      Показатели  возрастного развития Даниила Р. имеют следующие уровни развития: мышление – хороший, речевое развитие и память – хороший, внимание – высокий. Психологическая готовность ребенка к школе имеет хорошие и высокие показатели. Ребенок готов по всем структурным составляющим готовности к школе, соответственно адаптация должна пройти успешно.

      Олеся Е. при обследовании показала следующие уровни развития, которые  соответствуют значениям: мышление – преобладание значений – средний,  речевое развитие – хороший, память – средний, внимание – высокий. Все значения имеют различные показатели: средний, хороший и даже некоторые значения высокий уровень развития. Многие показатели по сравнению с весенним обследованием улучшились. Предположительно, адаптация должна пройти успешно.

      Развитие  Ксюши Е. показало следующие результаты при проведении обследования: мышление – преобладающие значения составляют – хороший уровень, речевое развитие – хороший, память – средний, внимание - средний. Сравнительный анализ двух обследований позволяет сделать вывод о том, что адаптация ребенка в школе пройдет без усилий со стороны ребенка. Некоторые значения улучшились незначительно по сравнению с предыдущим обследованием. Большинство показателей дает хороший уровень готовности ребенка.

      Обследование  по определению психологической  готовности к обучению в школе  Ани Ш. соответствовало следующим уровням развития: мышление –   хороший, речевое развитие – средний, память – средний, внимание – хороший. Развитие ребенка соответствует возрастным нормативам, готовность к школе достаточна. Изменения в течение полугода повысились по некоторым показателям. Многие нормативы показывают хороший уровень, обучение в школе не должно создать трудности в адаптации.

      Показатели  возрастного развития Кости Р. имеют  следующие уровни развития: мышление – преобладание уровня развития –  слабый, речевое развитие и память – слабый, внимание – хороший. Значения, соответствующие нормативам позволяют определить возможную дезадаптацию ребенка в школе, так как примерно половина обследуемых психологических структур показывают слабый уровень развития психических процессов.

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе