Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)

     Выявить страхи первоклассников можно с  помощью методик неоконченных предложений  и рисования страхов. Школьная тревожность  выражается в волнении, повышенном беспокойстве, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Определить уровень подлинной школьной тревожности можно при помощи теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

     Цель  диагностического обследования состоит в том, чтобы составить прогноз обучаемости ребенка, а не замерить уровень так называемого возрастного развития. 
 
 

 

     

     2 Исследование психологической готовности ребенка к школе 

     2.1 Процедура определения  психологической  готовности к школе 

     Перед поступлением ребенка в 1-й класс необходимо проводить диагностику школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей.

      Процедура определения психологической готовности ребенка к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых приходится работать. В общеобразовательной сельской школе проводится подготовительная работа с будущими первоклассниками на протяжении четырех месяцев (февраль-июнь). Занятия проводятся 3 раза в неделю в течение февраля-мая, в июне ежедневно с понедельника по пятницу.

     На  основе сравнения результатов системной  диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей. Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка до школы, а также будут использованы в учителем в школе. И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они, таким образом, готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем.

      Проведение  обследования детей, готовящихся к  поступлению в первый класс, необходимо для дальнейшего обучения и корректировки выявленных недостатков. Учителю такие сведения нужны для правильного пути реализации обучения каждого из будущих первоклассников.

      Основная  цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявление его индивидуальных особенностей. Учителю важно знать психологические особенности каждого из будущих первоклассников для того, чтобы грамотно строить индивидуальную работу с учениками. Учет способностей и возможностей каждого обязателен при построении уроков, согласно новым федеральным образовательным стандартам второго поколения. Ребенок работает интенсивно в том случае, если ему посильно задание, которое он выполняет. Индивидуализация и дифференциация возможна лишь при условии знания особенностей каждого из воспитанников.

      Обследование  проводилось в сельской общеобразовательной школе. Была проведена индивидуальная и коллективная работа. Общее количество детей при обследовании – 20 человек (8 мальчиков и 12 девочек). Обследование было проведено в феврале-марте детей-дошкольников, готовящихся к поступлению в школу, аналогичное обследование было проведено во второй половине сентября той же группы детей-первоклассников.

      Обследование  по диагностическому комплексу, предложенному Ясюковой, проводилось индивидуально и в группе.

      Групповое тестирование не должно проводиться  в игровой форме (что отрицательно может сказаться на результатах  тестирования), необходимо создать атмосферу обычного урока. Это позволяет выяснить готовность ребенка к восприятию объяснения учителя и способность самостоятельно работать с общей инструкцией. Желательно психологу во время группового тестирования иметь подготовленного помощника, который имеет представление о выполняемой работе.

     Тестирование  продолжается два урока по 40 минут. Группа содержит 6-10 человек. Дети сидят  по одному за партой. Для объяснения инструкций используется доска. Перед  началом тестирования детям раздаются  бланки, которые подписаны заранее. Для выполнения заданий необходимы лишь ручки. Порядок предъявления методик: 1. Тест Тулуз-Перона. 2. Тест Равена. 3. Гештальт-тест Бендер. 4. Тест Коха «Дерево». 5. Тест «Рисунок семьи».

     Перечисленные методики может проводить как  сам школьный психолог, так и подготовленные им учителя начальных классов, что значительно ускоряет процедуру обследования. Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым, а также фиксирования его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

     Практически все обследование проводится по возможности в присутствии родителей. Для родителей готовится анкета, предложенная М.М. Безруких. (Приложение А)

       Родители садятся рядом со своим ребенком (но не напротив него), но вместе с тем на некотором расстоянии, чтобы все видеть и слышать, но не мешать. Работает с ребенком психолог.

      Во  время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный, непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо (независимо от действительного результата).

      Прежде  чем перейти к правилам обработки  и интерпретации результатов  отдельных методик, входящих в диагностический  комплекс Ясюковой, приведем таблицу, которая показывает соответствие между  методиками и измеряемыми психологическими качествами. (Приложение Б)

      Тест  Тулуз-Пьерона позволяет определить скорость переработки информации, внимательность. Обработка результатов тестирования осуществляется с помощью наложения  на бланк ключа, изготовленного из прозрачного  материала. На ключе выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне кружков квадратики должны быть подчеркнуты.

