Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа
Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.
Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………
Помимо методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером может служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П.Я. Кеэса, определяющие уровень восприятия, логического мышления и пространственного мышления и др. А.Г. Лидерс и В.Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России.
Весьма эффективной для обследования детей на готовность к школьному обучению является методика М.Н. Костиковой. Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания, а на процесс решения, анализируя при этом затруднения испытываемые детьми, и те виды помощи, которые им необходимы для успешного выполнения задания. Под затруднениями подразумеваются любые остановки в выполнении заданий, любое неправильное их выполнение, превышение среднего временного показателя. Затруднения свидетельствуют о том, что ребенок не может выполнить экспериментальное задание в соответствии с нормативами.
В
тех случаях, когда ребенок не
может самостоятельно преодолеть затруднения,
экспериментатор начинает создавать
условия преодоления
М.И. Костикова использует пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ индивидуальному подходу при его обучении. Использование данной методики определения готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.
Для оценки интеллектуального развития в специальных исследованиях используют довольно сложные тесты, один из которых, наиболее распространенный, тест Векслера. В нашей стране этот тест применяется в модификации А.Ю. Панасюка. Тест позволяет определить общий, а также вербальный и невербальный показатели умственного развития. Такое тестирование требует значительного времени и высокой квалификации исследователя, так как интерпретация результатов не совсем проста, как кажется. Тест состоит из 12 субтестов, с помощью которых можно не только определить уровень развития вербально-логического и наглядно-образного мышления, но и выделить слабые звенья в развитии, а значит, и предсказать возможные трудности и меры коррекции.
Позволяет
выявить общий уровень
В беседе с ребенком можно определить не только общий запас сведений, знаний, но и сформированность логического мышления и уровень речевого развития. Важным компонентом определения готовности является анализ речевого развития. Для этого чаще всего используются следующие задания: составить рассказ по картинкам, рассказать стихотворение. Учитывается то, как ребенок вел беседу, как воспринимал вопросы, как отвечал на них. При анализе уровня речевого развития отмечаются: запас слов; грамматическая правильность речи (падежи, единственное и множественное число); понимание, способность правильно объяснить ситуацию и составить короткий рассказ; умение понимать речь, вопросы собеседника и отвечать на них; качество звукопроизношения; специально оценивается монологическая речь ребенка.
Тонкая координация движения пальцев (скорость, точность, ловкость) оценивается при выполнении манипуляций с мелкими предметами: счетными палочками, спичками.
Особое внимание уделяется графическим движениям, по которым оцениваются четкость и ровность линий, уверенность штриха, скорость движений.
В практике определения готовности ребенка к школе чаще оценивается один из основных показателей умственного развития – сформированность образного мышления. Оценить сформированность образных представлений можно, используя различные задания: 1) нарисовать человека; 2) срисовать с натуры какой-либо предмет; 3) собрать простой рисунок из разрезанных частей; 4) собрать рисунок по схеме из деталей. При этом оцениваются: степень подробности рисунка, точность изображения общей формы и пространственного соотношения частей, соблюдение относительных размеров, длительность подготовки к работе, понимание инструкции, необходимость в помощи, ориентировка в схеме, способность внести коррекцию по ходу работы.
Уровень зрительно-моторной координации, зрительного восприятия и зрительной памяти анализируется с помощью специальных тестов. У нас в стране широко применяется методика Керна-Йирасека, однако, по мнению М. Безруких, оценка заданий этой методики очень субъективна. [4] Тест школьной зрелости Керна—Йирасека включает три задания: рисование мужской фигуры, срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек. Все они диагностируют в первую очередь степень развития тонкой моторики руки и зрительной координации и движений руки. Автор показал, что его тест обладает высокой прогностической валидностью и может предсказать будущую успешность обучения ребенка в школе. Однако дети, плохо выполняющие тест, могут также демонстрировать хорошую успеваемость, в связи, с чем автор подчеркивает, что предлагаемая им методика недостаточна для констатации школьной незрелости, а диагностирует лишь наличие школьной зрелости.
При определении уровня развития пространственного мышления эффективна и удобна методика А.Л. Венгера «Лабиринт». Ребенок должен найти путь к определенному домику среди разных путей и тупиков лабиринта. При этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов он пройдет (например, деревьев, кустов, грибов). Ребенок должен ориентироваться в лабиринте и схеме, которые отображают последовательность пути.
Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления, являются «Объяснение сюжетных картин» (ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней изображено) и «Последовательность событий» (ребенку предлагается серия сюжетных картинок, ему необходимо разложить картинки по порядку, так как развивались события). Первая методика дает представление о том, на сколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь. Во второй методике выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
С помощью методики предметной классификации изучают аспекты мышления (обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и др.). Ребенку предлагается несколько карточек с изображенными живыми существами и неодушевленными предметами. Он должен разложить карточки по двум признакам, выделяя их самостоятельно и мотивируя свой выбор. Наиболее интересна методика интерпретации пословиц. Она позволяет выявить уровень сложных мыслительных процессов анализа и синтеза. Методика интерпретации пословиц (по Б.В. Зейгарник) предлагает кроме пословицы еще две фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а другая не соответствует смыслу, внешне напоминая ее.
Программа диагностики психологической готовности к школе, предложенную и апробированную Н.И. Гуткиной включает ряд методик: 1) методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка; 2) методика выявления сформированности «внутренней позиции школьника» (специально построенная беседа с дошкольником); 3) методика «Домик», включающая задание по срисовыванию образца и позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики, умения работать по образцу; 4) методика «Да и нет», применяющаяся для диагностики умения ребенка действовать по правилу и представляющая собой модификацию известной игры «да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите»; 5) методика «Сапожки», направленная на диагностику умения пользоваться правилом для решения задачи и особенностей развития процесса обобщения; 6) методика «Последовательность событий», предназначенная для изучения особенностей развития логического мышления, речи и способности к обобщению; 7) методика «Звуковые прятки», предназначенная для проверки фонематического слуха. [12]
Методика определения готовности к школе (по Л.Я. Ясюковой) предлагает диагностический комплекс. Первый блок предназначен для группового тестирования и содержит гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная координация), тест Тулуз-Перона (особенности нейродинамики, работоспособности), тест Равена (визуально-линейное и структурное мышление), а также проективные тесты «Рисунок семьи» и «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера). Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком и содержит задания, ориентированные на измерение объема кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневых характеристик мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевого развития и личностных особенностей ребенка (тест Тэммл, Дорки, Амен – уровень тревожности, цветовой тест Люшера – энергетическое обеспечение и эмоциональные установки до школы). [37]
В предлагаемой методике выделяются и анализируются два типа понятийного мышления: интуитивное, формируемое в личном опыте ребенка, и «осознанное» мышление на основе правил. При исследовании интуитивного мышления ребенку предлагаются задания на дополнение, исключение, обобщение, а при исследовании «осознанного» мышления – задания, в которых принцип действия уже приведен и его надо только использовать.
Обучение в условиях современной школы не столько развивает детей, сколько требует для своего осуществления наличия определенных характеристик мышления. Следовательно, при диагностике готовности ребенка к школе необходимо искать именно их, а не просто исследовать память, внимание, восприятие и воображение.
Диагностика, предложенная Л.А. Ясюковой, состоит из тестов, позволяющих проанализировать особенности интеллекта (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе. Предлагаемый диагностический комплекс позволяет оценить уровень и особенности интеллектуального развития ребенка с учетом его репрезентативной системы.
Прогрессивные
матрицы Равена используются для
того, чтобы выяснить реальный потенциал
обучаемости детей при
Для детей, поступающих в школу, в качестве особо значимых можно выделить три характеристики речевого развития: словарный запас; способность к грамматически правильному построению предложений и речи в целом; произвольность владения речью. В данном комплексе диагностики роль речи выясняется с помощью заданий на реконструкцию предложений. Для оценки речевой кратковременной памяти используется наиболее прогностичное, довольно широко известное задание, в котором ребенку предлагается запомнить с одного предъявления ряд из девяти не связанных между собой односложных знакомых ему слов.
В диагностические комплексы необходимо включать зрительно-графический гештальт-тест Бендер (вариант для детей 6-12 лет). Тест позволяет надежно оценить степень сформированности зрительно-моторной координации, а также выявить наиболее проблемные моменты.
Скоростные характеристики психических процессов можно надежно замерить с помощью теста Тулуз-Пьерона. Важно знать, не только с какой скоростью, но и в течение, какого промежутка времени ребенок может внимательно, не отвлекаясь, следить за объяснением учителя, то есть необходимо оценить его произвольное внимание. Объем и качество произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), нарушения внимания, имеющие нейрофизиологическую основу (ММД), можно оценить с помощью теста Тулуз-Пьерона. Тест Тулуз-Пьерона дает информацию и о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Тест также позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга для оптимизации последующей коррекционной работы с ребенком.
Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе