Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)
gn="justify">     Существующие  отечественные методики определения  предпосылок овладения учебной  деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика «Узор» Л.И. Цеханской, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера и др.

     Помимо  методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к  обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных  шкал, выявляющих развитие ребенка  в разных сферах. Примером может служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П.Я. Кеэса, определяющие уровень восприятия, логического мышления и пространственного мышления и др. А.Г. Лидерс и В.Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России.

     Весьма  эффективной для обследования детей  на готовность к школьному обучению является методика М.Н. Костиковой. Автор  предлагает ориентироваться не на результат  тестового испытания, а на процесс  решения, анализируя при этом затруднения  испытываемые детьми, и те виды помощи, которые им необходимы для успешного выполнения задания.  Под затруднениями подразумеваются любые остановки в выполнении заданий, любое неправильное их выполнение, превышение среднего временного показателя. Затруднения свидетельствуют о том, что ребенок не может выполнить экспериментальное задание в соответствии с нормативами.

     В тех случаях, когда ребенок не может самостоятельно преодолеть затруднения, экспериментатор начинает создавать  условия преодоления затруднений. Под условиями преодоления затруднений подразумеваются различные виды помощи, оказываемые ребенку в процессе работы. В каждом конкретном случае помощь осуществляется в таком объеме и того качества, которые требуются для преодоления ребенком испытываемых им затруднений.

     М.И. Костикова использует пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ  индивидуальному подходу при его обучении. Использование данной методики определения готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.

     Для оценки интеллектуального развития в специальных исследованиях используют довольно сложные тесты, один из которых, наиболее распространенный, тест Векслера. В нашей стране  этот тест применяется в модификации А.Ю. Панасюка. Тест позволяет определить общий, а также вербальный и невербальный показатели умственного развития. Такое тестирование требует значительного времени и высокой квалификации исследователя, так как интерпретация результатов не совсем проста, как кажется. Тест состоит из 12 субтестов, с помощью которых можно не только определить уровень развития вербально-логического и наглядно-образного мышления, но и выделить слабые звенья в развитии, а значит, и предсказать возможные трудности и меры коррекции.

     Позволяет выявить общий уровень умственного  развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свой действия - методика А.Р. Лурия. Ребенку предлагают задание: запомнить слова и словосочетания, при этом ребенок должен выполнить рисунок, который потом поможет воспроизвести эти слова. Для запоминания используются 10-12 слов и словосочетаний, например: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа ребенку повторяют ряд слов и словосочетаний и дают его рисунки, он должен вспомнить слова по соответствующим его рисункам.

     В беседе с ребенком можно определить не только общий запас сведений, знаний, но и сформированность логического  мышления и уровень речевого развития. Важным компонентом определения готовности является анализ речевого развития. Для этого чаще всего используются следующие задания: составить рассказ по картинкам, рассказать стихотворение. Учитывается то, как ребенок вел беседу, как воспринимал вопросы, как отвечал на них. При анализе уровня речевого развития отмечаются: запас слов; грамматическая правильность речи (падежи, единственное и множественное число); понимание, способность правильно объяснить ситуацию и составить короткий рассказ; умение понимать речь, вопросы собеседника и отвечать на них; качество звукопроизношения; специально оценивается монологическая речь ребенка.

     Тонкая  координация движения пальцев (скорость, точность, ловкость) оценивается при  выполнении манипуляций с мелкими  предметами: счетными палочками, спичками.

     Особое  внимание уделяется графическим  движениям, по которым оцениваются  четкость и ровность линий, уверенность  штриха, скорость движений.

     В практике определения готовности ребенка  к школе чаще оценивается один из основных показателей умственного  развития – сформированность образного мышления. Оценить сформированность образных представлений можно, используя различные задания: 1) нарисовать человека; 2) срисовать с натуры какой-либо предмет; 3) собрать простой рисунок из разрезанных частей; 4) собрать рисунок по схеме из деталей. При этом оцениваются: степень подробности рисунка, точность изображения общей формы и пространственного соотношения частей, соблюдение относительных размеров, длительность подготовки к работе, понимание инструкции, необходимость в помощи, ориентировка в схеме, способность внести коррекцию по ходу работы.

     Уровень зрительно-моторной координации, зрительного восприятия и зрительной памяти анализируется с помощью специальных тестов. У нас в стране широко применяется методика Керна-Йирасека, однако, по мнению М. Безруких, оценка заданий этой методики очень субъективна. [4] Тест школьной зрелости Керна—Йирасека включает три задания: рисование мужской фигуры, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек. Все они диагностируют в первую очередь степень развития тонкой моторики руки и зрительной координации и движений руки. Автор показал, что его тест обладает высокой прогностической валидностью и может предсказать будущую успешность обучения ребенка в школе. Однако дети, плохо выполняющие тест, могут также демонстрировать хорошую успеваемость, в связи, с чем автор подчеркивает, что предлагаемая им методика недостаточна для констатации школьной незрелости, а диагностирует лишь наличие школьной зрелости.

     При определении уровня развития пространственного мышления эффективна и удобна методика А.Л. Венгера «Лабиринт». Ребенок должен найти путь к определенному домику среди разных путей и тупиков лабиринта. При этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов он пройдет (например, деревьев, кустов, грибов). Ребенок должен ориентироваться в лабиринте и схеме, которые отображают последовательность пути.