      Для каждой строчки подсчитывается общее  количество обработанных квадратиков (включая ошибки); количество ошибок. За ошибку считаются: неверная обработка; любые исправления и пропуски. Обязательным является расчет двух показателей: скорость выполнения и точность выполнения теста.

      Скорость  выполнения теста:

      V=∑x/n,

      где n - число рабочих строк,

      x - количество обработанных знаков.

      Таким образом, общая сумма обработанных знаков делится на количество рабочих строк. Коэффициент точности выполнения теста К (или показатель концентрации внимания):

      K=V-α /V, α =∑y/n,

      где V – скорость,

      α – среднее количество ошибок в  строке,

      n – количество строк,

      y – количество ошибок в строке.

      Уровень развития скорости переработки информации и внимательности определяется  путем сравнения количественных значений этих показателей у данного  ребенка с нормативными данными.  (Приложение В)

      Если  же у ребенка скорость переработки информации соответствуют III-V уровням, а внимательности – IV-V уровням, то никаких поводов для беспокойства нет. Однако при этом  следует помнить (особенно родителям), что, если ребенок все же допускает ошибки, их уже нельзя считать случайными – по невнимательности. Как раз с внимательностью у ребенка все в порядке. Следовательно, причина ошибок – в незнании или непонимании материала. Если же оба показателя находятся в средней зоне, то еще достаточно часто ребенок может допускать ошибки по невнимательности и его надо обучать методам речевого самоконтроля.

      Тест  Тулуз-Пьерона позволяет выявить  и медлительных детей. Достаточно часто  встречаются дети, которые работают с высокой точностью (зоны IV-V), но очень медленно (скорость в зоне II). В этих случаях необходимо выяснить, с чем связана медлительность, как она может осложнять процесс обучения, что предпринимать для профилактики. Уточнить это можно, наблюдая за ребенком во время индивидуального обследования.

      Выделено  пять зон, отражающих уровень развития  каждого психологического качества: уровень патологии, уровень слабого, среднего, хорошего и высокого развития.

      Зона  I – уровень патологии. Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Этот уровень отмечается в слабой зоне крестиком, рядом с которым ставится восклицательный знак (+!).

      Зона  II – слабый уровень, или субнорма. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку. Если абсолютное большинство рассматриваемых показателей не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет. Поступление следует отложить на один год.

      Зона  III – средний уровень, или норма. Типичен для детей, поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательной программе. Если абсолютное большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности к школе. Если родители не будут контролировать ребенка, то через какое-то время ребенок окажется в разряде неуспевающих.

      Зона  IV – хороший уровень. Превышает типичный уровень развития детей данного возраста.

      Зона  V – высокий уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка.

      В тесте Равена используются задания серии А и серии В. Задания серии А позволяют оценить уровень развития «Линейного визуального мышления», задания серии В – «Структурного визуального мышления». Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального мышления. Оно позволяет проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление позволяет проводить операции, которые нельзя реализовать на основе процесса восприятия.

      Структурное визуальное мышление позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации  элементов изображения и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии. Обработка результатов происходит посредством сравнения ответов ребенка с ключом. Ключ: серия А 451263621354, серия В 261213564345. Каждое совпадение с ключом оценивается в 1 балл. Если ребенок исправлял ответы, то следует засчитывать тот ответ, который он оставил, как правильный. Сумма баллов подсчитывается отдельно для серии А и серии В. Индивидуальные результаты сравниваются с нормативными данными.

      I зона – значительные нарушения визуального мышления. Можно предположить, что нарушения зрительного анализа имеют органическую или функциональную природу. В данном случае необходимы консультации невропатолога, дефектолога, окулиста.

      II зона – визуальное мышление ребенка развито слабо. Попытки использовать рисунки, графики и другие вспомогательные наглядные материалы при объяснении уроков успеха иметь не будут.

      III зона – средний уровень развития визуально мышления. Ребенок лучше понимает и усваивает материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами еще не умеет.

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе