Исследование психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: определение условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению в зависимости от диагностического подхода и адаптации ребенка в школе.
Задачи исследования:
Изучение и анализ диагностических приемов и программ психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы относительно исследований особенностей развития ребенка 6-7 лет и готовности его к обучению в школе.
Определение условий развития ребенка и «школьной зрелости», зависимость обучаемости ребенка в школе, обоснование выбора экспериментальных методик для исследования.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………..3
Основная часть
Готовность ребенка к школьному обучению……………………..……….6
Анализ литературы по теме ………………………………………………..6
Понятия «готовность к школьному обучению» и «школьная зрелость».12
Диагностика готовности детей к школьному обучению…..………….…19
Практическая часть
Исследование психологической готовности ребенка к школе………………………………………………………………………………28
2.1 Процедура определения психологической готовности к школе……...…28
2.2 Конкретные результаты обследования ………………………...………...36
2.3 Анализ результатов. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению ………………………………………………....................43
Заключение……………………………………………………………………...…49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

проблема готовности детей к школе.doc

— 854.00 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 5

Фамилия, имя Речевое развитие Кратковременная речевая память Кратковременная зрительная память Скорость переработки  информации Внимательность  Зрительно-моторная координация Тревожность
1 Илья В. хор хор хор ср выс сл хор
2. Вика Е. ср ср ср сл выс сл хор
3. Ира Ц. хор ср ср сл хор сл хор
4. Катя Б. ср хор сл сл хор сл хор
5. Катя В. ср хор сл сл ср сл хор
6. Лена П. сл хор ср сл ср Сл! хор
7. Толя Е. хор хор ср ср хор сл хор
8. Саша Ч. ср ср сл хор хор ср ср
9. Маша В. ср хор ср ср  ср ср ср
10. Яна Р. ср ср сл хор хор сл ср
11. Анжелика Т. ср ср сл сл выс ср хор
12. Кирилл Ш. хор ср ср ср выс хор хор
13. Люба Л. сл ср ср ср  ср ср ср
14. Денис Ю. ср хор ср  ср хор ср  ср
15. Даниил Р. хор хор хор ср выс ср хор
16. Олеся Е. хор ср ср ср выс ср хор
17. Ксюша Е. хор ср ср ср выс хор хор
18. Аня Ш. ср хор ср ср хор сл хор
19. Костя Р. сл ср Сл! сл хор Сл! сл
20. Саша В. сл ср ср сл выс ср хор
 

 

Продолжение таблицы 5

Фамилия, имя Энергия Эмоциональные установки
Самооценка Общая Школа Семья
1 Илья В. хор N N + +
2. Вика Е. хор + + N +
3. Ира Ц. ср N N N +
4. Катя Б. хор + + + +
5. Катя В. хор + + + +
6. Лена П. хор + N + N
7. Толя Е. ср + N + +
8. Саша Ч. хор N + + -
9. Маша В. ср N N + +
10. Яна Р. хор + + + N
11. Анжелика Т. хор N N N +
12. Кирилл Ш. ср + N N +
13. Люба Л. ср - N + +
14. Денис Ю. хор N + + +
15. Даниил Р. ср + + N +
16. Олеся Е. хор + + N +
17. Ксюша Е. ср + N N +
18. Аня Ш. ср + N + +
19. Костя Р. хор N N N +
20. Саша В. хор N N N +
 

 

Приложение  К

Показатели  деятельности и общего развития (по М.М. Безруких) 

Таблица 6 – Показатели деятельности и общего развития обследуемых детей

Фамилия, имя ребенка История развития Деятельность  и общее развитие

Организация деятельности

Речевое развитие Развитие мелкой моторики и графических умений Зрительное  восприятие Интегративные умения
1. Илья  В. 17 14 11 9 5 5
2. Вика  Е. 13 9 7 7 4 4
3. Ира  Ц. 11 7 5 4 2 3
4. Катя  Б. 14 12 9 8 4 4
5. Катя  В. 15 8 8 6 4 5
6. Лена  П. 13 9 10 8 4 5
7. Толя  Е. 18 10 12 11 5 7
8. Саша  Ч. 14 7 8 7 5 5
9. Маша  В. 17 9 11 12 7 8
10. Яна  Р. 16 8 9 9 6 5
11. Анжелика  Т. 13 9 7 11 4 4
12. Кирилл  Ш. 15 7 8 6 4 4
13. Люба  Л. 11 6 6 5 3 3
14. Денис  Ю. 12 8 7 8 4 4
15. Даниил  Р. 16 11 13 8 7 7
16. Олеся  Е. 17 12 14 12 6 8
17. Ксюша  Е. 17 11 14 11 7 6
18. Аня  Ш. 13 9 9 9 5 5
19. Костя  Р. 18 7 9 7 6 6
20. Саша  В. 14 8 6 5 3 4
 
 
 

     Полученную  в результате анализа сумму баллов можно сравнить с нормативными данными. Это позволит понять, сильно ли отличаются показатели конкретного ребенка от средневозрастных.

     Таблица 7 – Нормативные показатели деятельности и общего развития

Показатели Минимум-максимум Средние баллы
История развития 11-33 14-16
Деятельность  и общее развитие

Организация деятельности

7-21 8-9
Речевое развитие 6-18 8
Развитие  мелкой моторики и графических умений 5-15 8
Зрительное  восприятие 3-9 4-5
Интегративные умения 3-9 5-6
 

 

Приложение  Л 

Опросник  дезадаптации (Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко)

      Интересен опросник дезадаптации, предложенный Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко, который помогает систематизировать представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Методика состоит из 46 нижеприведенных утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один – участия родителей в воспитании.

    1. Родители совершенно отстранились от воспитания, почти не бывают в школе.
    2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.д.)
    3. Ученик не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста, например, дни недели, времена года, сказки и т.п.
    4. У первоклассника плохо развиты мелкие мышцы рук: он испытывает трудности при письме, у него получаются неравномерные буквы и т.п.
    5. Ученик пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
    6. Первоклассник пишет левой рукой.
    7. Часто ученик бесцельно двигает руками.
    8. Первоклассник часто моргает.
    9. Ребенок сосет палец или ручку.
    10. Ученик иногда заикается.
    11. Первоклассник грызет ногти.
    12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
    13. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
    14. Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.
    15. Такое впечатление, что ребенок младше других детей, хотя по возрасту он их ровесник.
    16. Речь первоклассника инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.
    17. Ученик чрезмерно беспокоен на уроках.
    18. Ребенок быстро примиряется с неудачами.
    19. Первоклассник любит шумные, подвижные игры на переменах.
    20. Ученик не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
    21. После интересной игры, физкультурной паузы ребенка невозможно настроить на серьезную работу.
    22. Ученик долго переживает неудачи.
    23. При неожиданном вопросе учителя ребенок часто теряется. Если дать время на обдумывание, то он сможет ответить хорошо.
    24. Первоклассник очень долго выполняет любое задание.
    25. Домашние задания ребенок выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
    26. Ученик очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
    27. Ребенок часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить простое правило).
    28. Первоклассник требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения «Пиши!» и т.п.
    29. Ученик допускает много ошибок при списывании.
    30. Чтобы отвлечь ребенка от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.
    31. Первоклассник приносит в школу игрушки и играет на уроках.
    32. Ученик никогда ничего не сделает сверх положенного минимума, не стремится узнать что-то, рассказать.
    33. Родители жалуются, что с трудом усаживают ребенка за уроки.
    34. Такое впечатление, что на уроках ученику плохо, он оживает только на переменах.
    35. К выполнению заданий ученик не любит прилагать никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий, например, болит рука, живот, голова и т.п.
    36. У ребенка не совсем здоровый вид (худенький, бледный).
    37. К концу урока первоклассник работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
    38. Если что-то не получается, то ребенок раздражается, плачет.
    39. Ученик плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
    40. Первоклассник часто жалуется на усталость, головную боль.
    41. Ребенок почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен не стандартно и требует сообразительности.
    42. Ответы ученика становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.)
    43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
    44. Ребенок затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
    45. Первоклассник часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
    46. Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него несформированы.

      При работе с опросником по данной методике учитель должен на бланке ответов  вычеркнуть номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.

      Бланк разделен вертикальной линией. Если вычеркнутый  номер находится слева от линии, то при обработке он дает 1 балл, если справа – то 2 балла. Максимальная сумма  баллов – 70 баллов. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ученик, можно определить его коэффициент дезадаптации: К=n /70, где n – количество баллов, набранных первоклассником. 

 

       Приложение М 

      Уровень дезадаптации первоклассников

      Таблица 8 – Определение уровня дезадаптации первоклассников

№ п/п Факторы, лежащие в основе адаптации РО НГШ Л НС И ГС ИНС
  Фамилия, имя  ребенка 1 2,3,4 5,6 7,8,9,10,11 12,13,14,15,16 17,18,19,20,21 22,23,24,25,26
1 Илья В.             22
2. Вика Е.       11     23,24
3. Ира Ц.   2,3   9 12,16 18,19  
4. Катя Б.           19,20  
5. Катя В.           20 22
6. Лена П.       9   18  
7. Толя Е.       8     22,23
8. Саша Ч.           21  
9. Маша В.             22,23
10. Яна Р.             24
11. Анжелика Т.           18,20  
12. Кирилл Ш.   4       19 22,24
13. Люба Л.   3   9   19,21  
14. Денис Ю.       7,9,11 14 18,19,20,21 26
15. Даниил Р.           19 22
16. Олеся Е.         13   23
17. Ксюша Е.           20 25
18. Аня Ш.       9   19,21 23
19. Костя Р.         12 19,20,21 26
20. Саша В.   4     16 19 24

Информация о работе Исследование психологической готовности ребенка к школе