     Наиболее  распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического  мышления, являются «Объяснение сюжетных картин» (ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней изображено) и «Последовательность событий» (ребенку предлагается серия сюжетных картинок, ему необходимо разложить картинки по порядку, так как развивались события). Первая методика дает представление о том, на сколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь. Во второй методике выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.

     С помощью методики предметной классификации  изучают аспекты мышления (обобщение  и абстрагирование, последовательность умозаключений и др.). Ребенку  предлагается несколько карточек с  изображенными живыми существами и  неодушевленными предметами. Он должен разложить карточки по двум признакам, выделяя их самостоятельно и мотивируя свой выбор. Наиболее интересна методика интерпретации пословиц. Она позволяет выявить уровень сложных мыслительных процессов анализа и синтеза. Методика интерпретации пословиц (по Б.В. Зейгарник) предлагает кроме пословицы еще две фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а другая не соответствует смыслу, внешне напоминая ее.

     Программа диагностики психологической готовности к школе, предложенную и апробированную Н.И. Гуткиной включает ряд методик: 1) методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка; 2) методика выявления сформированности «внутренней позиции школьника» (специально построенная беседа с дошкольником); 3) методика «Домик», включающая задание по срисовыванию образца и позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики, умения работать по образцу; 4) методика «Да и нет», применяющаяся для диагностики умения ребенка действовать по правилу и представляющая собой модификацию известной игры «да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите»; 5) методика «Сапожки», направленная на диагностику умения пользоваться правилом для решения задачи и особенностей развития процесса обобщения; 6) методика «Последовательность событий», предназначенная для изучения особенностей развития логического мышления, речи и способности к обобщению; 7) методика «Звуковые прятки», предназначенная для проверки фонематического слуха. [12]

     Методика  определения готовности к школе (по Л.Я. Ясюковой) предлагает диагностический комплекс. Первый блок предназначен для группового тестирования и содержит гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная  координация), тест Тулуз-Перона (особенности нейродинамики, работоспособности), тест Равена (визуально-линейное и структурное мышление), а также проективные тесты «Рисунок семьи» и «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера). Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком и содержит задания, ориентированные на измерение объема кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневых характеристик мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевого развития и личностных особенностей ребенка (тест Тэммл, Дорки, Амен – уровень тревожности, цветовой тест Люшера – энергетическое обеспечение и эмоциональные установки до школы). [37]

     В предлагаемой методике выделяются и  анализируются два типа понятийного  мышления: интуитивное, формируемое  в личном опыте ребенка, и «осознанное» мышление на основе правил. При исследовании интуитивного мышления ребенку предлагаются задания на дополнение, исключение, обобщение, а при исследовании «осознанного» мышления – задания, в которых принцип действия уже приведен и его надо только использовать.

     Обучение  в условиях современной школы  не столько развивает детей, сколько  требует для своего осуществления  наличия определенных характеристик  мышления. Следовательно, при диагностике  готовности ребенка к школе необходимо искать именно их, а не просто исследовать память, внимание, восприятие и воображение.

     Диагностика, предложенная Л.А. Ясюковой, состоит  из тестов, позволяющих проанализировать особенности интеллекта (как общий  уровень, так и операциональную  структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения  и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе. Предлагаемый диагностический комплекс позволяет оценить уровень и особенности интеллектуального развития ребенка с учетом его репрезентативной системы.

     Прогрессивные матрицы Равена используются для  того, чтобы выяснить реальный потенциал  обучаемости детей при педагогическом собеседовании. Тестом Равена замеряется развитость визуального мышления. Выявить  визуальную дисгармоничность невозможно, если для анализа мышления использовать только визуальные задания. В некоторых методиках авторы считают, что мышление дошкольника наглядно-образное, и предлагают в связи с этим только зрительные тесты. Очень популярны различные варианты методики Л.А. Венгера (нахождение пути по схеме) или культурно-независимый тест Р. Кеттелла. Подобные методики  не дают такой информации о речевом мышлении ребенка.

     Для детей, поступающих в школу, в  качестве особо значимых можно выделить три характеристики речевого развития: словарный запас; способность к грамматически правильному построению предложений и речи в целом; произвольность владения речью. В данном комплексе диагностики роль речи выясняется с помощью заданий на реконструкцию предложений. Для оценки речевой кратковременной памяти используется наиболее прогностичное, довольно широко известное задание, в котором ребенку предлагается запомнить с одного предъявления ряд из девяти не связанных между собой односложных знакомых ему слов.

     В диагностические комплексы необходимо включать зрительно-графический гештальт-тест Бендер (вариант для детей 6-12 лет). Тест позволяет надежно оценить степень сформированности зрительно-моторной координации, а также выявить наиболее проблемные моменты.

     Скоростные  характеристики психических процессов можно надежно замерить с помощью теста Тулуз-Пьерона. Важно знать, не только с какой скоростью, но и в течение, какого промежутка времени ребенок может внимательно, не отвлекаясь, следить за объяснением учителя, то есть необходимо оценить его произвольное внимание. Объем и качество произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), нарушения внимания, имеющие нейрофизиологическую основу (ММД), можно оценить с помощью теста Тулуз-Пьерона. Тест Тулуз-Пьерона дает информацию и о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Тест также позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга для оптимизации последующей коррекционной работы с ребенком.

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе